Україна

"Россия готова договариваться и торговаться, поэтому Украина должна выжать максимум из этих торгов"

5:00 — 24 листопада 2015 eye 2236

Предложенный Путиным вариант реструктуризации «долга Януковича» — выплата по миллиарду в год в течение трех лет — прямо противоречит условиям соглашения с остальными кредиторами нашей страны

На прошлой неделе, сразу после окончания саммита руководителей стран «Большой двадцатки» в турецкой Анталии, президент России Владимир Путин объявил о том, что его страна наконец-то согласна реструктуризовать долг Украины по облигациям, выпущенным правительством Николая Азарова в конце 2013 года.

Путин попытался представить это согласие как одолжение со стороны России, о чем его якобы просил Международный валютный фонд. Также российский президент назвал условия, на которых он теперь готов получить деньги:

— Мы не просто согласились, а предложили лучшие условия реструктуризации украинского долга, чем те, о которых просил МВФ. Нас просили перенести этот платеж на следующий год. Я сказал, что мы готовы пойти на более глубокую реструктуризацию. Готовы к тому, чтобы в этом году вообще не получать никаких денег, а в следующем — получить миллиард, в 2017-м — еще миллиард и в 2018-м — еще миллиард.

При этом Путин выдвинул дополнительное условие: за Украину должен непременно кто-нибудь поручиться.

— Мы попросили такие гарантии либо от правительства США, либо от Евросоюза, либо от одного из солидных международных финансовых институтов, — сказал президент РФ.

Напомним, что кредит в размере 3 миллиардов долларов Россия в спешном порядке выделила лишенному звания президента Виктору Януковичу в декабре 2013 года — как взятку за неподписание договора об ассоциации с ЕС, а также в качестве аванса за будущий разгон Евромайдана, который к тому времени уже стоял в центре украинской столицы. И буквально через месяц стараниями Януковича и его команды эти деньги исчезли из государственной казны бесследно и навсегда.

Еврооблигации, которые в 2013 году выкупил Фонд национального благосостояния России, были выпущены сроком на два года, и срок их погашения наступает в конце декабря. До сих пор Россия категорически отказывалась вести любые переговоры о реструктуризации этого долга и устами всех высших должностных лиц требовала его выплаты уже в нынешнем году.

Между тем украинское правительство в октябре заключило соглашение о реструктуризации с кредиторами, владеющими ценными бумагами Украины. Причем одно из обязательств, которые взяла на себя наша страна в этом соглашении, состоит в том, что ни один кредитор не может получить более выгодные условия возврата денег, чем другие.

До сих пор Россия настаивала на немедленном возвращении долга по той причине, что рассчитывала таким образом разрушить сотрудничество Украины с МВФ. Ведь правила фонда предусматривают: финансовую поддержку от него не могут получить страны, у которых есть неурегулированные проблемы с долгами. Таким образом, невозврат 3 миллиардов в декабре автоматически должен был бы привести к прекращению программы помощи Украине.

Чтобы избежать такой ситуации, МВФ готов был изменить собственный устав, оговорив в нем, что исключения могут быть сделаны, если кредитором является государство, занимающее откровенно недружественную позицию по отношению к должнику. Такая поправка позволила бы фонду поддерживать Украину и в том случае, если бы она не стала выплачивать российский долг.

Поэтому Путин, осознав наконец, что никаких денег он в декабре не получит, заговорил о реструктуризации. Таким образом, сделан первый шаг к урегулированию проблемы. Однако сторонам еще предстоит большая работа, поскольку те условия, которые он назвал в Анталии, заведомо неприемлемы для нашей страны.

Напомним, что, в соответствии с соглашением, подписанным с кредиторами, Украина вообще не будет выплачивать тело займов в 2015—2018 годах. В течение этого времени кредиторы будут получать только проценты (7,75 процента годовых). Поэтому выплата по миллиарду в 2016—2018 годах прямо противоречит условиям договора с другими кредиторами.

И Путин определенно соврал, утверждая, что МВФ просил Россию только отложить возврат долга до 2016-го. Фонд прекрасно ознакомлен с содержанием соглашения с кредиторами и, конечно же, не стал бы предпринимать никаких действий, направленных на их нарушение.

Абсурдным является также и требование о том, чтобы ЕС или США поручились за возврат долга. Тем более ни к чему такие поручительства и международным банкам. Отношения Украины с кредиторами являются, безусловно, их частным делом.

О том, каковы перспективы разрешения украинско-российского спора о «долге Януковича», мы попросили рассказать начальника отдела стратегического планирования UniCredit Bank Егора Перелыгина:

— Реструктуризация внешнего долга Украины завершилась успешно. На сегодняшний день остался один важный вопрос — о бумагах на 3 миллиарда долларов, находящихся у казначейства Российской Федерации, которые не были включены в процесс обмена.

Позиция России до настоящего момента выглядела незыблемой. И все ожидали, что Москва выберет стратегию борьбы в международных судах. Эксперты понимали: это будет нелегкий процесс для обеих сторон.

Но у Украины при этом было два важных козыря. Во-первых, беспрецедентная поддержка со стороны МВФ, который готов вносить правки в свою систему предоставления кредитов ради программы поддержки Украины. Во-вторых, то, что любой международный юридический спор длится годами. Перевод переговорного процесса в международные арбитражи оказался бы для России очень дорогостоящим удовольствием.

Как показали последние события, Россия обратилась к Украине с предложением «отсрочить» выплату 3 миллиардов долларов и тем самым согласиться на российскую версию реструктуризации.

Конечно, это абсолютно невыгодно для украинской стороны, поскольку предусматривает возвращение долга России на лучших условиях, чем для других кредиторов.

Думаю, что данное «телодвижение» восточного соседа представляет собой некий знак: Россия готова договариваться и торговаться. Поэтому украинская сторона должна выжать максимум из этих торгов и не дать РФ возможности получить условия лучше, чем у других кредиторов.

Россия также желает, чтобы Украина признала данный долг не коммерческим, а государственным. Об этом можно было бы говорить, согласись Москва на длительную рассрочку, например, на десять лет. Данный вариант, думаю, мог бы устроить Украину, так как капитал после возобновления экономического роста будет дешеветь.

Однако даже сценарий длительной рассрочки и признания долга официальным и национальным может рассматриваться только при наличии «льготного периода» до 2019 года, поскольку это условие предусмотрено соглашением с другими кредиторами. Кроме того, любое внешнее давление на государственный бюджет до 2019 года может быть смертельно опасным для украинской экономики и для страны в целом.