Культура та мистецтво

Галина Невара: "Обняв меня за плечи, Анна Герман сказала: "Милая девочка, пойте на здоровье!"

7:45 — 24 листопада 2015 eye 3077

Популярная эстрадная певица отметила 65-летний юбилей

Каждый, кто хоть раз слышал пение Галины Невары, остается под неизгладимым впечатлением от сильного, с широким диапазоном голоса, до боли напоминающего тембр известной польской исполнительницы Анны Герман. И это обстоятельство сыграло немаловажную роль в судьбе заслуженной артистки Казахстана.

Специально для нее писали песни Александра Пахмутова («Песня о собаке», «Одесситы»), Евгений Птичкин («Этот вечер», «Верит людям земля»), Владимир Шаинский («Кукушка», «Я помню все»), Роман Майоров («Рыцари», «Детство»), Александр Морозов («Останься», «Веришь ли ты в первую любовь?»), Анатолий Кальварский («Сердце не может позабыть», «Песня о будущем») и многие другие.

— С юбилеем вас, Галина!

— Спасибо огромное! — отвечает Галина Невара. — 65 лет… Много это или мало для творческого человека? Помню, когда моей маме было «уже 67», я грустила по этому поводу. Она же мне говорила: «Доченька моя, ты еще молодая, красивая и талантливая! Это я у тебя старая. Живи и радуйся, что ты так любима людьми. Я это видела на твоих выступлениях». Мамы уже нет, но ее слова, наставления и напутствия всегда со мной.

— У вас, насколько я знаю, не так давно был еще один юбилей — 40-летие творческой деятельности…

— Верно. Я пою с детства. А начала еще в казахском городе Актюбинске, где жила моя семья и родилась я. Там с подругами создали музыкальный ансамбль, в составе которого и делали свои первые шаги на сцене. И тут в мою карьеру вмешался Его величество случай. В середине 1970-х в Актюбинск приехала группа гастролеров и, волею судьбы, в день концерта заболела солистка коллектива. Организатор гастролей Ян Садковский поднял на уши весь город: требовалось за несколько часов найти другую певицу и подготовить с ней вечерний концерт. Добрые люди подсказали, что беспроигрышным вариантом будет «девушка, которая сказочно поет» — Галина Невара. Так я познакомилась с Яном, моим будущим мужем. А еще — прошел мой первый сольный концерт.

— С чего началась ваша гастрольная жизнь?

— Выступала по городам и весям Казахстана, стала заслуженной артисткой этой республики. Затем меня пригласили солисткой в Алма-Атинскую филармонию. Именно в тот период записала первую в своей карьере пластинку с песнями среднеазиатских авторов. Далее гастролировала почти во всех крупных городах бывшего СССР. Была частым гостем на Центральном телевидении и радио.

— Все с тем же «среднеазиатским» репертуаром?

— Тогда я уже пела песни известнейших авторов Советского Союза: Александры Пахмутовой, Евгения Птичкина, Владимира Шаинского… Особо выделила бы песню «Снегопад», которую специально для меня написал Алексей Экимян. Однако я отказалась: была еще слишком молода для столь серьезной вещи и не решилась ее петь, о чем, если честно, жалею до сих пор. А тогда ее первой исполнила народная артистка Армении Раиса Мкртчян.

Кстати, Алексей Гургенович был не только классным композитором. Он занимал высокий пост в правоохранительных органах, был генералом милиции. Что, впрочем, не мешало ему создать такие шлягеры, как «Вот и весь разговор», «Вся жизнь впереди», «Пожелание». Его песни исполняли Муслим Магомаев, Людмила Зыкина, Эдуард Хиль, Вахтаг Кикабидзе, Анна Герман, Иосиф Кобзон, Нани Брегвадзе и другие именитые артисты.

В одной из программ Центрального телевидения мне аккомпанировал сам Ян Френкель, а песни я записывала с лучшими союзными эстрадно-симфоническими оркестрами — Юрия Силантьева, Александра Михайлова, Павла Овсянникова.

— То есть вы обрели всесоюзную известность?

— Да, хотя за этим никогда не гналась. Несколько лет работала солисткой Ленинградского мюзик-холла, сотрудничала с популярным тогда ансамблем «Дружба» Александра Броневицкого. В 1978 году вместе с Василием Зинкевичем стала лауреатом телевизионного конкурса «С песней по жизни». В финал вышла с песней Владимира Шаинского на стихи Михаила Рябинина «Когда цвели сады» в авторской аранжировке композитора, а также с песней из кинофильма «Белорусский вокзал».

— Тогда же состоялось и ваше знакомство с Анной Герман?

— Нет, чуть позже. Хотя с Анной Герман связан интересный эпизод. Дело в том, что свои «Сады» Владимир Шаинский предлагал нескольким певицам сопранового плана. Но песня не получалась. Многие считали ее пошлой. Когда же на запись приехала Герман (в аппаратной ждала своей очереди группа «Верасы», ставшая свидетелем произошедшего) и исполнила песню целиком, вместе с оркестром, композитор закричал не своим голосом и принялся бегать по студии. Все поняли: это огромная удача, шлягер состоялся. Позже Шаинский вспоминал: «Я не ожидал, что именно у этого произведения будет такой успех. Сам больше всего люблю эту песню. Так она ее спела…» «Когда цвели сады» стала лучшей песней 1978 года.

А с Анной я познакомилась в 1979-м, когда она была на гастролях в Средней Азии. Встретились в гостиничном номере в киргизском городе Фрунзе. Дело в том, что я уже год по предложению организаторов конкурса «С песней по жизни» исполняла «Когда цвели сады», из-за чего меня постоянно терзали сомнения. Ранее я видела Анну Герман дважды — на телевидении в Москве и в Алма-Ате, но подойти к ней не решалась. В Киргизии набралась смелости. Прихватила портативный магнитофон, на котором были мои концертные записи, в том числе из репертуара Анны, вошла в номер и сказала: «Эти песни — ваши. Стоит мне их петь или нет? Как вы скажете, так и будет…» Она, прослушав фрагменты записей, обняла меня за плечи: «Милая девочка, никого не слушайте, вы хорошо поете. Пойте на здоровье!» Я ушла счастливая, окрыленная…

Странная вещь: Герман не любила, когда другие исполняли ее песни, а мне — тогда мало кому известной девушке — разрешила сразу. Причем произошло это, когда Анна была в Советском Союзе последний раз. Я еще не знала ни о ее болезни, ни о жизненных трудностях…

*Уникальная манера исполнения Анны Герман покоряла слушателей всех стран, где она выступала

К слову, в том же 1979-м Герман гастролировала в Одессе. Одному из польских изданий она рассказывала, как здесь было здорово. Черноморские матросы встали и не отпускали ее со сцены. Когда певица сказала, что ей нужно улетать в Ленинград, они парировали: «Сегодня нелетная погода». Анна осталась и дала еще два сольных концерта…

— Наверное, только в Одессе такое могло случиться.

— Пожалуй. В Одессу я переехала 23 года назад вместе с мужем. Как и он, стала солисткой местной филармонии. Об этом городе и одесситах сложено много разных песен: лирических, веселых и озорных, грустных, героических. В них — любовь и нежность, радость и печаль, сама жизнь. Благодаря моему незабвенному Яну (муж Галины Навары Ян Садковский уже умер. — Авт.) Одесса стала мне второй родиной. Это прекрасный многонациональный город.

Во мне смешанная кровь: по отцу я украинка, по маме — русская. Сердце разрывается и душа плачет от того, что сейчас происходит между Украиной и Россией. Хочется кричать: «Прекратите огонь, остановите войну, злобу, ненависть, беду!» Погибают взрослые и дети, уничтожаются дома, страдает все живое вокруг! Ведь все мы хотим мира, счастливой жизни детям и внукам. Нам все равно жить рядом. Услышьте друг друга!

Каждый день я благодарю судьбу за счастье жить в Одессе, петь и служить этому благословенному городу. Благодарю всех, кто подарил мне свои песни, кто причастен к моему творчеству, которому я отдала более 40 лет на сцене.

— Галина, многие десятилетия ваше творчество связано с именем Анны Герман…

— Уже более 33 лет я несу людям память об Анне — великолепной певице и прекрасном человеке. В 1984 году с помощью поэта и журналиста Александра Жигарева (известный поэт-песенник, автор ряда песен, звучавших в исполнении Анны Герман, — «А он мне нравится», «Белая черемуха», «Ждите весну» и других) подготовила программу «Эхо любви». Затем было еще много специальных проектов и концертов, посвященных этой замечательной певице.

В 2001-м мне посчастливилось выступать на юбилейном концерте в Москве, где познакомилась с мужем Анны, Збигневом Тухольским. Он не скрывал своего восторга, услышав песни в моем исполнении. На следующий год я приняла участие в финальном гала-концерте фестиваля имени Анны Герман «Танцующие Эвридики» (Зелена-Гура, Польша). Польская публика очень тепло приняла выступление. Зрителей покорило акапельное исполнение песни «Быть может».

— На фестивале была очень хорошая певица, лауреат многих музыкальных премий Галина Невара, — вспоминал муж Анны Герман Збигнев Тухольский. — Она потрясла меня тем, что тембр ее голоса такой же, как у Анны. За свою жизнь я слышал много исполнителей, которые подражали Анечке, копировали ее манеру пения. Но при почти полном сходстве было видно, что голос Галины Невары — от природы, от Бога, и от этого никуда не уйти. Галя поразительно похожа на Анечку — когда она завершала гала-концерт звезд польской эстрады, в зале плакали. Невара пела песни на русском языке, которые очень многие знают в нашей стране: «Надежда», «Когда цвели сады», «Эхо любви», «Последняя встреча». После фестиваля ей предложили продолжительные гастроли по городам Польши, а директор самой крупной звукозаписывающей компании «Polskie nagrania» Ришард Маяк изъявил желание издать альбом Галины Невары с песнями Анны Герман. После фестиваля я пригласил Галю погостить у нас дома в Варшаве. Она согласилась и весь вечер пела песни из Анечкиного репертуара. Признаюсь, когда, слушая Галину, закрывал глаза, казалось, поет Анна…

Фото в заголовке из личного архива Галины Невары