В Таращанском пансионате для престарелых уже третий месяц отключают свет. Поскольку и плиты, и отопление, и бойлеры в учреждении электрические, для пожилых людей, многие из которых прикованы к постели, это просто катастрофа
Письмо — настоящий крик о помощи — в редакцию прислал Александр Короташ, доктор экономических наук, писатель, публикующийся под псевдонимом Константин Росташ. Когда-то давно от него отказалась мать. Семьей Александр не обзавелся. Жил одиноко в своей киевской квартире. А в прошлом году, сломав шейку бедра, четыре месяца пролежал в больнице, после чего вынужден был перебраться в дом престарелых. В Таращанском гериатрическом пансионате за Александром Анатольевичем ухаживают, его кормят, лечат. Но с сентября уровень жизни резко ухудшился: в пансионате стали отключать свет. И не на час-полтора, как бывает, когда устраняют поломку в электросетях, а на весь день. Куда только не обращался пожилой мужчина, чтобы как-то повлиять на ситуацию! И в «Киевоблэнерго», и в областную прокуратуру, и даже в Кабинет министров. Бесполезно. «Только вы можете помочь», — написал «ФАКТАМ» Александр Короташ.
На первый взгляд, ситуация кажется пустяковой. Подумаешь, отключили свет! Даже в Киеве в мирное время, бывало, приходилось готовить еду или листать конспекты при свечах. В селах же, где электропроводка повсеместно старая, люди иногда сидят без света по несколько суток. Особенно зимой, когда от сильных ветров рвутся кабели или поваленные деревья падают прямо на провода. Сейчас жизнь без электричества и вовсе никого не удивит: достаточно вспомнить, что делается в Крыму.
Но вот пожилых обитателей Таращанского пансиона особенно жалко. Они ведь все-таки не в АТО, не в буферной зоне и не в Севастополе. И у них все — еда, отопление, гигиена, скудные развлечения — напрямую зависит от наличия тока.
С автором письма Александром Короташем мне не удалось поговорить по телефону: в здании пансионата очень плохая связь, а выйти на улицу, где лучше слышно, мужчина не может, так как прикован к постели. По просьбе Александра Анатольевича мне позвонил его друг Павел Башкарев — переселенец из Краматорска Донецкой области, сейчас живущий в гериатрическом пансионате.
— В первый раз нам отключили свет в сентябре, — вспоминает 62-летний Павел Башкарев. — Было трудно: целый день ни чайник вскипятить, ни душ принять. А ведь у нас много лежачих больных. Некоторые под себя, извините, ходят. Как же такому человеку без горячей воды? А нагреть ее не на чем. Потому что и бойлер, и чайник электрические. Я уже не говорю о том, что пожилые люди не имеют возможности ни телевизор посмотреть, ни радио послушать. А когда начался отопительный сезон, стало совсем плохо. У нас своя водонапорная башня, и, когда отключают электроэнергию, насосы, естественно, не работают. Но даже если воду заранее накачать и нагреть в газовом котле, как ее гонять по трубам без электричества? Люди стали болеть, простужаться. Сидим в комнатах, натянув на себя всю одежду, кутаясь в одеяла, и все равно мерзнем.
Александр Короташ пожаловался в прокуратуру и получил ответ: Таращанское подразделение «Киевоблэнерго» проводит плановые работы по срезке деревьев.
— Объясните, сколько можно срезать деревья? — возмущается Павел. — Ну день, ну два. Но не третий же месяц! А у нас первое отключение света было 16 сентября, а последнее — 18 ноября. Порой по несколько раз в неделю сидели впотьмах. Поначалу даже грешили на нашего директора: думали, может, это он отключает свет, чтобы сэкономить. А потом выяснилось, что директор тоже жалуется на местные электросети.
— Я возмущен и обеспокоен происходящим, — говорит «ФАКТАМ» директор Таращанского гериатрического пансионата Николай Бутко. — Правда, нас за несколько дней предупреждали об отключении, но чем это могло помочь? Теплее или светлее от предупреждений не становилось. Пробовал говорить с руководителем Таращанских электросетей, отвечает, что все по плану. Что нам остается? Только терпеть и надеяться, что зимой такое не повторится. Потому что для пожилых людей, многие из которых больны и беспомощны, это будет настоящей катастрофой.
— Не знаю, будем ли мы отключать свет в ближайшее время, — заявил «ФАКТАМ» начальник Таращанского подразделения «Киевоблэнерго» Юрий Кругляк. — По поводу отключений: в сентябре-октябре шли плановые ремонты высоковольтных линий, обрезка деревьев. В ноябре не помню, почему не было света. Не обязан держать всю информацию в голове. Престарелые не являются лицами первой и второй льготных категорий. Они такие же, как все. А если им что-то не нравится, пусть руководство пансионата придумывает, как обеспечить учреждение дополнительными источниками электроэнергии.
— Знаете, нам и так живется не сладко, — вздыхает Павел Башкарев. — Я вот остался один на белом свете. Сначала жена умерла, потом — дочь: у нее оторвался тромб. Через восемь лет на стало зятя. У него отчего-то поднялась температура, и он в считаные часы буквально сгорел. Врачи так и не установили причину смерти. В пансионе нас 90 человек. Кто-то овдовел, кого-то дети сдали в пансионат, не захотели с ними жить. Мы тут, как говорится, донашиваем, доедаем, дочитываем свое последнее. Доживаем, одним словом. Так вот, очень хочется, чтобы государство дало нам возможность дожить наши дни спокойно.
Фото в заголовке Юрия Ермолина