Сегодня известный французский композитор даст сольный концерт в Одессе
За последние несколько лет это самые большие гастроли известного французского композитора в Украине. Четыре города: Киев и Одесса, Харьков и Винница услышат музыку, ставшую популярной еще в шестидесятые годы. Легран стал знаменит после выхода на экраны картины «Шербурские зонтики» с молодой Катрин Денев в главной роли. Трогательная мелодия песни «Я буду ждать тебя» сразу разлетелась по всему миру. Теперь она закрывает каждый концерт композитора.
Мишель Легран пробыл в Украине ровно неделю. Он жил в самом центре столицы. И отсюда два раза ездил на концерты — в Винницу и Харьков. Несмотря на возраст (Леграну 83 года), он легок на подъем и путешествует по миру. Его райдер достаточно скромный. Композитор довольствуется простой едой и с удовольствием лакомился варениками с вишней. На свой сольный концерт во Дворце «Украина» Легран пригласил Джамалу, которая исполнила одну из композиций маэстро. Легран спел и сам, признаваясь, что музыка — его самая сильная страсть.
— Более полувека назад вы впервые приехали в Советский Союз. Помните свои впечатления?
— Конечно, такое забыть невозможно. Это было 58 лет назад. Я попал в Советский Союз по приглашению Министерства культуры на Всемирный молодежный фестиваль. Тогда у меня были три концерта. Кстати, один из них — в Киеве. Еще я выступал в Москве и Ленинграде. По правде говоря, жизнь, которую я увидел, буквально перевернула все мое сознание. Это было совершенно не похоже на то, к чему привыкли мы, европейцы. Во времена Советского Союза это называлось «железный занавес». Больше всего меня потрясли огромная Красная площадь и мавзолей у стен Кремля. Тогда французскому джазовому оркестру, с которым я работал, впервые разрешили приехать в СССР и дать несколько концертов. Меня больше всего поразили люди. Они оказались на удивление музыкальными. Может быть, даже больше, чем во Франции. Потом я бывал в Киеве с выступлениями еще несколько раз. Но, к сожалению, ни разу мне не пришлось просто прогуляться по городу, зайти в музей и собор. Но то, что я видел из окна машины, меня восхитило.
— Интересно, какую музыку вы бы подобрали для нашей страны?
— Я не смогу ответить на этот вопрос. Просто потому, что не пишу мелодии для определенных людей, стран, даже под влиянием чувств. Я пишу только для себя. Все, что создал за эти годы, отражает лишь мои мысли и мое внутреннее состояние. Мне кажется, композиторы, которые говорят, что сочиняют специально для каких-то артистов, немного лукавят. Я и под даты никогда не работал.
— А если это политический заказ?
— Даже не представляю, что бы это могло быть. На самом деле, я ничего не имею против политиков. В конце концов, в каждой стране нужен хозяин. Другое дело, что в основном политики работают на свою пользу, а не на благо страны. И это касается не только Франции, но и, думаю, вашего государства тоже. В этом-то вся и проблема. Поэтому до музыки им дела нет.
— Ваш знаменитый хит из кинофильма «Шербурские зонтики» исполняли многие артисты. Среди них у вас есть любимая версия?
— Больше всего мне нравится исполнение, которое звучит в самой картине режиссера Жака Деми. Кстати, известную арию Женевьев, которую играла роскошная Катрин Денев, в картине исполняла моя сестра. Она же пела и за мать Женевьев, которую играла Анна Вернон.
*Музыку к знаменитой картине «Шербурские зонтики» написал Мишель Легран, а главную роль в нем сыграла Катрин Денев. Кадр из фильма
— Почти 60 лет вы находитесь в зените славы…
— Никогда не думал об этом. Просто занимался тем, что приносит мне самое большое наслаждение. Мои родители имели отношение к музыке, поэтому я с детства рос среди мелодий. Мне посчастливилось быть знакомым со знаменитой Эдит Пиаф. Я работал с Жан-Люком Годаром, был лауреатом премии «Оскар». Да, мне нравится слава, но, надеюсь, никогда я не был болен звездной болезнью.
— В этом году исполняется 100 лет со дня рождения великой Эдит Пиаф. Какой она вам запомнилась?
— Это была необыкновенная женщина. Начиная от внешности и заканчивая ее потрясающим внутренним миром. Помню, как незадолго до смерти Эдит Пиаф мне позвонила и предложила перезаписать 20 лучших песен в ее исполнении. Работа предстояла длинная, мы уже начали что-то делать. И тут вдруг Эдит сильно заболела. Мы встретились лишь несколько раз. К сожалению, она так и не смогла до конца осуществить свою мечту. И диск так и остался лежать у меня, записанный лишь до половины. Я помню, как много с Пиаф мы обсуждали Голливуд. Она знала, что я люблю Америку, а иначе и быть не могло, потому что это страна джаза. Тогда Эдит мне сказала: «Ты обязательно должен туда поехать, но не оставайся в Америке надолго, иначе потеряешь свой талант». В 70-х годах я действительно много времени провел в Голливуде. И все время думал о тех словах, которые сказала мне Пиаф. Я мог там остаться, но не сделал этого. Потому что почувствовал, как действительно начинаю терять свой талант.
— Когда вам легче всего работается?
— Творчество до сих пор остается для меня загадкой. У меня нет особого секрета или каких-то четких планов. Как правило, настоящий творец, по сути, не знает, что он делает. Все происходит само собой. Будто сверху кто-то начинает руководить. Я и не хочу узнавать какие-то секреты. Счастлив, что музыка до сих пор рождается в моей голове.
— Известно, что не так давно вы в третий раз женились.
— О, это очень интересная история. Она началась в далеком 1964 году, когда на кинофестивале в Бразилии я был в составе делегации из Франции. Вместе со мной там была и молодая актриса Маша Мериль. Мы полюбили друг друга буквально с первого взгляда. Но, увы, в то время оба были несвободны. У меня была жена, дети, я не мог их бросить. Маша тоже была замужем за итальянцем. Мы объяснились и поняли, что не можем быть вместе и решили сохранить свою любовь в тайне. А спустя 50 лет я встретил Машу вновь. Это было в Париже, в театре, где она играла в спектакле. Я смотрел на сцену и вспоминал ту Машу, которую полюбил еще в молодости. Не мог поверить своему счастью, потому что чувства вспыхнули вновь.
— Правда, что для этого брака вам пришлось даже перейти в православие?
— Католическая вера не позволяет жениться в третий раз, поэтому я вынужден был принять православие. Мы с Машей очень хотели быть вместе. Знаете, когда ты молод, не чувствуешь всю хрупкость нашего мира. Просто весело проживаешь свои дни. Зато сейчас я понимаю, как важно не потерять ни одной минуты.
— Вы счастливы?
— Абсолютно! Хочу, чтобы все люди вокруг меня тоже жили в гармонии. К сожалению, как это сделать, не знаю, совета у меня нет.
— Чему вы посвящаете свое свободное время?
— Вся моя жизнь в музыке. Одно время я активно занимался теннисом. Сейчас по причине здоровья давно уже не беру ракетку в руки. Люблю играть в шахматы, неплохо сражаюсь в пинг-понг. Раньше мне нравилось пилотировать самолеты. Я даже закончил несколько летных курсов и получил соответствующие дипломы. Если что, могу сесть за штурвал. Правда, в последнее время занят подготовкой оперы, в которой будет играть моя супруга. Это история молодой женщины (очень философская) о том, как она встречает в одном из кафе жиголо, и между ними завязываются интеллектуальные отношения. Они все время выясняют, кто из них самый умный. Но главная интрига в том, что моя Маша играет мужскую роль. В общем, я весь в предвкушении того, что присутствую при рождении чего-то необычного.