Из-за наплыва льготников в нынешнем году тысячи абитуриентов с высокими баллами в сертификатах не смогли поступить в столичные университеты на бюджетную форму обучения
«И кто только подводил итоги этих конкурсов?! Неужели теперь уже и с 350 баллами нельзя попасть на бюджет?» — возмущается парень, просматривая списки поступивших в известный столичный вуз. «И я не прошла, — раздался в толпе подавленный девичий голос. По лицу абитуриентки рекой льются слезы. — А у меня 395 баллов из 400 возможных! Наверное, я оказалась для них слишком умной. Что поделаешь, если на бюджет поступили только льготники »
Жительница Каменец-Подольского 17-летняя Лена Новицкая узнала о независимом тестировании еще в десятом классе. Несмотря на то что до поступления оставалось больше года, она стала вникать во все тонкости вступительной кампании, покупать учебную литературу и даже писать пробные тесты вместе с выпускниками. Оценка, которую она получила на пробном экзамене, поразила всю школу — девушка написала тест лучше всех.
- Разумеется, я решила не останавливаться на достигнутом, — рассказывает Лена. — К тому времени на моем счету была уже не одна победа в известном конкурсе украинского языка имени Петра Яцыка и на олимпиадах, но я поняла, что нужно работать в два, а то и в три раза больше. Поэтому отправилась в магазин покупать новые книги.
В отличие от большинства одноклассников, которые собирались подавать документы на двадцать, а то и тридцать специальностей одновременно, Лена определилась с будущей профессией еще в начальных классах. Школьница поставила себе цель стать журналисткой. Еще учась в младших классах, девочка отнесла свои стихи и рассказы в местную литературную студию. И уже вскоре они начали появляться на страницах газет.
- Я решила во что бы то ни стало поступить на журфак, — вспоминает моя собеседница. — Долго выбирать университет не пришлось — только Институт журналистики Киевского национального университета. Прекрасно понимая, что для того, чтобы пройти жесткий отбор, нужно иметь хороший багаж знаний и творческих наработок, я старалась не упускать ни одного литературного конкурса. Днями и ночами писала рассказы, носила их литературному руководителю и совершенствовала свой стиль.
Результаты такой настойчивости не заставили себя долго ждать. Вскоре Лена уже была обладательницей приличного количества грамот и литературных наград. А в десятом классе школьница выиграла всеукраинский конкурс юных журналистов и поступила в Московский православный колледж на заочное отделение факультета журналистики. В школе по всем предметам имела только «отлично». Узнав о независимом тестировании, Лена сосредоточилась на изучении украинского языка и истории Украины.
- Не имея денег на репетиторов, я надеялась лишь на собственные силы, — говорит Лена. — Ей-богу, ради поступления была готова на все! Приходя из школы, садилась за письменный стол, на котором у меня стояла фотография красного корпуса университета Шевченко, и принималась за учебу. Не отрываясь от книг, я не замечала, как летело время. Лишь когда около двух часов ночи на пороге комнаты появлялась рассерженная мама, приходилось откладывать учебники и ложиться спать. Правда, со временем я перестала обращать внимание на ее замечания. До хрипоты спорила с родными, объясняя им, что не хочу упускать шанс стать студенткой. Спустя несколько месяцев мне уже казалось, что два часа ночи — детское время. Я сидела за книгами до трех, а то и до четырех утра. Помню, пишу конспект и слышу чьи-то шаги — значит, или бабушка, или мама идут укладывать меня в кровать. «Оставь ты эти книги! — кричала бабушка. — Угробишь здоровье и точно никуда не поступишь! Еще не хватало, чтобы тебя тут скорая помощь откачивала!» Бабушка как в воду глядела. Из-за постоянного недосыпания и дикой усталости я стала ужасно нервной и каждый день перед тем, как идти в школу, пила валерьянку. А однажды упала в обморок на уроке химии.
Встала отвечать, и у меня потемнело в глазах. Пришла в себя, когда в школу приехала «скорая». Медики сказали, что у меня синдром хронической усталости, на две недели освободили от занятий, дав наставление не прикасаться к учебникам. Отлеживаясь в кровати, я не могла избавиться от мысли, что теряю драгоценное время. «Одноклассники готовятся к тестированию, а ты байдыки бьешь», — словно говорил внутренний голос. Не в силах смириться с мыслью, что не успею выучить и не поступлю, я непроизвольно тянулась за книжкой
По словам Лены, обморок на уроке быстро забылся. Продолжая настойчиво грызть гранит науки, она с каждым днем оставляла на сон все меньше времени. А однажды решила попробовать не спать всю ночь.
- В тот день мне, как назло, рано захотелось спать, — вспоминает моя собеседница. — А еще столько всего нужно было выучить! Сейчас уже понимаю, что делала глупости, но тогда о здоровье я думала в последнюю очередь. Выпила полбанки кофе, но не помогло — глаза слипались от усталости. Тогда я тихонько закрылась на кухне, села на пол и проколола булавкой палец. От резкой боли проснулась мигом. Кровь брызнула фонтаном, мне даже стало нехорошо. Остановив кровотечение, я выпила еще одну чашку крепкого кофе и сидела за книгами до утра. Чтобы не спать, приходилось обливать себя ледяной водой. Такие пытки спустя некоторое время вылезли боком — меня опять забрала «скорая» с нервным срывом и истощением. Но я не сдавалась. Учась днем и ночью, старалась еще находить время на журналистику. Публиковала заметки в местных и всеукраинских газетах, побеждала в конкурсах. Старалась изо всех сил.
Когда Лена узнала результаты независимого тестирования, ее уверенность в том, что мечта сбудется, окрепла — по истории Украины и украинскому языку у девушки в сумме получилось 388,5 балла из 400 возможных. Сдавая в приемную комиссию сертификат и толстые папки с творческими работами и грамотами, она уже предвкушала момент, когда увидит свою фамилию в списке поступивших в Институт журналистики. Но этому не суждено было случиться.
- Я хорошо сдала творческий конкурс, — говорит Лена. — Невозможно передать, что почувствовала, когда не нашла себя в списке поступивших на бюджет. Я не могла поверить, что это происходит на самом деле. В приемной комиссии объяснили, что с такими хорошими баллами я должна была пройти на бюджет, но в этом году поступало много абитуриентов-льготников и университет вынужден был принять их всех. Для меня просто не осталось места. Ноги стали ватными, сердце заныло. Появилось ощущение безвыходности и отчаяния. Все мои надежды и планы рассыпались как карточный домик. Целый год я жертвовала всем ради учебы, чтобы потом вместо меня взяли абитуриента, который набрал минимум баллов, но имеет справку, которая дает ему право поступать вне конкурса! Я была на пределе, но все же взяла себя в руки и успокоилась. Лишь спустя несколько дней осознала, что дорога в университет в этом году для меня закрыта. Никому не пожелаю пережить это ужасное ощущение собственной беспомощности!
Жертвой подобной несправедливости стал и приятель Лены Назар, который, имея 389 баллов из 400 возможных, не поступил на факультет философии того же Киевского университета.
- Когда мы ехали домой, на Назаре лица не было, — тихо говорит Лена. — Он был такой подавленный и унылый, у него началась депрессия. Я пыталась отвлечь приятеля от грустных мыслей, но бесполезно — он безучастно смотрел в одну точку, не говоря ни слова. Оказывается, в тот же день он узнал, что не поступил еще в какой-то столичный вуз, причем по той же причине. У него бедная семья — Назар собирался поступить в университет, найти в Киеве работу и материально помогать маме. Сколько времени и сил он потратил на подготовку к этим тестам, а вернулся домой ни с чем. Даже боюсь ему звонить.
Хоть в нынешнем году абитуриенты-льготники атакуют в основном престижные столичные вузы, многие из них довольствуются местными или областными университетами, на которые бюджетных мест выделено на порядок меньше, чем на киевские. Парадоксальный случай произошел в Черновцах, когда абитуриентку, набравшую максимальное в области количество баллов не приняли в Черновицкий национальный университет. Причиной отказа абитуриентке тоже стали льготники, которые заняли все бюджетные места на избранном ею факультете.
Найти самую умную в области выпускницу не составило труда — о ее успехах наслышаны многие.
- Как фамилия — Петрушко? — переспросила приятная молодая женщина из Черновицкого областного управления образования. — Людочка — наша звезда. Какие мозги надо иметь, чтобы получить такие потрясающие результаты! Она даже на приеме у Президента была.
- Людочка всего в этой жизни добивалась сама, — рассказала «ФАКТАМ» директор Заставницкой школы (Черновицкая область) Светлана Мартынюк. — Так получилось и с тестированием. Поставила перед собой цель и достигла ее. Вы бы видели, как она старалась! При том, что она обладала незаурядными способностями в области филологии, девочка учила украинский язык не покладая рук. Она и в конкурсах имени Петра Яцыка побеждала, и в олимпиадах. А какие стихи пишет — заслушаться можно! На тестировании девочка набрала 400 баллов из 400 возможных!
- Это рекорд области, — говорит бабушка Люды Ольга Николаевна. — Людочка подала документы в Черновицкий национальный университет имени Юрия Федьковича (там уже все были наслышаны о ее достижениях!) и решила попробовать свои силы в Институте журналистики Киевского национального университета. Представляете, какой у нее был шок, когда в списках поступивших в Черновицкий университет она не нашла своей фамилии. Внучка чуть в обморок не упала. Лучшую ученицу области не приняли в областной университет! В приемной комиссии ей сказали, что университет мечтал о такой студентке, но, увы, льготники заняли все бюджетные места. Люде предложили поступать на контракт, но денег на обучение у нас не было. Внучка уже совсем было отчаялась, как вдруг неожиданно поступило известие о том, что она поступила в Киевский институт журналистики. Слава Богу, ее старания оказались не напрасными.
- Я ничего не имею против льготников, они тоже имеют право получать бесплатное образование, — говорит Лена Новицкая. — Но нельзя же, чтобы те абитуриенты, которые готовились несколько лет и отлично сдали тестирование, в результате остались за бортом. Вы бы видели, что творилось возле университетов, когда приемные комиссии обнародовали списки поступивших. Слезы, истерики, обмороки. А если завтра абитуриент с высокими баллами, узнав, что он не поступил ни в один университет, покончит с собой?! Я не преувеличиваю, люди разные
- Ситуация с льготниками в этом году действительно катастрофическая, — рассказал «ФАКТАМ» помощник президента по вопросам приема Национального университета «Киево-Могилянская академия» Вячеслав Невинчаный. — Например, максимальный балл для поступления на определенную специальность — 600 (если требуется три сертификата. — Авт. ). Но из-за огромного количества льготников мы не можем принять на бюджет даже тех, у кого в сумме выходит 580 баллов! Ситуацию однозначно нужно решать на законодательном уровне. А к абитуриентам-льготникам у приемных комиссий все чаще возникают вопросы по поводу их медицинских справок. Почему-то большинство таких документов выданы весной нынешнего года — вызывает подозрение тот факт, что именно накануне вступительной кампании такое количество школьников вдруг стали инвалидами. 24 июля к нам в приемную комиссию пришел сын известного госслужащего и предъявил подобную справку, которая была выдана 23 июля этого же года! Правомерность ее выдачи мы сейчас проверяем.
- Кстати, после того как Министерство образования объявило, что будет проводить дополнительные проверки медицинских справок, почти половина(!) льготников в университете больше не появилась, — рассказал «ФАКТАМ» директор Института филологии и ответственный секретарь приемной комиссии Киевского национального университета Григорий Семенюк. — Но, согласитесь, проверка справок и добавка двух-трех бюджетных мест по просьбе вуза проблемы не решит. Поэтому наш университет будет настаивать на том, чтобы в следующем году только 25 процентов от общего количества бюджетных мест можно было отдавать льготникам.
Прокомментировать ситуацию «ФАКТАМ» согласился заместитель главы Департамента высшего образования Министерства образования Украины Юрий Коровайченко:
- Абитуриентов, которые имеют высокие баллы, но не проходят на бюджетную форму обучения из-за того, что все места заняты льготными категориями абитуриентов, можно понять: по отношению к ним это несправедливо. Поэтому мы попробуем немного стабилизировать ситуацию, добавляя бюджетные места. Правда, сделать это сможем только после того, как будут готовы приказы ректоров на зачисление. Сейчас мы не видим реальной картины. В большинстве вузов списки поступивших только обнародовали — абитуриенты еще не сдали оригиналы документов (они должны сделать это в пятидневный срок. — Авт. ). Но министерство может добавить бюджетные места лишь в том случае, если количество льготников на определенную специальность будет превышать число мест госзаказа.