Життєві історії

Моряки с "Miss Ann": "Хозяин судна достал автомат и заявил: "Если не выйдете в море, буду вас убивать!"

5:45 — 25 грудня 2015 eye 4065

Члены экипажа теплохода «Miss Ann», застрявшего у берегов островного государства Тринидад и Тобаго, после семи месяцев мытарств вернулись в Одессу

На родину из Тринидада и Тобаго вернулись семеро украинских моряков. Изможденные, дважды ограбленные — хозяином судна и пиратами, — но все равно довольные тем, что семь месяцев мытарств уже позади. Моряки полны решимости сражаться за свои права с судовладельцем, так и не выплатившим им зарплату.

— Мы прилетели в Колумбию, как и было обусловлено контрактом, — рассказал «ФАКТАМ» старший механик Василий Апостол. — Там ремонтировался теплоход-буксир «Miss Ann». Мы сразу же обратили внимание, что судно очень запущено, словно его и не ремонтировали. Нам пояснили: теплоход — старенький, 1969 года выпуска, длительное время эксплуатировался в США. За небольшие деньги его приобрел гражданин Турции и решил перегнать к себе на родину.


*"Miss Ann" был спущен на воду в 1969 году

— Так называемое сотрудничество с этим судовладельцем длится с начала года, — говорит моторист Сергей Бакаев. — В этот раз мы работали поневоле. Хозяин не сумел расплатиться за предыдущий рейс и предложил через одесского менеджера, нанимавшего нас на работу, рассчитаться сразу за два. Дескать, этот рейс будет не сложным — нужно только перегнать отремонтированное судно.

Моряки были вынуждены согласиться. За оба рейса судовладелец обещал заплатить по 15 тысяч долларов каждому.

— Нам сказали: перегоните судно через Атлантический океан — из Южной Америки к островам Кабо-Верде, — добавляет второй механик Всеволод Маркин. — Там получите полный расчет и сможете вернуться домой. Судовладелец распорядился, чтобы мы вышли в море через 48 часов. Но и через 76 часов судно не было готово к рейсу.

По словам матроса Николая Якименко, на теплоход прислали ремонтную бригаду, но реанимировать «эту посудину» было бесполезно: едва чинили одно, как сразу же ломалось другое. Наконец все же отчалили, прошли 50 миль. За это время дважды загорался главный двигатель, попросту отвалился и утонул один из рулей. Идти дальше было невозможно. Счастье, что «Анечка» (так моряки называют «Miss Ann») двигалась вдоль берега. Ведь какая-либо связь с наземными службами, коллегами на других теплоходах отсутствовала. Еле-еле удалось достучаться до судового агента в Тринидаде и Тобаго. Оттуда выслали буксир, который оказался не приспособлен для транспортировки: у него семь раз обрывался трос! До стоянки добрались в три часа ночи — вымокшие, обессиленные. Встали на якорь и легли спать.

— Вдруг услышал, что кто-то дергает дверную ручку, — вспоминает Василий Апостол. — Подумал, кто-то из наших. Открыл каюту — там двое незнакомцев с пистолетами, еще один — с топором с нашего противопожарного стенда. Скомандовали: «Выходи!» Деваться было некуда — вышел и увидел, что трое моряков уже связаны. Затем пираты привели «под конвоем» еще троих. После этого заявили: «Нам нужны деньги, и побольше!» Оставив одного своего — он держал нас на мушке, грабители отправились «прогуляться» по каютам.

Перевернув все вверх дном, налетчики забрали деньги, ноутбуки, смартфоны. Долго издевались, держа моряков под прицелом автоматов. Грозились застрелить 70-летнего капитана, который пытался как-то договориться с грабителями. Потом сильно его избили. Первую помощь капитану оказали моряки — подручными средствами из личных запасов, поскольку судовая аптечка была практически пуста. Ведь никаких медикаментов судовладелец не поставлял и их закупку не финансировал. (Впрочем, в этом «рейсе» не хватало не только лекарств, но и продуктов. Практически отсутствовала питьевая вода. Та, которая лилась из судового крана, была коричневого цвета, такой даже мыться было опасно.)

Налетчики, раздосадованные скудной добычей, покидая судно, заперли связанных людей в одной из кают. Освободившись от пут, моряки выбили двери и обратились в полицию.

— Полисмены приехали, все записали, сфотографировали, — говорят моряки. — Сказали: «Ничего подобного здесь никогда не было. Это просто какие-то ненормальные. Разберемся…» На том «разбирательство» и закончилось.

В полиции все же завели дело и даже вызвали из Турции судовладельца. Экипаж рассчитывал, что работодатель примет какие-то меры, поставит буксир на ремонт, заменит тех моряков, у которых закончились контракты, выплатит долги по зарплате… Но не тут-то было.

— Хозяин требовал перегнать судно в Турцию, — рассказал Сергей Бакаев. — Причем настаивал на своем даже после того, как узнал о двух пожарах в машинном отделении. Мы сказали, что это равносильно самоубийству — выйти в открытый океан на практически неуправляемом судне, с потерянным якорем и оторванным рулем. «Заглушу сломанный руль, и вы отправитесь на одном! — крикнул судовладелец. А потом достал автомат и заявил: — Если не выйдете в море, я просто буду вас убивать!..»

Моряки поняли, что хозяину выгодно, чтобы судно вышло в рейс. Если оно затонет, владелец получит приличную страховку. Обращаться за помощью было не к кому — в Тринидаде и Тобаго нет дипломатической миссии Украины. Моряки решили связаться с родными.

— Родственники моряков, опасаясь за их жизнь и здоровье, обратились к нам, — сообщили в фонде помощи морякам «Ассоль». — Поступили, безусловно, правильно. Тем более, что наши соотечественники оказались не в Европе и даже не в США, где есть украинские дипломатические представительства. К счастью, удалось выйти на ближайшую дипмиссию Украины — в Вашингтоне. Мы начали переписку с МИД. Задача была как можно быстрее снять экипаж с борта злополучного судна и вернуть на родину. Под натиском юристов хозяин буксира отпустил моряков. Оставалось позаботиться об их доставке домой, ведь каждый авиабилет стоит 1,5 тысячи долларов. Шестьдесят тысяч гривен выделил наш фонд, остальные деньги собрали родственники, знакомые, неравнодушные люди.

Украинские моряки вернулись домой. В четыре этапа: с Тринидада в Каракас (Венесуэла), оттуда — в Париж, потом — в Киев и уже затем — в Одессу.


*Фонд «Ассоль» помог морякам вернуться на родину

По подсчетам моряков, судовладелец задолжал команде порядка 200 тысяч долларов. В «Ассоли» считают, что у экипажа есть шанс вытребовать долги. У сотрудников благотворительного фонда имеется опыт решения подобных проблем, и примерно в 60 процентах случаев удавалось решить вопрос в пользу наших соотечественников.

— Правда, нужно набраться терпения, — комментирует аналитик фонда «Ассоль» Андрей Шевченко. — Если не получится выбить деньги у работодателя, можно, например, добиться ареста судна. По имеющейся информации, у данного судовладельца есть пять теплоходов. Один из них нужно выставить на аукцион и из вырученных средств расплатиться с украинским экипажем.

Моряки полны решимости разобраться по закону с горе-хозяином «Miss Ann». Пока же им предстоит непродолжительный отдых и новые рейсы. На других судах, тоже «подфлажных» (иностранных судовладельцев), поскольку своего флота у Украины практически не осталось. А классных морских специалистов в стране тысячи.

Одесские врачи обеспокоены здоровьем капитана, который больше всех пострадал при нападении пиратов. Он уже может понемногу двигать искалеченной рукой, но слух полностью не восстановился, есть проблемы с сердечно-сосудистой системой. Заботами фонда «Ассоль» капитана направили на реабилитацию в санаторий «Лермонтовский».

Тем временем в адрес фонда продолжают поступать тревожные сообщения о неправомерных действиях в отношении украинских моряков. Вот одно из них:

«К вам обращается экипаж теплохода „Тallas“, флаг — Камбоджа. Среди членов экипажа — жители Украины, России. На данный момент на борту остались семь человек. Судно стоит на якоре, на рейде порта Стамбул в одной миле от порта Зейпорт, с 14.08.2015 года. Экипаж и судно брошены судовладельцем. Зарплата не выплачивается с 15 июля. Снабжения и обеспечения нет. Моряки по 12 суток находились без продуктов питания.

Экипаж уже давно обратился к инспектору ITF в Стамбуле и в ITF (Лондон), но проблемы так и не решились. У всех на борту закончился срок действия контракта. Предыдущий экипаж тоже был обманут и зарплат не получил. За судовладельцем тянутся задолженности с 2011 года. Это выяснилось уже позже, когда начались разбирательства. Экипаж в подавленном состоянии. В связи с постоянным стрессом и условиями работы и проживания от моряков все чаще поступают жалобы на здоровье.

Судовладелец всячески пытается сохранить старое судно, в очередной раз обманув экипажи. И у него это прекрасно получается… Моряки и их семьи в критическом положении. Мы просим помощи в разрешении данного вопроса и в привлечении судовладельца к ответственности…»