— Спортсмены-паралимпийцы соревнуются с такими же, как они, инвалидами, а я конкурирую со здоровыми людьми, — говорит «ФАКТАМ» незрячий ученый из Запорожья 41-летний Евгений Клопота, защитивший на прошлой неделе в Киеве в Институте специальной педагогики НАПН Украины докторскую диссертацию по психологии. — Своим примером доказываю, что упорным трудом тотально слепой человек может добиться успеха в жизни.
— Все, кто меня окружает, знают, что не терплю поблажек к себе, — говорит Евгений Клопота. — Дел у меня много: преподаю в Запорожском национальном университете, работаю практикующим психологом, возглавляю научный журнал по психологии (кстати, я, вероятно, единственный в мире незрячий главный редактор), занимаюсь общественной работой.
Университет я закончил с красным дипломом, кандидатом наук стал в 29 лет. И вот теперь защитил докторскую, посвященную интеграции слепых в мир здоровых людей. В диссертации заключен опыт, полученный в ходе работы с двумя тысячами 132 слепыми и зрячими людьми. Я интервьюировал их на предмет того, что мешает здоровым и инвалидам общаться, вместе трудиться. Проводил психологические тренинги, семинары, даже устраивал концерты. Во всех этих мероприятиях участвовали как слепые, так и зрячие люди. Моя задача — добиться, чтобы инвалиды не стеснялись своих физических недостатков, не замыкались в квартирах, старались жить нормальной жизнью. В США, например, никого не удивит и не шокирует девушка, которая выходит на улицу в шортах с протезом ноги. Чем наши инвалиды хуже?
— Вы слепой от рождения?
— Нет, я потерял зрение в шесть лет: кто-то из ребят в детском садике ударил меня по голове. Ослеп не сразу — поначалу меня просто тошнило и рвало. Врачи допустили роковую ошибку, решив, что это пищевое отравление. Меня даже положили в инфекционное отделение. Вскоре стало ясно, что проблема не в инфекции. Тем временем зрение становилось все хуже. Правильный диагноз поставили в одной из московских клиник, куда меня повезли родители. В затылочной части головы образовалась большая гематома. Ее удалили, но она стала причиной моей слепоты.
Учиться меня отдали в Харьковскую областную специализированную гимназию-интернат для слепых детей имени Владимира Короленко — одно из лучших в Украине заведений такого профиля. Я там занимался в более чем десяти кружках: шахматном (у меня по этому виду спорта первый взрослый разряд, сейчас ради удовольствия играю с компьютером и нередко его обыгрываю), драматическом, танцевальном, радио, макраме… Увлекался единоборствами. При гимназии работала музыкальная школа, я учился в ней игре на баяне и фортепиано. Кстати, игра на музыкальных инструментах позволила, кроме прочего, отлично развить моторику пальцев. Благодаря этому, когда в конце 1990-х у меня появился компьютер, я без особого труда стал работать на клавиатуре. А умения, полученные в хореографическом кружке, пригодились на моей свадьбе: мы с Оленькой (поженились в 2002 году) преподнесли гостям сюрприз, исполнив вальс.
Когда на каникулах я приезжал из гимназии домой в Запорожье, отец (к сожалению, уже покойный, он умер в 51 год) учил меня обращению с рабочими инструментами: отверткой, плоскогубцами, пилой, молотком, топором. Говорил при этом: «Просто бери и делай». Я ему безмерно за это благодарен: папа давал необходимые в жизни навыки и умения, воспитывал во мне самостоятельность. Мы тогда ездили в село к бабушке, и я помогал пилить сухие деревья, рубил дрова. Не стесняясь своей слепоты, даже в футбол с местными ребятами играл.
— Когда мы еще были студентами, Женя починил у меня дома водопроводный кран, — вступает в разговор жена Евгения Ольга. Она зрячая, занимается наукой (кандидат педагогических наук, работает в Хортицкой национальной учебно-реабилитационной академии). Приехала с мужем в Киев на защиту диссертации. — На первом курсе института Женя учился в Харькове, а затем перевелся в Запорожский университет, где мы и познакомились. Однажды я ему пожаловалась, что у меня дома кран течет. «Так я его мигом починю!» — уверенно заявил Женя. Мы жили недалеко друг от друга, и я ответила: «Ладно, попробуй». И что вы думаете, он справился.
— Это все отцовская наука, — подхватывает Евгений. — А мама (она великолепный кулинар) научила меня готовить. Больше всего мне нравятся отбивные.
— Когда я заканчивал гимназию, многие советовали получить профессию массажиста, мол, занятие денежное — не то что розетки собирать на предприятии общества слепых, — продолжает Евгений. — Я послушался совета и подал документы в медицинское училище в Геническе. Вот только мне совершенно не хотелось быть массажистом. Тянуло к творческой работе, поэтому подал заявление еще и в Харьковский институт культуры на факультет социальной педагогики. Экзамены в этот вуз сдал успешно, и меня зачислили на первый курс. Родители сняли квартиру мне и моему другу Сергею Картавцеву, тоже незрячему. Мама пожила с нами пару недель, помогла выучить дорогу в институт и ближайшие магазины. Первого сентября я попросил ее не сопровождать меня на занятия, ведь должен был уметь со всем справляться сам.
Незрячий в группе был только я. В первые дни не все преподаватели знали, что я не вижу (по глазам Евгения определить это практически невозможно. — Авт.). Им все становилось ясно, когда я начинал конспектировать: писал шрифтом Брайля, продавливая отверстия в бумаге особым грифелем. Было довольно сложно освоиться среди зрячих, но мне это удалось. Я подружился с одногруппниками, ходил с ними на дискотеки, в кафе, даже покуривал на переменах.
Часто по выходным приезжала мама. Мы отправлялись с ней в библиотеку, и она начитывала на магнитофон нужные мне учебники. В Харькове я проучился полтора семестра, однако из-за материальных трудностей принял решение перевестись в Запорожский университет. Здесь и познакомился со своей будущей женой Олей. Некоторое время просто общались, но в какой-то момент оба почувствовали, что мы — родственные души. Я полюбил ее голос, мне импонировал дружелюбный характер. Был на седьмом небе от счастья, когда она согласилась стать моей женой.
Учась в университете, решил возобновить занятия спортом. Повезло, что секцию плавания возглавляла Светлана Манилова (к сожалению, уже покойная). Она имела опыт работы с инвалидами, поэтому без опасений взяла меня к себе. Во время занятий в бассейне у меня выработалось умение плавать прямо, получалось четко держаться на своей дорожке. Когда мы ездим с женой и сыном Ильей на море, окружающие отмечают: «До чего технично вы плаваете!»
— Как ориентируетесь в открытом водоеме?
— По теплу солнца, ветру, волнам, звукам, которые доносятся с берега. В студенческие годы я еще и дзюдо занимался, боролся со зрячими ребятами. На третьем курсе решил поступить в Санкт-Петербургский институт Гештальта, в котором делается упор на практическую подготовку психологов. Меня туда приняли, и я занимался одновременно в двух вузах. Преподаватели приезжали в Запорожье четыре раза в год и проводили интенсивные (с утра до вечера) тренинги со своими местными студентами. Эти полезные занятия очень пригодились, когда я стал практикующим психологом.
— Как получилось, что вы стали преподавателем?
— Когда учился в аспирантуре, меня попросили прочесть студентам лекцию. Было страшновато, но деваться некуда. Уже на первом занятии понял, что преподавательская работа как раз для меня.
— Во время экзаменов и приема зачетов вам удается вычислять студентов, которые подсматривают в шпаргалки?
— Человека, знающего материал, я прекрасно «вижу». Мне удается добиться контакта со студентами, и это ключ к тому, чтобы они хорошо учились. Хотя очень важно стремление человека получить образование. Это же относится и к оказанию психологической помощи. Например, у меня был незрячий студент, который стеснялся ходить при сокурсниках с тростью, писать шрифтом Брайля. Как я ни старался ему помочь, он так и не смог преодолеть психологический барьер. Я помогаю тем, кто этого искренне хочет.
— На семью время остается?
— Выкраиваю. Обучаю сына слесарным, столярным работам. Мы с ним сделали тумбочку для обуви, нарды моей собственной конструкции, которыми удобно пользоваться как зрячим, так и незрячим, смастерили походный столик для выездов на пикники.
— Всей семьей проводим свободное время на природе на острове Хортица, — говорит Ольга. — Во время каникул, в праздники путешествуем по Украине. Были во Львове, Тернополе, Ужгороде, Одессе, Вилково, Бердянске, Киеве, а также в Крыму… Мы с сыном рассказываем Жене о памятниках архитектуры, возле которых находимся, о пейзажах вокруг. Если есть возможность ознакомиться с достопримечательностями на ощупь (скажем, потрогать скульптуру, архитектурные детали), муж это делает.
Вообще, он у меня самостоятельный: бывало, без сопровождающего ездил на поезде по делам в Киев. Благо, на железнодорожных вокзалах работники помогают незрячим найти их вагон, на станции назначения провожают на нужную остановку транспорта.
Муж запросто ходит один по улицам с тростью. Но на работе в университете ему как незрячему специалисту предоставили секретаря, которая сопровождает его в поездках по городу, помогает с деловодством.
— Я много внимания уделяю общественной деятельности, — продолжает Евгений. — Одним из важнейших достижений на этом поприще считаю то, что в 2013 году удалось добиться от Министерства социальной политики Украины расширения перечня технического оборудования, которым государство должно обеспечивать незрячих. В результате наш университет получил для моего рабочего места принтер для распечатки текстов шрифтом Брайля стоимостью 190 тысяч гривен (таких аппаратов выпускают в мире всего около ста в год) и специальный дисплей (30 на 7 сантиметров), позволяющий незрячим читать с помощью пальцев тексты, выведенные на экран компьютера. На этом дисплее возникают строки в виде выпуклых точек. До этого незрячие могли пользоваться только программами, которые озвучивают тексты. Кстати, в том же 2013-м было принято решение о создании качественной программы озвучивания на украинском языке. Цена выполнения этой задачи тогда составляла полтора миллиона гривен. Однако дело до сих пор не сдвинулось с места. Что же касается принтеров и дисплеев для незрячих, то, кроме нашего университета, ни один вуз в Украине их пока не получил.
*Супруги Клопота познакомились, когда были студентами Запорожского национального университета. Евгений тогда удивил будущую жену тем, что отремонтировал водопроводный кран в ее доме
Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»