Україна

С 1 января ставка акцизного сбора на горючее выросла на 13 процентов

7:30 — 5 січня 2016 eye 5557

В преддверии Нового года парламент принял целый ряд налоговых новшеств, которые напрямую отразятся на благосостоянии и расходах населения Украины. В частности, Верховная Рада заметно увеличила налогообложение нефтепродуктов. По мнению некоторых экспертов, это может привести к росту цен на заправках. Хотя одновременно депутаты одобрили ряд законодательных норм, направленных на борьбу с теневым рынком нефтепродуктов и продажей фальсифицированного топлива.

Среди поправок в Налоговый кодекс есть норма о повышении акцизов на топливо для двигателей внутреннего сгорания. При этом увеличение акцизов на бензин, дизельное топливо и сжиженный газ вводится на полгода (с 1 января по 30 июня), а на альтернативные виды горючего — на постоянной основе. К примеру, ставка акциза на традиционные виды топлива увеличится на 13 процентов. Для бензина она составит 228 евро за тонну вместо нынешних 202 евро, а для альтернативного топлива — 141 евро вместо нынешних 99 евро.

Кроме того, будет существенно ужесточен контроль за уплатой налогов при торговле нефтепродуктами. В частности, вводятся обязательные электронные накладные, которые с марта 2015 года должны заполняться при любых торговых операциях с топливом. При этом система администрирования уплаты налогов тоже станет электронной. С ее помощью будут отслеживать движение товара от границ Украины до нефтеперерабатывающих заводов и заправок.

Рассказать подробнее о налоговых новшествах на топливном рынке и их влиянии на стоимость горючего на заправках «ФАКТЫ» попросили директора Консалтинговой группы «А-95» Сергея Куюна:

— Если говорить о причинах повышения акцизов, то стоит понять, что именно этот налог является мощным источником средств для бюджетов всех развитых стран. Причем в Европе ставки акцизного сбора на нефтепродукты в три-четыре, а иногда и в пять раз выше, чем в Украине. Поэтому решение правительства не удивительно.

Другое дело, что в процессе подготовки бюджета и налоговой реформы разработчики не предлагали увеличивать топливные налоги, видимо, понимая, что это социально значимый продукт, влияющий на стоимость огромного количества товаров и услуг. Это всегда болезненный вопрос. Следует отметить, что в 2015 году, несмотря на недостаток бюджетных средств, топливный акциз подняли всего на 5 евро, это около 2 процентов. Но неожиданно в финальном варианте законопроекта о внесении изменений в Налоговый кодекс повышение акцизов таки появилось.

Увеличение ставок не критичное, хотя непонятно, почему выбрали именно 13 процентов. Возможно, это связано с балансированием бюджетных поступлений от других товарных групп.

Стоит напомнить, что акциз — фактически налог на конечного потребителя. Во всем мире данным налогом регулируется конечная стоимость того или иного подакцизного товара. Соответственно, 13 процентов означают подорожание тонны бензина на 26 евро, а дизельного топлива — на 13 евро. Таким образом, на заправках стоимость литра бензина должна вырасти на 65 копеек, а дизтоплива — на 50 копеек. Однако, по моим прогнозам, потребитель повышения акцизной составляющей в цене топлива не почувствует. Потому что выбран удачный период, когда стоимость нефти существенно снизилась. В Украину уже поступает горючее, произведенное из дешевой нефти. Как результат, в последние пару недель заметно подешевело дизтопливо на заправках, чего, правда, нельзя сказать о бензине. Но здесь свои нюансы, о которых я расскажу отдельно. Хочу подчеркнуть, что роста цен на горючее в январе не произойдет. Более того, не исключено даже незначительное снижение розничных цен.

— А почему дизтопливо дешевеет, а бензин нет?

— На самом деле бензин тоже дешевеет, но не так явно. Просто крупные операторы перед праздниками пошли путем проведения акций. Сегодня в любой сети могут скинуть за каждый литр от 50 копеек до 2 гривен.

Однако проблема ценообразования гораздо глубже, и связана она с огромной долей теневого топлива на рынке. Даже Антимонопольный комитет Украины констатировал, что динамика падения нефтяных цен отражается на стоимости дизтоплива и почти не влияет на бензин. А все потому, что в прошлом году около 25 процентов проданного в стране горючего было нелегальным, то есть за него вообще не уплачивались налоги. Ни акциз, ни НДС, ни 5-процентный налог с оборота подакцизных товаров. А ведь налоги в стоимости топлива составляют порядка 40 процентов. При нынешних ценах это 9 гривен на литре.

Естественно, что, имея такой ценовой запас, теневики могут устанавливать любые цены. Они имеют возможность брать 11 гривен за литр без убытков для себя, но им гораздо выгоднее удерживать стоимость, получая сверхприбыли. Даже с учетом того, что объемы продаж топлива за последние два года упали на 30 процентов. А легальные операторы после уплаты всех налогов и сборов, расчетов по зарплатам (на фоне уменьшения объемов продаж) вынуждены удерживать цену. Ведь стоимость снижают для того, чтобы стимулировать покупателя. Но если легальные операторы даже уменьшат цены на уровень своей прибыли, то у теневиков горючее все равно окажется на 1—2 гривни дешевле и потребитель пойдет к ним. В результате легальные операторы будут нести убытки, а «бодяжники» останутся с прибылью. По сути, в бензиновом сегменте рынка полностью разрушена конкуренция. У легальных продавцов нет стимула бороться за потребителя.

— Как можно эту ситуацию исправить?

— Сейчас появилась надежда на вывод бензинового рынка из тени. Положительным новшеством налогового законодательства стало введение с 2016 года акцизных накладных при продаже нефтепродуктов. Это значит, что каждый игрок на рынке будет зарегистрирован в системе торговли подакцизными товарами. На любую сделку станут выдавать и регистрировать в системе электронную акцизную накладную. Таким образом, путь каждого литра топлива будет виден от границы или производителя и вплоть до автозаправочного пистолета. Значит, «левые», безналоговые объемы топлива не смогут попасть в эту систему.

Ведь сегодня что происходит? Автозаправочная сеть закупила оптом тысячу тонн топлива, а в розницу продала 1 тысячу 200 тонн. Вопрос: откуда взялись еще 200 тонн? А все просто: это контрабанда, некачественный нелегальный бензин, полученный с помощью всевозможных присадок. Налоги за такое горючее не уплачены, но проконтролировать это было невозможно. Теперь же четко будет видно, кто купил топливо, где, сколько и по какой цене. Акцизы вносятся наперед за купленный объем товара, поэтому, если оператор попытается реализовать больше горючего, система автоматически заблокирует возможность продажи.

Конечно, введение налоговых накладных не сможет победить черный рынок. Но сегмент полностью криминального рынка, когда фальсификат продают прямо из бензовозов за наличные, сравнительно небольшой, и им должны заниматься правоохранительные органы. А вот основную массу теневиков, надеюсь, удастся вытеснить, создав нормальные конкурентные условия. Только после этого можно будет четко прогнозировать зависимость розничных цен на бензин от стоимости нефти на мировом рынке.

Фото в заголовке Сергея Даценко, «ФАКТЫ»