Україна

Граждане Украины с крымской или донецкой пропиской при регистрации нового автомобиля получают номерные знаки АК или АН

8:15 — 6 січня 2016 eye 22302

О работе столичного сервисного центра МВД «ФАКТАМ» рассказал его начальник Юрий Смольянинов

Вместе с уходом в небытие Госавтоинспекции в ноябре минувшего 2015 года постепенно исчезли и нелюбимые многими автолюбителями МРЭО. Их функции начала исполнять новая, а не реорганизованная, структура — сервисные центры МВД. О том, чем эти центры отличаются от МРЭО, какие функции они выполняют и чего от них можно ожидать в будущем, «ФАКТАМ» рассказал начальник столичного регионального сервисного центра Юрий Смольянинов.

— В сервисных центрах сконцентрирован весь спектр услуг, которые предоставляет МВД: это и выдача справок о судимости или несудимости, и регистрация оружия, и многое другое, — говорит Юрий Смольянинов. — Однако перечисленные функции начнут осуществляться немного позже, так как еще не все базы переведены в единый центр. Сейчас же, кроме деятельности, которой занимались МРЭО (выдача водительских удостоверений, регистрация и перерегистрация авто. — Авт.), территориальные сервисные центры также выдают разрешения на перевозку опасных грузов и принимают экзамены на получение водительского удостоверения, позволяющего перевозить такие грузы. Ранее эти функции исполняли подразделения ГАИ. Кроме того, в Киеве на улице Туполева, 19 мы готовим спецплощадку для осмотра автомобилей, которые занимаются подобными перевозками. Сейчас также рассматривается вопрос о том, чтобы сделать удобные подъезды к площадке возле нашего 6-го центра на Столичном шоссе, больше известного как авторынок.

— Изменилась ли схема работы по оформлению автомобилей по сравнению с той, которая действовала до создания сервисных центров?

— Если раньше, приобретая машину, люди должны были пользоваться услугами комиссионных фирм, выписывавших справку-счет, то теперь такой документ для регистрации авто не требуется. Это упростило процесс перехода права собственности на транспортное средство, так как исчез непонятный посредник. Однако многие испытывают и определенные сложности, поскольку людям приходится самостоятельно, а главное, точно указать в договоре купли-продажи технические характеристики автомобиля, нужные для перерегистрации: объем двигателя, правильное название цвета и другие. Чтобы продавцы и покупатели не путались при составлении документа, в каждом сервисном центре есть образцы заполнения договора. Правда, их нельзя назвать типовыми, потому что договор может быть оформлен как угодно, в свободной форме. Обязательное условие — в нем должны быть указаны реквизиты продавца, покупателя и автомобиля. Подобные образцы договора вы найдете и в Интернете, на наших сайтах. Ведь, чтобы сэкономить время, документ можно составить заранее.

— То есть договор пишется от руки на обычной бумаге формата А-4?

— Размер листа и его цвет ничем не обусловлен. К документу предъявляется единственное требование — чтобы написанное в нем было читаемым и там оставалось место для подписей нашего администратора и штампа при регистрации. В общем воплотилось то, о чем говорили еще с 1990-х годов, как о фантастике, приводя в пример ту же Германию, где на коленях подписывают такие бумаги, а потом едут в полицию и быстро их регистрируют. Правда, у нас обе стороны должны поставить свои подписи на документе в присутствии администратора центра, так как тот обязан убедиться: договор заключен добровольно, без какого-либо давления. Кроме того, при его регистрации нужно предъявить техпаспорт автомобиля, чтобы наш сотрудник сверил соответствие марки, модели, года выпуска, номера кузова. После этого администратор вносит в базу изменения и выдает техпаспорт. На все это уходит минут 15—20.

Правда, во время такого оформления все еще возникают проблемы. В частности, многие приезжие из других регионов боятся регистрировать свой договор в Киеве, а затем уже ставить авто на учет уже дома — в Кировограде, Днепропетровске, Луцке… Из-за этого и возникают очереди. Мы пытаемся объяснять владельцам машин, что уже зарегистрировали их договор, внесли его в базу данных и присвоили ему индивидуальный код, тогда как получить техпаспорт и номера они спокойно могут по месту жительства. Но нет, люди требуют все сразу. Поскольку услуга эта новая, водители опасаются, что произойдет какой-то сбой. Недавно, например, позвонил знакомый коллега из Луцка и рассказал, что сын купил машину в Киеве, а ему после регистрации договора велели ехать домой. Вот друг и недоумевает: а где техпаспорт, номер? Только после моих заверений и объяснений парень отправился в родной город, где без проблем получил номера и техпаспорт.

— Посетители ваших центров нередко жалуются на большие очереди. Собираетесь ли вы внедрять электронные очереди?

— Электронную очередь ввели во 2-м центре, на улице Туполева. Этот центр занимается приемом экзаменов и выдачей водительских удостоверений, его операции однообразны. В остальных же центрах мы сделали отдельные окна для разных операций. К примеру, чтобы получить дубликат техпаспорта, хватит десяти минут. А для проведения перерегистрации автомобиля по договору требуется больше времени. Бывают ситуации, когда, к примеру, в окошко обращается представитель юридического лица, которому необходимо перерегистрировать десяток машин, а за ним в очереди стоит дедушка, желающий снять с учета сгнивший «Запорожец». Старик, конечно, возмущается: «Мне теперь придется ждать два часа?» Чтобы избежать таких неудобств и ускорить время приема, мы и вводим администраторов, которые будут следить, чтобы посетители получали услугу быстрее.

— Облегчает ли работу сервисных центров так называемая электронная подача заявок на регистрацию, перерегистрацию, которую запустили недавно?

— К сожалению, таких заявок пока не так много, как нам бы хотелось. Ведь они значительно сокращают работу администратора с документами о перерегистрации авто, к тому же клиент, подавший документы по электронной почте, приходит в выбранное им же удобное время.

— Возникают ли проблемы при регистрации автомобилей?

— Сейчас у нас проводится девять проверок по автомобилям, которые были поставлены на учет по документам, вызывающим сомнения. По части из них уже готовы экспертизы, и специалисты подтвердили наши опасения: документы оказались фальшивыми. Я не могу сказать, из какого региона эти машины, потому что на них подделаны узлы агрегата.

Случалось, что к нам обращался хозяин авто для снятия транспортного средства с регистрации, а по базам выяснялось, что эта операция уже проведена. Правда, снимали машину с учета не владельцы, а доверенные лица на основании поддельного техпаспорта, справки-счета или доверенности. Таким образом и появляются два автомобиля с одинаковым номером кузова, но разными номерными знаками. Ведь на машине хозяина остался номерной знак, который выдавался при законной регистрации, а у мошенников уже установлен другой, поскольку они перерегистрировали так называемого двойника. В результате по состоянию на декабрь 2015 года мы отменили пять таких регистраций, и владельцы «двойников» остались ни с чем. При этом автомобили были совсем не дешевые. Мы не исключаем причастность к этой афере сотрудников, проводивших регистрацию авто с середины 2014 по май 2015 года. Проверка по данным фактам показала, что ни один из действующих работников сервисных центров участия в таких операциях не принимал.

— На что бы вы посоветовали обратить внимание автовладельцам, чтобы не стать жертвой мошенников?

— Наши администраторы при перерегистрации авто обязательно проверяют автомобиль по всем базам, выясняя, не находится ли транспортное средство в угоне или не наложен ли на него арест. Но для полной уверенности в том, что купленная машина не является «двойником» (то есть у нее не переварены номера агрегатов), лучше не поскупиться на 200 гривен и воспользоваться услугами эксперта, который есть в каждом сервисном центре. Правда, существует еще один способ проверки. Можно обратиться к официальному дилеру покупаемого автомобиля в Украине и убедиться в соответствии вин-кода (индивидуальный номер, который присваивается машине при сходе с конвейера. — Авт.) с номером заводской заготовки (табличка с индивидуальным номером машины, которая собирается на конвейере и еще не имеет вин-кода. Она остается на авто и после его схода с конвейера. — Авт.). Ведь у дилеров есть информация о том, на какой номер заготовки какой номер кузова и какой вин-код крепился. Заодно можно узнать и историю автомобиля.

— Возникают ли сложности с регистрацией или перерегистрацией автомобилей жителями Крыма, Донецкой и Луганской областей?

— Мы не отделяем жителей Крыма и Донбасса от Украины. В каждом сервисном центре можно провести операцию с любым автомобилем или водительским удостоверением, выданным на территории нашей страны. Не имеет значения, зарегистрировано ли авто в Крыму, в Донецке или в Тернополе. Если человек предоставляет техпаспорт, который у нас не вызывает сомнений, и автомобиль, то никаких проблем при перерегистрации у него не будет.

— А сможет ли житель Крыма, проживающий сейчас в Киеве, зарегистрировать новое авто? И какие номерные знаки он получит?

— Если владелец машины официально прописан в Крыму, то получит номерные знаки АК. Эти номерные знаки, как и знаки других регионов, в том числе АН и ВВ (Донецкая и Луганская области. — Авт.) у нас есть. Поэтому у гражданина не возникнет никаких проблем с регистрацией.

— Осталась ли услуга хранения номерного знака, который владелец хочет закрепить за новым авто?

— Осталась. Вы можете оплачивать хранение номера (по-моему, не больше двух гривен в сутки), и он будет вашим хоть пять, хоть десять лет.

— Изменилась ли как-то стоимость бланков в связи с реорганизацией МРЭО в сервисные центры?

— Цены на бланки остались теми же, потому что они закупаются по тендерной процедуре, которая проводилась в начале года, и поменять ее до конца года никто не может. На сегодняшний день бланк водительского удостоверения либо свидетельства о регистрации не превышает 201 гривни. Не изменилась и цена номерных знаков — 135 гривен.

Для удобства граждан уже в первой половине 2016 года в Киеве на левом берегу появится большой сервисный центр, где будет предоставляться весь спектр услуг МВД, а время ожидания значительно сократится. Чуть позже создадим такой же центр и на правом берегу. Уже в ближайшие дни собираемся оборудовать коридоры центров видеокамерами, которые будут в реальном времени транслировать на нашем сайте наполняемость учреждения и количество людей в очередях в том или ином сервисном центре. Это позволит человеку перед поездкой к нам выбрать самый незагруженный центр. А чтобы избежать коррупции среди наших сотрудников, создан сектор мониторинга, работники которого станут постоянно проводить проверки деятельности сервисных центров.

Фото в заголовке с сайта sai.gov.ua