Клуб споживачів

С нового года ввезти в Украину машину старше пяти лет законным способом стало невозможно

7:15 — 14 січня 2016 eye 25800

В прошлом году украинский парламент принял целый ряд законов, которые внесут заметные изменения в сферу автомобильного рынка нашей страны. «ФАКТЫ» расскажут о самых значимых нововведениях. Некоторые из них порадуют отечественных автомобилистов, другие, наоборот, их огорчат.

Бензин существенно не подешевеет

1. С 1 января 2016 года в Украину запрещен ввоз любых транспортных средств (новых, подержанных, легковушек, грузовиков, автобусов и так далее), не отвечающих экологическим стандартам Евро-5. Этот запрет связан с вступлением в силу Закона «О некоторых вопросах ввоза на таможенную территорию Украины и регистрации транспортных средств относительно колесных транспортных средств», изменения в который были приняты еще в 2012 году. Для многих европейских автопроизводителей стандарт Евро-5 начал действовать с сентября 2009 года (по VIN-коду это уже машины 2010 года выпуска). Для американских, японских, корейских и китайских автомобилей этот стандарт стал применяться позже, а для некоторых «китайцев» недоступен и по сей день. В любом случае с 2016 года ввезти в Украину машину возрастом старше пяти лет законным способом стало невозможно.

2. Под занавес прошлого года Верховная Рада с большими трудностями принимала спорный бюджет Украины на 2016 год и изменения в Налоговый кодекс. В числе прочего в этом кодексе есть новшества, касающиеся и автомобилистов. Например, новый порядок уплаты так называемого налога на роскошь. Так, если ранее роскошным признавали автомобиль с объемом двигателя более 3 литров, то с 1 января 2016 года главным критерием будет его цена. При этом размер налога и возраст облагаемого им автомобиля остаются прежними — 25 тысяч гривен в год и не старше пяти лет соответственно.

Согласно принятым изменениям, роскошным будет считаться транспортное средство, среднерыночная стоимость которого выше 750 минимальных заработных зарплат по состоянию на 1 января текущего года. На сегодня это 1 033 500 гривен (минимальная зарплата составляет 1378 гривен). Хотя однозначно утверждать, что налог будут платить все люди, купившие автомобиль более чем за миллион гривен, нельзя. Рассчитывать, является ли автомобиль роскошным и надо ли за него платить налог, будут согласно калькулятору на сайте Мин­экономики, который работает по методике, утвержденной постановлением Кабмина. На калькуляторе можно выбрать тип транспортного средства, марку, модель, год выпуска и пробег. На основании этих данных будет определяться среднерыночная стоимость транспорта, и, если в текущем году она превышает 1 033 500 гривен, придется заплатить 25 тысяч гривен налога. Если же в следующем году автомобиль подешевеет или его возраст перевалит за пятилетнюю отметку, платить налог на роскошь уже не придется.

3. Еще одно неприятное для автомобилистов изменение — увеличение акциза на нефтепродукты. В частности, с 1 января по 30 июня 2016 года ставка акциза выросла на 13 процентов. Для бензина она теперь составляет 228 евро за тонну (было — 202 евро). Кроме того, на постоянной основе повышен акциз на альтернативные виды топлива — с 99 до 141 евро за тонну.

Впрочем, по мнению экспертов, цены на топливо существенно вырасти не должны, ведь на мировом рынке стоимость нефти постоянно снижается и на сегодня составляет около 32 евро за баррель. То есть мировая тенденция к падению цен на нефть должна перекрыть повышение акциза на нефтепродукты в Украине.

Растаможка автомобилей и запчастей к ним станет доступнее

Помимо не особо приятных нововведений, народные избранники приняли и такие изменения в законодательство, которые явно порадуют украинских автомобилистов.

4. Парламент ликвидировал Закон «О мерах по стабилизации платежного баланса Украины в соответствии со статьей XII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года». Благодаря этому с 1 января 2016 года отменяется импортный сбор при ввозе в нашу страну зарубежных товаров в размере 10 процентов для продуктов и 5 процентов для товаров непродуктовой группы, включая автомобили. Таким образом, растаможка автомобилей станет дешевле — уже не нужно будет платить пять процентов от таможенной стоимости.

Это изменение коснулось не только транспортных средств, но и сопутствующих им товаров — запчастей, шин, аккумуляторов и тому подобного. Они тоже должны подешеветь.

5. С нового года введена электронная система администрирования уплаты налогов. Она будет отслеживать прохождение товара от границ Украины или нефтеперерабатывающего предприятия до заправки. По мнению экспертов рынка нефтепродуктов, внедрение электронного администрирования уплаты акцизов сделает практически невозможной торговлю контрабандой и производство фальсифицированного топлива. Как следствие — качество реализуемого в нашей стране горючего должно повыситься.

6. С января текущего года вступают в силу изменения в Закон «О Таможенном тарифе Украины», согласно которому устанавливается нулевая ставка ввозной пошлины на электромобили. Таким образом, растаможка электромобилей должна подешеветь примерно на 9 процентов.

К сожалению, в парламенте не нашлось достаточного количества голосов для принятия еще одного важного законопроекта, затрагивающего рынок электромобилей, благодаря которому такой транспорт подешевел бы как минимум на 20 процентов. Этим проектом предлагалось ввести временное (до 1 января 2020 года) освобождение от НДС и акцизного сбора при ввозе электромобилей. Будем надеяться, что в этом году народные избранники все-таки вернутся к рассмотрению документа, ведь его принятие способно существенно повлиять на снижение стоимости электромобилей в Украине, что упростит доступ наших сограждан к новейшим технологиям.

7. Верховная Рада объявила войну российскому автопрому — с 2016 года введены спецпошлины сроком на пять лет на все легковые автомобили, выпущенные в Российской Федерации, которые сделают такой транспорт неконкурентоспособным по отношению к аналогичным моделям украинских, китайских и иранских автопроизводителей. В частности, введена компенсационная пошлина для импорта в Украину легковых автомобилей:

Чтобы у импортеров не было желания схитрить, предусмотрена еще одна норма — импорт на таможенную территорию Украины легковых автомобилей без сертификата о происхождении и в случае невозможности определения его происхождения осуществляется с уплатой окончательной компенсационной пошлины по ставке 17,66 процента от их рыночной стоимости.

8. Наверняка наиболее ожидаемая многими украинскими автомобилистами законодательная инициатива — существенное снижение акциза на ввоз подержанных автомобилей. Это предусмотрено законопроектом, согласно которому акциз на «бэушные» машины предлагается приравнять к акцизу на новые. Исходя из этого принципа, в зависимости от объема и типа двигателя (бензин/дизель), а также возраста авто ставки акциза для подержанных машин с моторами до 1,5 литра должны уменьшиться в 10—20 раз, с моторами от 1,5 до 3,0 литра — в 6—15 раз, а с моторами объемом свыше 3,0 литра — примерно в 1,5 раза. Впрочем, акциз на подержанные автомобили предлагается снизить лишь временно — до 31 декабря 2017 года.

По разным оценкам, первичные продажи подержанных авто в 2016 году вырастут на 20 тысяч штук. Это позволит только в течение 2016 года получить в государственный бюджет около 900 миллионов гривен.

Этот законопроект позитивно оценило Главное научно-экспертное управление Верховной Рады, единственным существенным замечанием которого стала критика порядка вступления в силу данного документа. Он должен был заработать с 1 января 2016, что противоречит нормам Налогового кодекса Украины, согласно которому «изменения в любые элементы налогов и сборов не могут вноситься позднее, чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода». Таким образом, украинским автомобилистам можно будет ожидать снижения акцизов на «бэушные» машины только в следующем, 2017, году.

*Фото в заголовке Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»