Культура и искусство

Александр Фокин: "Леонтьева и Пугачевой - таких, как мы их знаем, - без Паулса могло и не быть"

7:45 — 14 января 2016 eye 2933
Лилия МУЗЫКА, «ФАКТЫ»

Знаменитый латвийский музыкант и композитор Раймонд Паулс отметил в Риге 80-летний юбилей

Популярность латвийскому композитору Раймонду Паулсу принесло сотрудничество с поэтом Ильей Резником и звездой советской эстрады Аллой Пугачевой. Вместе они создали десять хитов, в том числе «Маэстро», «Старинные часы», «Миллион алых роз», и эти песни покорили миллионы зрителей. Поют их и сейчас. Был успешным и союз Паулса с Лаймой Вайкуле («Вернисаж», «Еще не вечер», «Чарли») и Валерием Леонтьевым («Исчезли солнечные дни», «Карусель»). А шлягер Раймонда Паулса «Листья желтые» в конце 70-х годов прошлого века звучал в Советском Союзе изо всех окон. Композитор пишет музыку и для современных артистов. Он стал автором песни для представителя Латвии Интарса Бусулиса на международном конкурсе «Евровидение-2009».

Раймонд Паулс активно занимался и политической деятельностью. Был депутатом латвийского сейма и даже принимал участие в президентской гонке, но снял свою кандидатуру. В кризис, когда лопнули несколько крупных банков, композитор потерял миллион долларов. Тем не менее сумел справиться с этим, найдя утешение в любимом деле — музыке. На сегодняшний день он создал 2 тысячи 200 мелодий.

80-летие Раймонд Паулс встретил на сцене Латвийского Национального театра вместе с оркестром Sinfonietta Riga, биг-бэндом Латвийского радио и актерами театра. Маэстро в безупречном фраке и белоснежной сорочке сыграл на рояле 20 своих самых лучших музыкальных произведений.

Обошлись без пафоса и звезд шоу-бизнеса. Паулс не любит показуху. «Не переношу даже слово „юбилей“! — признался маэстро. — Отношусь к нему с улыбкой. Сейчас все будут ставить эту красивую цифру „80“ и кайфовать, будут слышны фальшивые высказывания: „Как вы хорошо выглядите!“ и вопросы: „Как вы так сохранились?“ А что я могу ответить? Я не знаю, как. Вот недавно с огромным удовольствием посмотрел концерт двух американских звезд. Это Тони Беннетт, которому 90 лет, и Леди Гага — современная певица. И поют дуэтом джаз — элегантно, супер! Нет никаких декораций. Просто два профессионала, которые поют. Тони Беннетт тоже хорошо сохранился.

В своем солидном возрасте я хочу находиться там, где подхожу. А подхожу я лучше всего для оркестра. Стал много выступать как пианист. Раньше как-то на второй план отодвигал свою игру на рояле, а потом оказалось, что сделал ошибку. Надо было все время играть. Вижу по реакции публики, что моя музыка вызывает эмоции, и это меня поддерживает. На Латвийском радио мы создали очень сильный биг-бэнд, с которым можно играть джаз. Недавно отыграл три концерта с симфоническим оркестром».

К оркестрам у Раймонда Паулса особая любовь еще с первых дней его музыкальной карьеры. В 1980-х годах латвийский композитор познакомился с украинским музыкантом и композитором Александром Фокиным, создавшим оркестр «Радио-бэнд». Вместе они отыграли юбилейные аншлаговые концерты, посвященные 75-летию Раймонда Паулса — в Киеве и Санкт-Петербурге. С тех пор между коллегами завязалась не только творческая, но и личная дружба. Александр Фокин был одним из первых, кто поздравил Раймонда Паулса с юбилеем.

Я позвонил ему по телефону и пожелал главного — здоровья, — рассказал «ФАКТАМ» художественный руководитель «Радио-бэнда» Александр Фокин (на фото). — Утром у Раймонда был бодрый голос, композитор полон сил и энергии. Готовился к юбилейному концерту и нисколько не сожалел о возрасте. К нему, как и к жизни в целом, Паулс подходит с легкой иронией. По интонации всегда можно угадать, в каком настроении мой латвийский коллега.

— Вы так давно дружите, что чувствуете малейшие изменения в его голосе?

— Наши отношения длятся с 1982 года. Тогда Паулс как раз работал над звездной серией песен с Аллой Пугачевой. А познакомились мы, когда ко мне приходил Назарий Яремчук, наш знаменитый украинский певец, мой большой друг. Мы вместе записали песню Раймонда «Ты и море», с которой Назарий должен был ехать на конкурс «Братиславская лира». Записав песню, мы отправили ее по почте в Ригу. Паулс в ответ прислал письмо, что меня очень удивило. Раймонд внимательно отнесся к нашей записи, хвалил аранжировку. Яремчук на фестивале получил приз.

В 1984 году Раймонд приехал в Киев. Вместе с Валерием Леонтьевым они записали несколько песен. И мы с Паулсом познакомились ближе. Периодически с латвийским композитором делали совместные записи, я занимался аранжировкой его пьес. Сперва наши отношения ограничивались совместными студийными записями, а с появлением в 1999 году моего оркестра вышли на другой уровень. Но к масштабному концерту мы шли долго. Раймонд думал, наверное, лет семь. К 75-летию музыканта, пять лет назад, мы этот международный проект осуществили, отыграв концерты в Киеве и Санкт-Петербурге.

— Как проводили время в Киеве вне студии?

— Понимаю, к чему вы клоните, но Раймонд много лет уже не пьет, поэтому посиделок у нас с ним не случалось. Паулс действительно зациклен на работе, постоянно говорит о музыке, посвящает ей все свое время. Наверное, потому так много и успел в творчестве. Это человек невероятной трудоспособности.

— Говорят, Раймонд очень требователен к коллегам.

— Как и все жители Прибалтики, он сдержан, производит впечатление замкнутого, даже закрытого человека. Но это только на первый взгляд. Внешне не подает виду, но эмоции бурлят у него внутри, и он выражает их в музыке. А в работе это комфортный человек. Во время юбилейных концертов он сидел за роялем и играл ноты, которые я ему написал. Ни разу ничего не исправил. Видимо, ему нравилось, раз не спорил.

— Это были аншлаговые концерты с участием мировых звезд…

— Музыканты специально приезжали из Америки, Канады, Финляндии, Германии… Со всеми Раймонд держал себя уважительно. Всех потрясла его дисциплинированность. К примеру, если у нас на 10 часов назначена репетиция, то уже в 9.45 Раймонд был готов, разминал руки. Ровно в 10 он сидел за роялем. Я бы советовал многим нашим звездным пацанам поучиться у маэстро преданности своему делу.

— И тонкому чувству юмора.

— Скорее, самоиронии. Эта черта присуща настоящим музыкантам, прошедшим школу жизни: музыкальную школу, консерваторию, ресторан, филармонию… Раймонд никогда не позволяет себе шутить так, чтобы задеть или высмеять кого-то. Он даже критикует интеллигентно. Если видит, что кто-то из молодежи делает не то, подсказывает, помогает. Николай Гнатюк рассказывал, что попросил у Раймонда совета, как лучше сделать аранжировку известной песни «Барабан». Ведь Гнатюк ехал с этой композицией на фестиваль песни в Сопот. Маэстро просто взял и сделал аранжировку, совершенно безвозмездно. И Коля победил тогда в Сопоте. Я думаю, что Леонтьева и Пугачевой, таких, как мы их знаем, без Паулса могло и не быть. Список артистов, которым он дал дорогу в творчестве, длинный.


*Лучшие песни Аллы Пугачевой были написаны латвийским маэстро

— Как и фестивалей, включая «Новую волну», брендом которой был Паулс.

— Что бы Игорь Крутой не делал и не говорил, а все-таки «Новая волна» — это Паулс. Он был вдохновителем и главным основателем этого конкурса. Музыкант хотел делать качественную музыку, давать дорогу молодым исполнителям. Но на деле получилось далеко не так. И Раймонду это не нравилось, он многое критиковал… Когда я спрашивал у него о «Новой волне», он только отвечал: «Ой, это ужас!» Единственное ругательное слово, которое я от него слышал.

— А в быту маэстро какой?

— Такой же скромный и сдержанный. Живет в комфортных условиях, но без всякого пафоса. Любит возиться на даче, ухаживать за небольшим огородиком, сам косит траву на газоне, занимается рукоделием. Когда был у него в гостях, Раймонд показывал свою мастерскую, где он столярничает, выпиливает из дерева разные поделки, делает лавочки, столы, полочки. Такой он, как сказала когда-то Алла Пугачева, хуторянин. Только не в плане музыки, а в том, что касается его спокойного непритязательного характера. Раймонд ведь из простой семьи, знает всему цену. Семья Паулса жила бедно. Но когда Раймонду исполнилось четыре года, на последние деньги родители купили старенькое пианино и посадили сына играть.

— Раймонд Паулс прожил со своей супругой почти 50 лет. Как думаете, в чем секрет их семейного счастья?

— Его жена Светлана украинка, родом из Одессы. Очень умная и красивая женщина. Мне кажется, Раймонд многим ей обязан, она всегда была и остается для него надежным тылом и верным помощником. Просто идеальная жена для композитора. Ездит с ним на гастроли, следит за графиком, контролирует питание супруга. И является его музой. Считаю, Раймонд — уникальный человек и музыкант, таких уже не выпускают. Дай Бог, чтобы он еще долго жил и творил.

*Фото в заголовке с сайта ivona.bigmir.ne