Події

«после двух недель ходьбы кроссовки стерлись до дыр, и мне пришлось подкладывать в них куски резины. Так до питера и дошел»

0:00 — 8 серпня 2009 eye 598

Шагая по 16 часов в сутки, 56-летний путешественник-экстремал из Днепропетровска Виктор Овчаров за 36 дней преодолел 1700 километров от Черного моря до Балтийского

Прежде чем отважиться на переход от Черного моря до Балтийского, инженер Виктор Овчаров совершил десять экстремальных путешествий. В каждом из них первые сутки ни на минуту не смыкал глаз, а в последующие дни спал всего по два часа под открытым небом — в спортивном костюме на туристическом коврике. Самый продолжительный переход — от Севастополя до Керчи — длился четверо суток. Овчаров за это время преодолел 300 километров. «А один раз я решил пройтись из Днепропетровска, где живу, в Кривой Рог — поздравить племянников с днем рождения, — говорит путешественник.  — Жена и сыновья идею поддержали. Я купил костюм Деда Мороза — и в путь. На второй день пошел снег, обувь вскоре промокла, и я шел с мокрыми ногами. И что вы думаете — даже насморк не заработал. Правда, устал кошмарно — все 48 часов не сомкнул глаз. Но о затее не жалел — видели бы вы, как обрадовались племянники!»

Все эти десять невероятно сложных переходов Виктор Васильевич совершил в возрасте от 52 до 55 лет. И вот теперь отважился на сверхдальний поход от одного моря к другому. Стартовал в Одессе, через 36 суток финишировал в Санкт-Петербурге, преодолев 1700 километров.

«На одиннадцатые сутки похода из-за того, что пил минералку, в моче появилась кровь, стало трудно справлять нужду»

- Если бы и в походе от Черного моря до Балтийского я попытался идти почти без сна, то дня через четыре свалился бы с ног, — рассказал 56-летний Виктор Овчаров.  — На сон отводил ровно шесть часов. Просыпался в пять утра, собирал палатку, завтракал (если было чем) и уже в шесть отправлялся в путь. Шел до десяти часов вечера с небольшим перерывом на обед. Кушал обычно в кафе — нужно же съесть что-нибудь горячее. А вечером, если по дороге попадался магазин, покупал еду на ужин и завтрак. Много не набирал, ведь и без того рюкзак за спиной весил 18 килограммов. И это при том, что там лежали только самые необходимые вещи: палатка, каремат (коврик), сменная одежда, запасные кроссовки, носки… Легкие предметы клал вниз рюкзака, а тяжелые сверху, чтобы они находились на уровне лопаток — так легче нести. В руках была сумка с двумя полуторалитровыми бутылками воды, фотоаппаратом, радиоприемником. В сумме набегало 23-24 килограмма.

Как я и ожидал, очень тяжелым выдался первый 250-километровый участок пути от Одессы до Умани. Ведь он проходит по степи, тени нигде нет, ты все время находишься под палящим солнцем при температуре воздуха 35-36 градусов. Неудивительно, что кожа на лице, руках, ногах (я был в шортах) обгорала так, что дважды облезала. Правда, я придумал, как защитить икры ног: разрезал края носков и натянул их до колен, как гетры. А вот голову ничем не прикрывал — не хотел, чтобы она парилась под кепкой. Постоянно дул ветер (правда, горячий), да и на голове немного «растительности» осталось, видимо, это и спасло от солнечного удара.

Еще одной серьезнейшей проблемой на пути от Одессы до Умани было то, что села там находятся не вдоль трассы, а в нескольких километрах от нее. Это значит, что колодезной воды не набрать. Пил минеральную — по пять-шесть литров в день. И вскоре жестоко за это поплатился. На одиннадцатые сутки, после того, как миновал Киев, в моче появилась кровь, мне стало трудно справлять нужду. Нависла угроза срыва похода, а я ведь так старался, чтобы ничто не помешало успешно дойти до Балтики, даже ни разу не мылся. Хотя водоемов на пути встречал много — казалось бы, почему не зайти, не искупаться, чтобы смыть пот и грязь. Но я боялся поранить ногу о ракушку или стекло. В Киеве прошел в 50 метрах от благоустроенного пляжа, но даже тогда удержался от искушения выкупаться.

А тут вдруг происшествие, об опасности которого не догадывался, — кровь в моче. Звоню троюродному брату. Он медик. «У тебя нарушился солевой баланс, немедленно прекрати пить минеральную воду и устрой хоть один день отдыха, отлежись», — посоветовал брат. Минералку пить прекратил, но от отдыха отказался. По утрам казалось, что недуг отступил, но после обеда вновь начинал донимать. Так я шел пять дней. Справиться с болезнью помог… дождь. Я как раз прошел белорусский город Гомель. Ладно, думаю, денек поваляюсь в палатке. Это был единственный раз, когда я позволил себе передышку. Все остальные дни шел по 16 часов, преодолевая по 50 километров. Кстати, за время похода я похудел на восемь килограммов.

- Если вы в походе не мылись, то…

- Хотите сказать, что от меня пахло. Да, это правда. Поэтому, зайдя в кафе, я быстренько делал заказ и просил принести еду за столик, стоящий на улице. Когда добрался до Белоруссии, потеть стал гораздо меньше — ведь там прохладнее, чем в Украине, и часто моросили дожди. Я под ними шел, как под душем. Так что это позволило в значительной мере решить гигиенические проблемы. Запах заметно ослабел. А мокрую одежду я сушил, развесив за спиной на рюкзаке. Единственное, что я стирал, так это носки, выбирая места, где это можно сделать, не заходя в речку или озеро.

- Как спасали ступни ног от потертостей и мозолей?

- На мне были разношенные кроссовки, причем они на размер больше моего. Уже в Белоруссии их подошвы протерлись до дыр с теннисный мячик. Я надел запасные, купленные в Чернигове. Они хороши тем, что пропускают воздух. Но новые кроссовки стали натирать ноги, пришлось вновь обуть старые. А дыры в них я застилал кусками резины, которые находил на дороге.

- Какой набор медикаментов взяли в дорогу?

- Ни одной таблетки не брал. Чтобы не заболеть, пил чистую воду, а в кафе просил, чтобы подавали свежеприготовленную еду.

В Киеве на базаре для рыбаков мне подарили крем от комаров. Ведь эти насекомые по утрам и вечерам нападали целыми полчищами. Приходилось защищать голову и шею противомоскитной сеткой и облачаться в спортивный костюм. В нем было очень жарко, но иного выхода не оставалось. Благо палатка у меня такая, что ни один комар влететь не может, так что спал спокойно. Правда, однажды разбудил крот. Ему вздумалось выбраться из-под земли как раз в том месте, где стояла палатка. Чувствую толчок в бок. Что за напасть, думаю. Еще толчок. Я крота локтем слегка стукнул, но он настырный оказался, пришлось несколько раз его ударить, пока не убрался восвояси.

«Для самообороны у меня был металлический прут»

- С волками, змеями не сталкивались?

- Ни разу. А вот в российской глубинке меня предупредили об опасности. Вечером возле села Комарино Псковской области встречает меня старушка и говорит: «Вы палатку для ночлега собираетесь устанавливать? Так знайте, рядом с деревней в лесу медведь живет». Другие жители это подтвердили. Говорят, зверь мирный, на людей не нападает, но в палатке ночевать все же не стоит. Пришлось отправиться в другую деревню.

- А как люди к вам относились?

- Почти все доброжелательно. Подходили расспросить, поговорить. На одежде у меня была бумажка с информацией о том, какой день я в пути, сколько километров прошел. Многие давали деньги, угощали едой. Например, останавливается на дороге джип, водитель дает 50 гривен со словами: «Спасибо, что несете флаг Украины». Нес я знамена нашей страны, России и Белоруссии. Теплыми словами и деньгами меня поддержал работник Одесской госгорадминистрации Попов. Я его встретил на дороге в России. Даже российские девушки-путаны, с которыми я разговорился на обочине трассы, денежек подкинули. Вот и вышло, что за поход потратил относительно немного — 1500 гривен.

- У вас было чем защищаться в случае нападения?

- А как же — металлический прут длиной 70 сантиметров и баллончик со слезоточивым газом. Воспользовался только прутом, но не в драке, а в качестве громоотвода. Я очень боюсь грозы, особенно в степи, где молния может ударить даже в низкие предметы. Однажды — это было в Белоруссии — только я установил палатку, чтобы лечь спать, как засверкали молнии, пошел дождь. Пришлось вынести из палатки все металлические предметы, поставить возле нее железный прут, а самому, накинув плащ, уйти в ближайшую лесопосадку. Вообще, грозы в пути застигали меня несколько раз, но я укрывался на автобусных остановках.

Кстати, в Украине возле каждой из них есть туалеты. А вот в Белоруссии и России — нет. При этом с обеих сторон автострады вырыты канавы шириной метра четыре, заполненные водой. Это доставляло мне серьезные неудобства. Когда хотелось сходить в туалет, сделать это можно было только добравшись до пересечения с какой-нибудь проселочной дорогой. Там можно свернуть с трассы в лес. А ведь бывало, что до проселочной дороги идти оставалось два-три километра…

- Вам не скучно было шагать по 16 часов одному?

- Нет. Вокруг красивейшая природа, рядом по трассе проносятся автомобили (кстати, постоянно следовало быть начеку, чтобы не попасть под колеса), а в руках у меня приемник — узнаешь новости, слушаешь музыку…

Знаете, за эти путешествия я столько всего повидал, пообщался со многими интересными людьми, набрался массы впечатлений, что на год вперед хватит.

- Ноги, поди, после 1700 километров пути болят?

- Уже нет. Когда дошел до Питера, неделю отдыхал на даче у своего дяди. Писал короткие заметки об этом путешествии, а зимой приступлю к написанию книги.

Чтобы каждый мог осознать, какие физические нагрузки я перенес, предлагаю представить, что вы в течение месяца ходите пешком на работу, которая находится в 25 километрах от вашего дома.