Клуб споживачів

На поверку берут только счетчики горячей воды - на водомеры холодной денег не выделили

7:30 — 20 січня 2016 eye 39468

Вступил в силу закон, согласно которому все работы по установке, ремонту и обслуживанию приборов учета оплачивают поставщики услуг — электроэнергии, тепла, газа, воды

Отныне не жильцы, а поставщики услуг обязаны заботиться о своевременной поверке измерительных приборов, их установке, ремонте, демонтаже и транспортировке. Это регламентируется Законом «О метрологии и метрологической деятельности», вступившим в силу 1 января 2016 года. Причем в тарифы на бытовые услуги такие расходы уже включены.

«12 января 2016 года пришли ко мне в квартиру снять счетчики на поверку, — харьковчанин Юрий Кальченко рассказал в „Фейсбуке“ историю о том, как сотрудники местного водоканала попытались взять с него плату за поверку счетчика (сообщение за несколько дней набрало более 14 тысяч 500 перепостов). — По Закону „О метрологии“ потребитель отвечает за сохранность и целостность счетчика. Исполнитель (поставщик услуги) обязан своевременно провести поверку счетчика за свой счет, письменно уведомить потребителя о сроках проведения поверки.

Жители должны навсегда забыть об обслуживании счетчиков. Отныне и вовеки это обязанность предприятия. КП „Вода“ работает по-старому».

По словам Юрия Кальченко, слесарь, представлявший харьковский водоканал, заявил: мол, мы берем на поверку только счетчики горячей воды, на водомеры холодной денег не выделили, но можем «сделать за ваш счет». Когда харьковчанин, ссылаясь на закон, попытался выяснить фамилию начальника, распорядившегося требовать деньги с жильцов, слесарь удивился юридической подкованности потребителя и начал нехорошими словами поносить президента, правительство, Европу и «слишком умных правозащитничков».

Присутствовавшая при этом инспектор водоканала попросту утащила не унимавшегося слесаря из квартиры. «Я понял, что о новом законе они ничего не знают, разъяснительную беседу с ними никто не проводил, от необходимости „письменно уведомлять жильцов“ они были в шоке, — пишет Юрий Кальченко. — После их ухода я позвонил в КП „Вода“, и там мне сообщили, мол, „денег на поверку нам не дали“. Кто не дал? Когда не дали? Я же заплатил за воду, почему денег нет, кто украл мои деньги? Телефонная трубка ответила — пи-пи-пи…»

На самом деле поставщикам услуг было выделено полтора года на так называемый переходный период, чтобы подготовиться к тому, что счетчиками придется заниматься им, а не потребителям. К тому же прошлым летом правительство утвердило порядок, по которому проводится поверка счетчиков (постановление Кабмина от 8 июля 2015 года № 474). В документе четко прописано, например, что поставщик услуги должен заказным письмом уведомить жильца о плановой поверке, а также о том, что на время поверки или ремонта счетчика исполнитель обязан установить временный измеритель.

«ФАКТЫ» неоднократно писали о том, как жильцов по всей Украине периодически запугивали тем, что если они срочно не проведут поверку счетчиков холодной и горячей воды, то плату за воду с них начнут взимать по общему тарифу. Люди в панике массово поверяли или меняли измерительные приборы, тратя на это собственные деньги. При этом водоканалы и теплоэнергетические компании ощутимо сэкономили, ведь теперь им не надо устанавливать и поверять счетчики миллионов украинцев.

И хотя в СМИ неоднократно появлялась информация о том, что обслуживание измерительных приборов уже включено в тариф, жильцы продолжали выстаивать огромные очереди в жэки, водоканалы и теплоэнерго, чтобы успеть поменять счетчики. Многие сразу покупали новые приборы, полагая, что, если водомер окажется неисправен, придется заплатить и за поверку, и за установку нового измерителя.

— Требовать от жильцов за свой счет поверять счетчики холодного и горячего водоснабжения неправомерно, — заявил еще прошлым летом тогдашний секретарь Киевсовета Алексей Резников, подчеркнув, что столичная власть поручила жэкам распространить информацию о том, что поверка квартирных водомеров осуществляется поставщиками услуг бесплатно.

На сайте «Киевэнерго» сообщается, что с апреля 2015 года поверка счетчиков горячей воды осуществляется бесплатно прямо в квартире жильца.

Благодаря специальному оборудованию «Укрметрстандарта» водомер горячей воды не нужно демонтировать, передавать на экспертизу, а потом снова монтировать и пломбировать (заказать поверку жители столицы могут по телефону 15−88 или (044) 202−15−88).

Кстати, так должно происходить и в масштабах всей страны.

Обслуживание измерительных приборов осуществляется за счет средств, внесенных национальным регулятором в тариф. Недаром у нас так подскочили в цене вода, газ и тепло. Впрочем, простому смертному практически невозможно узнать, сколько денег он ежемесячно платит за то, что когда-нибудь ему установят, заменят или отремонтируют счетчики. В такой ситуации нужен действенный контроль над ценообразованием со стороны потребителей.

Минувшим летом Киевсовет даже принял решение о возвращении жителям столицы средств, уплаченных ими за поверку счетчиков воды. Скорее всего, деньги наличными не вернут, но могут учесть в счете за водоснабжение как авансовый платеж.

А вот харьковский правозащитник Георгий Ильченко уверен, что с людей вообще не имеют право брать деньги за обслуживание счетчиков, даже через тарифы.

— Когда мы идем на базар, то не платим продавцу за обслуживание весов! — говорит Георгий Ильченко. — Периодическая поверка приборов не может быть включена ни в какие тарифы, а должна выполняться за счет поставщика услуги. Это норма Закона «О метрологии», которая не может быть изменена никакими подзаконными нормативно-правовыми актами (постановлениями правительства и нацкомиссий, требованиями, правилами, едиными подходами, разъяснениями).

Но на деле обслуживание счетчиков оплачивают даже те, у кого их вообще нет! Ведь сумма заложена в тариф. А это уже уголовное преступление, совершаемое группой лиц в результате сговора.

Поэтому я добиваюсь того, чтобы поставщики услуг провели всем потребителям пересчет оплаты: по горячей воде — с 1 июля 2014 года, по холодной — с 20 марта 2015 года. Виновники должны исправить последствия своего злодеяния, принести публичные извинения народу Украины и понести наказание.

По моим подсчетам, только в Харькове на поверке квартирных счетчиков «зарабатывают» около 18 миллионов гривен в год. Эти средства не попадают в бюджет, а идут в карманы частных коммерческих посредников, структуры которых создают сами (для своих!) водоканалы и теплоэнерго при поддержке местных властей.

Людей вообще не должны беспокоить проблемы счетчиков. Все споры между водоканалами, жэками и теплокоммунэнерго должны решаться в суде без участия потребителей. Их обязанность — обеспечивать сохранность счетчиков, не вмешиваться в работу приборов, допускать к ним контролеров и гарантировать сохранность пломб. Кстати, потребители не обязаны платить и за установку пломб, в том числе через тариф.

Требование об установке пломб на приборы учета было введено приказом МинЖКХ Украины (№ 190 от 27. 06. 2008 года) для страховки интересов своего ведомства. Предприятия водоснабжения на местах поняли это по-своему, включив операции «распломбирование» (перед поверкой) и «опломбирование» (после поверки) в реестр платных услуг для потребителей. На каком основании?

Юрисдикция этого приказа на нас, потребителей, не распространяется, да и никакого интереса у нас к пломбам нет. Пусть их за свой счет устанавливают поставщики услуг, заинтересованные в точности показателей приборов. Тем не менее в Харькове, например, за «распломбирование» и «опломбирование» одного счетчика берут по 62 гривни.

Также незаконно в тариф на воду включены расходы на создание подменного фонда квартирных водомеров. Законодательством не предусмотрено, что такой фонд создается за счет потребителя.

Фото в заголовке Ларисы Полищук, «ФАКТЫ»