Україна

Сергей Куюн: "Рассчитывать на дальнейшее снижение стоимости горючего не приходится"

23:15 — 20 січня 2016 eye 352

В течение недели цены на украинских заправках заметно снизились. Сейчас литр бензина А-95 стоит 19 гривен 14 копеек, дизельного топлива — 15 гривен 65 копеек, сжиженного газа — 8 гривен 65 копеек. Это произошло после встречи операторов рынка с министром топлива и энергетики Украины Владимиром Демчишиным. Он заявил, что стоимость горючего на заправках может быть снижена минимум на гривню. По расчетам правительства, литр А-95 должен стоить 19 гривен 67 копеек, а дизельного топлива класса Евро-5 — 16 гривен 2 копейки. Как видим, сегодня реальные цены уже даже ниже предложенных Кабмином. Правда, многие эксперты считают: более существенного падения стоимости горючего на заправках ожидать не приходится. Нефтетрейдеры заявляют даже о возможном возникновении дефицита горючего в Украине.

Прокомментировать сложившуюся ситуацию «ФАКТЫ» попросили директора Консалтинговой группы «А-95» Сергея Куюна:

— Сейчас ситуация на топливном рынке очень напряженная. С одной стороны, мы действительно имеем весьма отрадную динамику снижения цен на нефть. С другой — у нас падает курс гривни. Когда на прошлой неделе в правительстве заявили о необходимости и экономической возможности уменьшить стоимость топлива, то уже через день на межбанке гривня обесценилась на 50 копеек. В наличной же продаже курс доллара перевалил за 26 гривен и продолжает расти. А что такое подорожание доллара на 2—3 гривни? Это значит, нефтетрейдеры вынуждены платить за каждый закупаемый за границей литр бензина на 2—3 гривни больше. Притом что сама валютная стоимость горючего не меняется.

Разговор в Минэнерго чиновников и нефтетрейдеров был действительно конструктивным и подтвердил, что добиться изменения ситуации можно только общими усилиями. Чтобы получить положительный эффект от снижения цен на нефть, правительству нужно стабилизировать курс гривни. Но это не происходит.

Еще одна проблема состоит в том, что уже вторую неделю нефтетрейдеры не могут купить валюту для приобретения топлива. В Национальном банке Украины вступила в силу какая-то новая инструкция, после чего импортерам горючего перестали продавать валюту в нужном объеме.

В результате мы имеем постоянно снижающийся курс гривни и отсутствие у трейдеров валюты для ввоза в Украину горючего, что может привести к дефициту топлива. Это условия, при которых рассчитывать на серьезное снижение цен не приходится.

Да, мировые цены на нефть упали. Но эта дешевая нефть пока где-то там. Ее еще нужно доставить на заводы, переработать в нефтепродукты, которые потом могут быть закуплены для Украины. Однако пока этого горючего нет. Да и валюту для оплаты контрактов отечественные нефтетрейдеры еще не имеют.

Что касается происшедшего за неделю падения розничных цен в Украине, то главным стимулом для этого стали даже не рекомендации правительства, а действия одного из крупнейших операторов. Группа «Приват», владеющая четвертью украинских заправок и единственным работающим нефтеперерабатывающим заводом, снизила цены на своих АЗС. Следом начали удешевлять горючее и другие операторы. Впрочем, нужно учесть, что Кременчугский завод покупает нефть за гривни и от валютных проблем не зависит.