Слухи о том, что из-за ненадлежащих действий украинских правоохранителей Евросоюз снимет санкции с чиновников времен Виктора Януковича, ходят уже давно. Еще прошлой осенью заместитель генпрокурора Виталий Касько прогнозировал, что это может случиться уже в марте 2016 года.
«Я часто слышу от западных партнеров, что дальнейшего продолжения санкций не стоит ждать», — отмечал Виталий Касько. По его словам, в Европе считают, что двух лет достаточно, чтобы правоохранительные органы страны разобрались со средствами людей, попавших под санкции, и определили, получены они преступным путем или нет. «Нам нужно сосредоточиться на арестах имущества и активов в собственных уголовных процессах, а не на просьбах продлить санкции, последнее вряд ли будет иметь перспективу», — утверждал замгенпрокурора.
Позже аналогичный прогноз сделало и влиятельное издание The Wall Street Journal, сославшись на заявления еврочиновников о негативных настроениях в отношении Украины, которая медлит в деле расследования деятельности бывших высокопоставленных госслужащих: «Существует вероятность, что в течение года все эти люди получат доступ к своим активам на Западе. После этого никто больше не поддержит санкции повторно».
Прогнозы стали понемногу сбываться. И хотя речь идет не об отмене санкций, первый шаг в этом направлении сделан. Суд Евросоюза в Люксембурге вынес решение по объединенному делу Николая и Алексея Азаровых, а также по делам Сергея Арбузова (бывший первый вице-премьер) и Эдуарда Ставицкого (экс-министр энергетики и угольной промышленности): должностные лица не могут быть подвергнуты санкциям только за то, что в третьей стране начато предварительное расследование их действий. Следовательно, все без исключения активы этих лиц, арестованные в Евросоюзе, должны быть разморожены. Аналогичное решение принято и в отношении брата бывшего главы президентской администрации Андрея Клюева — Сергея. Правда, вердикт не окончательный, проигравшая сторона может обжаловать его в течение двух месяцев. Между тем Верховная Рада на днях дала согласие на арест Сергея Клюева, который уже полгода находится в розыске. С третьей попытки за это проголосовали 228 парламентариев.
Как пишет «Европейская правда», юридически решение суда ЕС не означает немедленной отмены ареста активов. Это связано с особенностями санкционного механизма: Совет Евросоюза ежегодно утверждает новые санкции, которые каждый раз надо оспаривать заново. Таким образом, люксембургский суд отменил исключительно тот арест, который действовал с марта 2014 по март 2015 года. А сейчас (по 5 марта 2016 года включительно) действует следующее решение Совета ЕС, которое в данный момент находится на рассмотрении суда в Люксембурге. Формально Совет ЕС может продлить на следующий год новую волну санкций, несмотря на вынесенное решение, но это может вызвать негативные политические последствия для стран — членов ЕС и их отношений с судебной властью Евросоюза.
В так называемом украинском черном списке лиц, в отношении которых Евросоюз ввел ограничительные меры, 18 бывших высокопоставленных чиновников. Как сообщил начальник управления спецрасследований ГПУ Сергей Горбатюк, у восьми из них найдены и заблокированы зарубежные активы. «Правоохранительные органы подтвердили арест в рамках уголовного процесса активов бизнесмена Юрия Иванющенко и экс-вице-премьера Сергея Арбузова», — цитирует представителя Генпрокуратуры «Укринформ». У первого под арест попали почти два миллиона швейцарских франков, а у второго — 30 миллионов долларов. Эти активы обнаружены в Латвии.
Сергей Горбатюк подчеркнул, что экономические санкции Евросоюза — это политическое решение, а задача следствия — арестовать активы в рамках уголовного процесса. Тогда снятие ограничительных мер не повлечет негативные последствия для расследования открытых производств. Если же санкции снимут, то под арестом останутся активы только у двух бывших чиновников. По шести другим фигурантам ГПУ давно отправила все необходимые документы правоохранительным органам стран, где выявлены активы, однако ответы пока не получены. Сергей Горбатюк отметил, что сфера международно-правовой помощи не определяет четкие сроки предоставления государствами ответов на запросы правоохранителей других стран.
Следующее заседание европейской комиссии по вопросу продления или снятия санкций состоится не позже февраля 2016 года. Юрий Горбатюк подчеркнул, что ограничений по срокам действия для санкций нет, однако такие меры должны пересматриваться не реже одного раза в год.
Фото с сайта rbc.ua