Деньги

Даже если нефть станет абсолютно бесплатной, топливо все равно будет сегодня стоить 14 гривен 55 коп. за литр - эксперт

9:00 — 2 февраля 2016 eye 1975
Сергей КУРГАН, «ФАКТЫ»

После небольшого снижения и двухнедельной стабильности цены на некоторых автозаправках вновь пошли вверх. Пока литр топлива подорожал незначительно — на 5—20 копеек. Но стоимость растет, несмотря на рекомендации правительства и Антимонопольного комитета Украины снизить цены на фоне дешевеющей нефти. Кстати, сейчас черное золото вновь стало постепенно дорожать. Эксперты объясняют ситуацию на отечественном топливном рынке высокими налогами и постоянной девальвацией гривни. Еще одним фактором, влияющим на стоимость топлива, является существенное снижение его потребления в стране.

«Налоги и сборы составляют более 40 процентов цены горючего»

По данным Государственной службы статистики Украины, в 2015 году розничная продажа бензина на АЗС Украины (без учета оккупированного Крыма) сократилась на 26 процентов по сравнению с показателем 2014 года — до 1 миллиона 800 тысяч тонн. Реализация дизтоплива на отечественных заправках снизилась на 25 процентов — до 1 миллиона 780 тысяч тонн.

Кроме того, за 12 месяцев 2015 года, если сравнивать с аналогичным периодом 2014-го, промышленное потребление бензинов снизилось на 17 процентов, до 542 тысяч тонн, а дизтоплива — на 7 процентов, до 3 миллионов 220 тысяч тонн.

В целом же потребление бензина в Украине (без учета оккупированного Крыма) в прошлом году уменьшилось на 24 процента, — до 2 миллионов 340 тысяч тонн, а дизтоплива — на 13 процентов, до 4 миллионов 560 тысяч тонн. Суммарное же потребление горючего в 2015 году составило 6 миллионов 900 тысяч тонн, что на 1 миллион 450 тысяч тонн, или на 17 процентов, меньше, чем в предыдущем году.

По мнению экспертов, недавнее повышение налогов на фоне слабеющей гривни и падения спроса на горючее не способствует снижению цен на топливо. Напротив, оно может подорожать.

— Нынешнее увеличение налоговой нагрузки в виде акцизов на моторное топливо дает плюс 70 копеек на литре для потребителя, — считает президент Ассоциации объединения операторов рынка нефтепродуктов в Украине Леонид Косянчук. — Поэтому даже не сомневайтесь, что январь, февраль и март операторы рынка будут работать себе «в минус».

Что касается нынешних цен на нефть, то они, по мнению специалистов, пока не могут существенно повлиять на розничную стоимость горючего на отечественных АЗС.

— Стремительное падение цен на нефть привело к параллельному снижению стоимости нефтепродуктов во многих странах мира, — признает генеральный директор одной из крупнейших украинских сетей АЗС Сергей Корецкий. — В то же время в Украине есть несколько ключевых факторов, которые объективно не позволяют нефтетрейдерам удешевлять топливо для потребителей.

Прежде всего это курс иностранной валюты. Практически 85 процентов нефтепродуктов импортируется, а значит, покупается за валюту. При этом только за последние два года гривня подешевела по отношению к доллару втрое. В цене бензина стоимость нефти, которая зависит от курса доллара, составляет в среднем 45 процентов. Еще более 40 процентов — налоги и сборы. И около 15 процентов — маржа, включающая расходы на содержание АЗС, зарплаты сотрудникам, аренду земли и так далее. В результате чистая прибыль, которую получают нефтетрейдеры, — это 2—3 процента.

Таким образом, даже если нефть станет абсолютно бесплатной, топливо все равно будет иметь цену, поскольку требует переработки, затрат на логистику, маркетинг и так далее. Переработка нефти, транспортировка и хранение обойдутся примерно в 4 гривни на каждом литре. Налоги составят еще 8 гривен 8 копеек. Есть расходы АЗС: зарплата работников, электроэнергия, ремонт зданий, плата за землю, что добавляет еще минимум 1 гривню 15 копеек на литре. Следовательно, даже при бесплатной нефти литр бензина сегодня будет стоить 14 гривен 55 копеек.

«Мелкие сети, чтобы пресечь появление новых конкурентов на теневом рынке, держат цены на уровне 6,8—7 гривен за литр сжиженного газа»

Не менее сложная ситуация на рынке сжиженного газа. Не секрет, что в связи с ростом цен на бензин многие автовладельцы переоборудовали свои машины для использования сжиженного газа. Причем таких автомобилей становится все больше, а значит, спрос на данное топливо растет. В этих условиях появилось огромное количество полулегальных либо вовсе нелегальных газовых заправок, продающих горючее без уплаты налогов. Тем временем государство, видя рост популярности газа среди автомобилистов, решило повысить налоги на это топливо, что, по мнению специалистов, приведет к росту цен на разрешенных законом газовых заправках и увеличению прибыли нелегалов.

— В 2015 году потребление сжиженного газа в качестве моторного топлива в Украине составило 1 миллион 115 тысяч тонн, — рассказал аналитик Консалтинговой группы «А-95» Артем Куюн. — Это новый рекорд, на 16 процентов превысивший потребление в 2014-м. За последние четыре года сжиженный газ, благодаря увеличению его использования почти на 35 процентов, занял заметное место на рынке моторных топлив. Сегодня на каждые проданные на АЗС 10 литров бензина приходится порядка 7 литров сжиженного газа, а в общем объеме розничных продаж автомобильного топлива газ занимает почти четверть. Еще четыре-пять лет назад такие пропорции казались фантастикой.

Но при росте потребления увеличивается и количество так называемых «подзаборных» газозаправочных станций, появляющихся как грибы после дождя. Государство с ними почти не борется. И даже если такую заправку удается оштрафовать или закрыть, нелегалы покрывают расходы за счет уклонения от уплаты налогов с продажи топлива.

Кроме того, с начала нынешнего года ставка акцизного налога была увеличена с 45 копеек до 0,042 евро за литр (по текущему курсу НБУ — 1 гривня 14 копеек). В ситуации, когда власти демонстрируют полную беспомощность в борьбе с теневым рынком, это означает одно: количество нелегалов будет расти, а налоговые поступления в бюджет — снижаться. Уже сейчас начался передел нелегального автогазового рынка.

Например, сегодня в Киеве мы наблюдаем такую картину: мелкие сети, чтобы пресечь появление новых конкурентов на теневом рынке, с конца декабря 2015 года держат цены на уровне 6,8—7 гривен за литр сжиженного газа. Это «голая» стоимость поставки топлива на заправку без учета акциза и эксплуатационных расходов, не говоря уже о хоть каком-нибудь заработке, что фактически подтверждает уклонение от уплаты налогов. Следовательно, деятельностью таких газозаправочных станций должны заинтересоваться сотрудники Государственной фискальной службы. К сожалению, пока чиновники продолжают молча смотреть на беспредел, а налоги утекают из бюджета в карманы нелегалов, полностью разрушающих конкуренцию на топливном рынке.