Історія сучасності

12 февраля 1918 года Рада УНР утвердила трезубец как большой и малый гербы Украинской державы

9:00 — 8 лютого 2016 eye 567

8 февраля 1996 г. Правительство Украины приобрело у Англии старейшую в Антарктиде научную базу «Фарадей», назвав ее в честь первого президента Украинской Академии наук Владимира Вернадского.

9 февраля 1881 г. Умер классик российской литературы Федор Достоевский.

11 февраля 1826 г. Математик Николай Лобачевский сообщил о создании неевклидовой геометрии. Теория Лобачевского знаменовала приход новой эпохи в развитии фундаментальной науки.

12 февраля 1918 г. Рада УНР утвердила трезубец как большой и малый гербы Украинской державы.

13 февраля 1901 г. В Московском Художественном театре состоялась премьера пьесы Антона Чехова «Три сестры».

14 февраля 1956 г. На XX съезде КПСС Никита Хрущев сделал исторический доклад, положивший начало развенчанию культа Сталина.

Ровно 20 лет назад состоялся матч чемпиона мира Гарри Каспарова с суперкомпьютером Deep Blue

В 1996 году представители компании IBM предложили Гарри Каспарову сыграть матч против их шахматной программы Deep Blue. Этот суперкомпьютер мог оценивать до 200 миллионов шахматных позиций в секунду. Матч из шести партий состоялся в феврале 1996 года в Филадельфии (США).

Из 500 тысяч долларов призового фонда 400 тысяч получал победитель, а 100 тысяч долларов проигравший. Deep Blue находился в лаборатории IBM в Йорктаун-Хайтс (штат Нью-Йорк). Связь с ним осуществлялась путем удаленного доступа по сети. На случай проблем со связью в Филадельфии были размещены две резервные машины меньшей мощности. Функции оператора машины исполнял Фэн Сюн Сю, стоявший у истоков создания суперкомпьютера. Иногда, если игра продолжалась слишком долго, его сменяли коллеги.


*Поединок Каспарова с компьютером состоял из шести матчей

В первой партии, после нескольких неточных ходов Каспарова, Deep Blue постепенно наращивал свой перевес. В конце партии, пытаясь хоть что-то противопоставить компьютеру, Каспаров начал прямую атаку на короля Deep Blue. Суперкомпьютер отбил атаку и выиграл партию. Вторую партию выиграл Каспаров. После ничьих в третьей и четвертой партиях в матче сохранялся счет 2:2. В середине пятой партии Каспаров предложил ничью оператору Deep Blue. Поскольку оператор (им оказался Фэн Сюн Сю) не обладал достаточной шахматной квалификацией для принятия подобных решений, предложение было переадресовано гроссмейстеру Бенджамину, который решил его отклонить. В течение следующих нескольких ходов Deep Blue допустил ряд серьезных ошибок. Реализуя полученный перевес, Каспаров довел партию до победы.

В шестой партии серией маневров, последствия которых были не очевидны для компьютера и сказались не сразу, а также при помощи выгодных разменов Каспаров постепенно ограничил подвижность фигур Deep Blue, оттеснив их назад в свой лагерь и вынудив занять крайне стесненное положение. В результате к концу партии фигуры Deep Blue оказались прижаты к последней горизонтали и были практически лишены возможности ходить. Поставив машину в ситуацию почти полного цугцванга (положение в шахматах, когда любой ход игрока ведет к ухудшению его позиции), Каспаров вынудил оператора Deep Blue сдаться. Окончательный счет матча — 4:2 в пользу Каспарова.

Второй матч чемпиона мира с компьютером состоялся через год. За это время разработчики внесли коррективы в программу и оснастили машину новыми шахматными процессорами. Каспаров, ранее уверенно противостоявший искусственному интеллекту, считал, что человек за счет нестандартной логики способен поставить машину в тупик. Но в этот раз и компьютер повел себя нестандартно, что выбило Каспарова из колеи. До решающей партии сохранялась ничья, но Каспаров, в отличие от машины, расшатал свои нервы в спорах и догадках. В шестой партии он выбрал нестандартный дебют и спровоцировал Deep Blue на жертву фигуры. Циничный компьютер отдал коня и выиграл партию у деморализованного соперника к 19-му ходу. Прочитать его логику гроссмейстеру так и не удалось.

Гарри Каспаров предложил IBM провести решающий третий матч, предложив увеличить количество партий и дать ему больше времени на отдых. Компания IBM отклонила предложение. На следующие подобные матчи чемпион мира согласился лишь в 2002 и 2003 годах. Его соперниками были программы Deep Junior и Deep Fritz. Оба матча завершились вничью, после чего Гарри Кимович заявил, что уже через несколько лет человек не сможет соперничать с сильнейшими шахматными программами.

Подготовила Светлана ВИШНЕВСКАЯ, «ФАКТЫ»