Життєві історії

Киевлянин стал одним из самых успешных молодых предпринимателей Украины благодаря... носкам

7:45 — 12 лютого 2016 eye 11874

«Если бы мне давали одну гривню каждый раз, когда кто-то говорил: „У тебя ничего не получится“, — я бы давно разбогател», — признается 28-летний Алексей Малицкий

Для того чтобы начать строить свой бизнес, совершенно не обязательно выдумывать велосипед и сетовать на то, что все ниши давно заняты. Достаточно взять хорошо знакомый всем предмет и преподнести его покупателям в новой форме. Так сделал Алексей Малицкий, который однажды не нашел на прилавках того, что диктовало ему воображение. Сейчас созданный им бренд красочных носков Sammy Icon продается более чем в десяти странах мира и очень популярен, особенно среди молодежи. На выставке мужской моды Pitty Umo во Флоренции в 2015 году Sammy Icon был единственным украинским брендом. Не менее удачным стал и второй проект Малицкого Clan-P — футболки с принтами от молодых дизайнеров. В футболке с тризубом от этой компании руфер Mustang Wanted фотографировался на московской высотке, а украинская летчица Надежда Савченко неоднократно появлялась на заседаниях суда.

— Я предприниматель в четвертом поколении, — рассказывает Алексей Малицкий, которого журнал Forbes включил в число тридцати самых успешных предпринимателей Украины в возрасте до 30 лет. — Это у меня в крови. У отца есть бизнес в городе Дрогобыч, где я жил до 16 лет, пока не приехал на учебу в Киев. Дед тоже был предпринимателем — в советское время он возил скот на убой. У прадеда имелся свой магазин. И прабабушка торговала, благодаря чему вся ее семья пережила войну.

Мой предпринимательский опыт начался в первом классе: я сдавал велосипед в аренду за наклейки. Когда тебе семь лет, наклейки определяют статус среди ровесников. Позже сдавал в аренду магнитофон, уже за деньги. В университете с товарищами начали организовывать различные студенческие мероприятия. Позже, после моей поездки в Америку по программе «Work and Travel», мы взялись за более масштабные социальные проекты. С 2008 по 2013 год реализовали четыре рекламные кампании.

Первым стал проект «Улыбнись, Украина». После возвращения из Штатов я заметил, насколько угрюмы у нас люди. Они мало смеялись, рассуждения многих о жизни сводились к одному: все плохо. На самом деле количество хороших и плохих вещей в жизни одинаковое. Важно, на чем концентрировать внимание. Суть нашего проекта заключалась в привнесении позитива в таком невеселом месте, как метро. Мы размещали на станциях плакаты с изображениями счастливых людей и призывом поделиться улыбкой. Возможно, вы видели в подземке фото студента, утверждающего, что через десять лет он станет всемирно известным изобретателем, художником или композитором и над своей мечтой работает по 12 часов в день. У каждого есть мечта, но не все понимают, что готовы ради нее сделать.

— Да, я помню эту кампанию. Где студенты взяли деньги на ее реализацию?

— Составили список из нескольких десятков компаний, которым предположительно могла быть интересна данная идея, и начали звонить. Нужно быть невероятно упрямым, чтобы добиться какого-то результата, потому что 99 раз из 100 вы услышите «нет». Первой командой, которая в нас поверила и согласилась поддержать, была «Розетка». В то время их офис находился в маленьком подвале, где с трудом помещалось пятеро людей.

— Sammy Icon стал первым твоим проектом, который действительно «вышел в люди» как бренд. Как он появился?

— В 2012 году я пытался купить цветные носки. И не нашел ни одной пары, которая бы удовлетворила меня по расцветке и качеству. Нам с партнером, Филиппом Литвиновым, показалось, что это перспективный бизнес. Тогда мы еще не знали, что ошибаемся. Носки — не очень интересный товар для Украины, и много денег он нам не принес. Но изначально я в него поверил. Производители не хотели браться за изготовление небольших партий необычных носков. В итоге нам удалось договориться с фабрикой во Львове. Но пришлось докупить им оборудование. Первоначальные инвестиции составили около 20 тысяч долларов.

— Одалживали или брали кредит?

— Часть денег я привез из поездки в Америку, часть заработали и накопили уже тут. Мы вообще не прибегаем к кредитованию в наших проектах и не изымаем деньги из них. Абсолютно все средства находятся в обороте.

— Проект также собрал неплохую сумму инвестиций в Интернете.

— Sammy Icon вообще один из первых проектов, который запустился на специальной интернет-платформе Kickstarter, где любой желающий может сделать посильный финансовый вклад в развитие какой-то бизнес-идеи. Но это был больше маркетинговый ход, так как все деньги, собранные на платформе, потратили на отправку носков людям.

— Много сложностей пришлось пережить, прежде чем вы встали на ноги?

— Одна из сложностей, с которой может столкнуться молодой предприниматель, — это субъективный взгляд на собственный продукт. Ему кажется, что он все делает идеально, но у рынка потребителей иной взгляд. Нужно быть готовым меняться. Начинающим бизнесменам советую быть как можно настырнее. Человеку, который направляется из точки, А в точку Б, точно будет нелегко в нашей стране. Подрядчики в Украине работают так, что постоянно «влетаешь» на деньги.

У нас не было еще ни пары готовых носков, а мы уже потратили четыре тысячи долларов на разные неудачные эксперименты. Однажды заказали картонную упаковку для продукции, а подрядчик решил, что этот картон слишком дорогой и он может сэкономить нам средства, если использует материал подешевле. В итоге мы получили нечто похожее на туалетную бумагу и отправили всю партию упаковки в мусорное ведро.

Самое страшное, что можно услышать, — это утренний звонок подрядчика и его голос в трубке, торжественно сообщающий: «Я тут подумал и решил…» Это чревато финансовыми потерями. Но, к сожалению, так работают почти все производства в Украине. Однажды «главным дизайнером» носков Sammy Icon был человек, заправляющий на фабрике нитку в иголку. Я полгода следил за процессом производства, но стоило мне куда-то отлучиться, и парень тут же начинал путать нитки. Носки получались совсем не такими, как задумывалось.

— Когда впервые понял, что Sammy Icon — не просто носки, а бренд?

— Это случилось на какой-то вечеринке. Девушка утверждала, что на ней носки именно Sammy Icon. Я попробовал ей возразить, так как точно знал, что это не моя продукция. Она долго спорила, не зная, что я связан с созданием данной марки. А все, кто был в курсе, посмеялись над нашим разговором.

Спустя полгода после старта Sammy Icon я полностью передал дело своему партнеру Филиппу Литвинову. Он продолжает заниматься развитием бренда. Я же занялся новым проектом Clan-P — производством одежды с оригинальными принтами. Вышло все почти случайно. Я наткнулся в Интернете на иллюстрацию львовского художника Миши Присташа, который осовременил портреты выдающихся украинских деятелей. И захотел футболку с таким рисунком. Написал Мише, и вскоре у нас появилась целая коллекция футболок с его иллюстрациями. Поначалу мы не собирались делать на этом бизнес. Заказали 30 штук для себя и друзей. Остаток разместили на сайте почти по себестоимости — 125 гривен. За две недели купили всего одну футболку. Тогда мы подняли цену до 175 гривен, и в течение следующей недели продали 12 штук. Так срабатывает психология: если что-то стоит дешево, покупатель думает, что это некачественный продукт. А еще через какое-то время у нас появился магазин по продаже футболок.

— Близкие поддерживали твое решение основать собственное дело?

— Не особо. Они долго не верили, что это хорошая идея, настаивали, чтобы я вернулся домой. Я ожидал такой реакции. Если бы мне давали одну гривню каждый раз, когда кто-то говорил: «У тебя ничего не получится», — я бы давно разбогател.

— Предпринимательским опытом делишься?

— Последние полгода я провожу тренинги с бизнесменами по вопросам развития бренда. Сейчас консультирую сеть ресторанов быстрого питания «Челентано». Работаю над новым проектом, и это занимает много времени.

— Экономическая ситуация в стране тебя затронула?

— А кого же она не затронула? Абсолютно все предприниматели в стране пострадали в разной степени. Это очень сложно, когда у компании есть договоры, рассчитанные на один курс доллара, и вдруг он вырастает в два-три раза. Мы хватались за голову, вытирали холодный пот со лба и думали, как жить дальше. Главное в бизнесе — это слово, которое нужно держать во что бы то ни стало.

— Каким новым проектом занимаешься сейчас?

— Осваиваем ювелирный рынок. Изготовляем серебряные браслеты. Идея в том, что можно закодировать азбукой морзе любое слово, которое будет о чем-то напоминать владельцу браслета. У каждого из нас есть какие-то очень личные цели. Можно закодировать эту цель и всегда носить ее на руке, а после выполнения поменять набор бусинок с точками и тире на браслете. На моем сейчас написано «удача». Проект ориентирован в основном на зарубежный рынок.