Події

На маковея люди одаривали друг друга маковыми головками, как писанками на пасху, — чтобы жить в мире и согласии

0:00 — 14 серпня 2009 eye 3346

Сегодня, в первый день Успенского поста, в церковь на освящение несут мак и мед, а на Яблочный Спас — фрукты, с которыми потом пекут пироги и варят галушки

Сегодня, 14 августа, православные и грекокатолики отмечают праздник Происхождения (Изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня и день памяти мучеников Маккавеев. В народе этот день получил название Маковея, первого, или Медового Спаса. По традиции верующие несут в церковь пчелиные соты и специальные букеты-»маковiйчики» из головок мака и «чорнобривцiв», чтобы в течение следующего года домашнее хозяйство цвело и было плодовитым: «Нехай буде в господарствi стiльки тварин, як у макiвцi зернин».

Кроме того, с Маковея начинается двухнедельный Успенский пост, который хоть и короткий (с 14 до 28 августа — до Успения Пресвятой Богородицы), но строгий, как и Великий. Полакомиться рыбкой и выпить немного вина верующие смогут только

19 августа, на второй, Яблочный, или Великий Спас (праздник Преображения Господня). А 29 августа, на следующий день после окончания поста, миряне будут отмечать третий Спас — Ореховый, или, как его еще называют, на полотне. С Медовым, Яблочным и Ореховым Спасами связно множество народных верований и традиций.

К колодцу привязывали освященные букеты и оставляли их там до Яблочного Спаса

По одной из легенд, мак появился после того, как на землю пролилась кровь семи братьев Маккавеев. На этом месте в память о мучениках распустились пылающие алые цветы, и люди назвали их маком. Прежде чем освятить в церкви головки мака, для них готовили достойное обрамление: на рассвете срезали цветок подсолнечника для букета, в который добавляли георгины, руту-мяту, васильки и другие полевые цветы. Нести букет-»маковiйчик» в храм полагалось чистой, неискушенной душе — девушке или ребенку. Взрослые готовили для освещения в церкви мед, пчелиные соты и восковые свечи. Существовал обычай: по окончании службы мужчины молились перед иконой святых Зосимы и Савватия (их наши предки считали покровителями пчеловодов), после чего лучшие соты оставляли в дар храму, раздавали сиротам, вдовам и убогим, а затем пчеловод мог сам попробовать мед.

После праздничной литургии домой не торопились — люди всем миром шли освящать колодцы. К этому событию каждый хозяин готовился заранее: обязательно чистил колодец, ремонтировал и красил ограду вокруг него. На колодец привязывали освященные в церкви букеты и оставляли их там до Яблочного Спаса. Детишки несли свои «маковiйчики» к реке и, бросая букетики в воду, приговаривали: «Я тобi даю, ти менi дай. Зле вiджени, добро наверни». Мамы, у которых подрастали дочери, высыпали освященный мак в детскую купель, «щоб потiм у дiвчини було хлопцiв, як маку».

Чтобы жить в мире и согласии, в этот день люди одаривали друг друга маковыми головками, как писанками на Пасху: «На тобi мiй, дай менi свiй, аби ми жили в мирi та злагодi».

Что касается праздничного стола, то он был очень скромным: без мяса, рыбы, творога и маслица, а также без горячительных напитков. В этот день начинался строгий Успенский пост, именуемый в народе осколком Великого. По преданию, Бог назначил людям говеть перед Пасхой девять недель, но святые отцы начали просить послабления, мол, народу будет тяжело выдержать такой долгий пост. Вот Всевышний и разделил испытание на две части: семь недель весной перед Пасхой и две — в конце лета.

Меню тех, кто строго соблюдает устав, выглядит следующим образом: понедельник, среда и пятница — сухоядение (невареная пища без постного масла); вторник и четверг — горячие блюда, но тоже без масла; и только в субботу и воскресенье в рационе появляются жиры — растительные.

К праздничному столу обязательно подавали борщ с жареными карасями

Зато на Яблочный Спас (19 августа) столы накрывали богатые. Скоромных блюд, конечно же, не подавали, но вкусненьким своих домашних хозяйки все-таки радовали. Например, пекли пироги. Делали их из постного дрожжевого теста (без молока и яиц), а начиняли не только яблоками, маком, сливами с медом и орехами, но и рыбой, грибами, капустой, зеленью, фасолью и «всiм, що на городi вродило».

К праздничному столу обязательно варили борщ, в который для жирности клали не мясо, а жареных карасиков. Из печи борщ переносили в погреб, где ему полагалось стоять всю ночь, чтоб на жаре не прокис и при этом хорошенько настоялся. Еще варили рассольник, в который добавляли белые грибы. На Великий Спас хозяйки традиционно лепили вареники с картошкой и капустой, но больше всего — с молодой фасолью. Такие вареники подавали с подливкой из лисичек и жареного лука. Еще готовили сладкие яблочные галушки, бабки. К празднику запасались вином — яблочным и сливовым, медовухой, а также вишневым и черносмородиновым спотыкачами.

А еще второй Спас — день, когда первый раз пробуют яблоки и груши нового урожая. На рассвете мама будила детишек и отправляла их в сад, чтобы нарвали яблок: «дитяча рука ще не согрiшила, тому Iсусиковi вона мила». Плоды складывали в пасхальные корзины, накрывали рушниками и несли в церковь на освящение. Теперь яблоками можно угощать родных и близких, ну и, конечно же, есть самим. В старину, до второго Спаса яблоки считали нечистыми, якобы на них лежит печать Евиного греха. Поэтому некоторые селяне, чтобы не искушаться, созревшие до Спаса плоды скармливали свиньям.

После службы семья отправлялась на кладбище помянуть умерших родственников. Молодежь должна была заранее, как и перед Родительской субботой после Пасхи, привести в порядок могилы не только близких, но и незнакомых людей. Ко второму Спасу нужно было украсить кресты, к ним привязывали букеты цветов и колоски пшеницы. В Западной Украине был такой обычай: на могиле расстилали рушник, на который ставили красную миску с яблоками, варениками и медом. Эту снедь оставляли на кладбище, чтобы забрали нуждающиеся и помолились за спасение душ усопших.

На Успение девушка должна была вплести в косы собранный и подсушенный лук: «щоб коси в не∙ були довгими та товстими»

Почтив умерших, семья возвращалась домой и усаживалась обедать. Люди угощались приготовленными праздничными блюдами и ждали в гости жнецов с «княгиней» — главных героев народного торжества, которое называлось «обжинки». Поскольку ко второму Спасу в селах завершалась жатва ржи, в честь этого события крестьяне устраивали веселый праздник. Начиналось все в поле. Жнецы ходили по ниве, пели, собирали оставшиеся не связанными в снопы колоски и сплетали из них большой венок. Затем выбирали самую красивую девушку — «княгиню», надевали ей на голову венок, и она во главе процессии ходила по дворам, приговаривая: «А дай, Боже, щоб ми на другий рiк дiждалися жито жати, жито-пшеницю i всяку яриницю». На подворье жнецы снимали с «княгини» венок и клали его на голову хозяину. Тот благодарил и щедро угощал. В некоторых областях Украины вместо венка несли крест из соломы или большой сноп, который подвязывали красной юбкой или ярким платком и украшали полевыми цветами. На Рождество этот сноп превращался в «дiдух».

В честь обжинок девушки украшали себя веночками из колосьев и цветов. Кроме того, в этот день молодые мамы собирали «чорнобривцi», чтобы в отваре выкупать своих малышей. Считалось, что такая ванна поможет детишкам вырасти «гарними та чорнобровими».

Второй Спас знаменует окончание лета, ведь он приносит первые холода. Все живое в природе настраивается на осень и приближающуюся зиму. Поэтому народ с грустью прощался с теплой порой, приговаривая: «У Спаса все в запасi — i дощ, i вiтер, i гарна погода, й негода». Или: «Прийшов Спас — готуй рукавицi про запас», «Прийшов Спас — пiшло лiто вiд нас», «Як прийде Спас, то комарам урветься бас, а як прийде Пречиста — збере їх нечиста».

А вообще, по погоде в течение всего Успенского поста наши предки предсказывали, будет ли дождливой осень и снежной зима. Народная примета гласит: какая погода на Спаса, такая и на Покрова (14 октября). Если на Лаврентия (23 августа) вода в озерах и реках тихая, осень будет ласковой и мягкой, а зима — без метелей. Если же в этот день пройдет ливень, осень будет дождливой.

По поверьям, именно на Успение Пресвятой Богородицы (28 августа) лето с осенью встречаются. «Успiння проводжай, а осiнь зустрiчай», — говорили в народе. Жара, начавшаяся в этот день и затянувшаяся на две недели, свидетельствует о том, что на бабье лето (с 14 по 21 сентября) будет холодно и дождливо.

С Успения начиналось молодое бабье лето (до 11 сентября). Кстати, в народе сохранилось множество запретов, связанных с проведением дня Успения Пресвятой Богородицы. Например, не полагалось устраивать шумные праздники, гулянья с песнями, танцами и играми. Народ воздерживался от громких разговоров и особо усердной работы. Правда, девушка на выданье в этот день должна была вплести в косы собранный и подсушенный лук: «щоб коси в неї були довгими та товстими».

После Успения, как правило, заканчивались полевые работы, а значит, можно было засылать сватов и готовиться к свадьбам. Поэтому девушки трудились над рушниками и вышиванками, а также собирали ягоды калины. Большой удачей считалось сыграть свадьбу уже на следующий день после окончания поста, на Ореховый Спас (29 августа): «На Спаса весiлля гуляти — бути подружжю багатим».

ПОСТНЫЕ ГАЛУШКИ С МАКОМ И МЕДОМ

Для приготовления понадобится: мука — 2 стакана, вода — стакан, соль — меньше половины чайной ложки, мак — 50 граммов, сахар — по вкусу, мед.
Просеять муку горкой, добавить воду и соль, замесить тесто. Сформовать в брусок и порезать на кусочки. Пересыпать кусочки теста мукой, чтобы не слипались.
Мак всыпать в кастрюлю с кипятком и довести до кипения. Откинуть на густое сито, затем перетереть с сахаром.
Отварить галушки, соединить их с маком, хорошо перемешать и прогреть в духовке. При подаче полить медом.

ГРУШИ И ЯБЛОКИ В СИРОПЕ С ВИНОМ

Для приготовления понадобится: груши и яблоки — 8 штук, сахар — 2 стакана, вода — полтора стакана, белое сухое вино — 1 стакан, лимонная кислота — 3-4 щепотки.
Разрезанные пополам плоды варят до мягкости в сахарном сиропе, подкисленном лимонной кислотой, не давая им перевариться. Вначале в кипящий сироп кладут груши, а затем — яблоки. Готовые плоды вынимают шумовкой. В сироп добавляют вино и уваривают его до половины объема. Сваренные плоды кладут в вазу, заливают сиропом. Украшают вишнями или клубникой из варенья.