Україна

Уже во второй половине марта планируется начать регулярное железнодорожное сообщение между Украиной и Китаем по новому «Шелковому пути»

9:00 — 17 лютого 2016 eye 466

Первый пробный состав прошел по новому «Шелковому пути» во второй половине января. Часть маршрута проложена по Черному и Каспийскому морям, поэтому задействованы паромы. Во время прохождения первого пробного поезда паром сделал заход из Ильичевска в Варну, чтобы выгрузить там часть груза. Из Болгарии он направился в Грузию. Дальше путь поезда пролегал через Кавказ до Каспийского моря. Затем на пароме контейнеры транспортировали в Казахстан, а оттуда по железной дороге — в Китай. Состав находился в дороге 15 с половиной суток. Стоит задача добиться того, чтобы поезда доходили до Китая за десять дней.

— Китайское правительство выступило с идеей cоздания нового «Шелкового пути» несколько лет назад, однако тогдашнее руководство Украины серьезной заинтересованности к ней не проявило, — говорит заместитель министра инфраструктуры Украины Владимир Омелян (на фото). — Агрессия Российской Федерации против нашей страны не оставляла сомнений в том, что рано или поздно Москва станет ограничивать транзит украинских товаров через свою территорию, чтобы нанести нам экономический ущерб. Понимание этого стало одной из причин того, что год назад мы заявили китайской стороне о желании наладить железнодорожное сообщение с КНР через Грузию, Азербайджан и Казахстан. В ответ услышали, что мы опоздали: уже запущен железнодорожный маршрут из Китая в Европу через РФ и Беларусь. Если за 2011 год по нему прошло всего 20 железнодорожных составов, то в 2015-м — порядка 400. Но мы не опустили руки и продолжили добиваться поставленной цели.

Тут нужно сказать, что изначально Китай стремился к тому, чтобы в связке с новым «Шелковым путем» появлялись другие проекты, привлекательные для бизнеса. Поэтому мы разработали конкретные предложения на этот счет и выступили с ними на переговорах. Это, например, такие идеи, как модернизация морских портов Украины, пуск скоростного пассажирского поезда Киев — Варшава — Берлин… Проводя переговоры с государственными органами Китая, мы активно работали с крупными корпорациями этой страны.

Все это дало положительный результат: был подписан Протокол о новом «Шелковом пути». Тем самым КНР официально признала Украину участницей данного проекта. Это не только открыло возможность для налаживания железнодорожного сообщения по этому маршруту, но и стало сигналом для китайских инвесторов. Нужно понимать, что если на Западе компании порой поступают в тех или иных вопросах без оглядки на позицию своих правительств, то в КНР бизнес-структуры чутко прислушиваются к мнению государства.

«Укрзалізниця» плодотворно поработала с коллегами из Грузии, Азербайджана, Казахстана, Китая, в результате в середине января по новому «Шелковому пути» был отправлен первый пробный состав. Сейчас усилия сосредоточены на том, чтобы упростить таможенные процедуры. Кроме того, ведутся переговоры о снижении тарифов. Мы рассчитываем уладить эти и некоторые другие вопросы уже в ближайшие недели и во второй половине марта начать регулярное сообщение по новому «Шелковому пути».

Нужно понимать, что Китай заинтересован в нем не меньше, чем Украина. Дело в том, что северо-западные провинции КНР сейчас вкладывают колоссальные инвестиции в создание предприятий, расширение инфраструктуры. Продукцию, которую станут в ближайшее время выпускать в том регионе, понадобится вывозить на внешние рынки, в том числе в Европу. Новый «Шелковый путь» — оптимальный для этого маршрут.

— Украине пришлось вложить значительные средства в новый «Шелковый путь»?

— Нет, затраты минимальные, ведь использована уже имеющаяся инфраструктура Украины и стран-партнеров. Отдельный вопрос — паромы. Для пробного поезда был задействован болгарский паром. У нас есть два таких плавсредства, они переданы одной из дочерних компаний «Укрзалізниці» и сейчас проходят модернизацию. Один из паромов будет готов к работе в марте, другой тоже станет в строй весной. Мы считаем, что для обеспечения грузоперевозок их будет достаточно.

В рамках проекта «Новый «Шелковый путь» ищем инвесторов для электрификации железнодорожных путей от Ильичевска до западных границ (европейское направление) и до границы с Беларусью (прибалтийское направление). Переход с дизельной тяги на электрическую позволит снизить себестоимость перевозок в несколько раз!

— У «Укрзалізниці» есть необходимое для такого перехода количество электролокомотивов?

— На сегодняшний день порядка 90 процентов всего парка тепловозов и электровозов изношены. Разрабатывается пятилетняя программа замены локомотивов. В связи с этим работаем с ведущими производителями: «Дженерал Электрик», «Бомбардье», «Сименс»… Посмотрим, кто из них предложит наиболее приемлемые для Украины условия. Речь идет не просто о покупках, а о налаживании в Украине сборки электровозов и тепловозов одной или нескольких западных компаний.

«Дженерал Электрик» заявила о готовности в рамках эксперимента предоставить для пробного использования свой дизельный локомотив «Эволюшн», который на сегодняшний день признается одним из лучших в мире.

— Вы говорили о скоростном пассажирском поезде Киев — Варшава — Берлин. Что понадобится сделать, чтобы его запустить?

— Это пример потенциально интересного инвестиционного проекта. Он еще не рассматривался, поэтому говорить о его реализации преждевременно. Успех этого и других проектов, требующих привлечения иностранных капиталов, во многом будет зависеть от инвестиционного климата в Украине. В частности от того, удастся ли защитить деньги инвесторов от произвола чиновников, силовиков, судебной системы.

Кроме работы по проекту «Новый «Шелковый путь», мы сейчас ведем переговоры со странами, расположенными возле Персидского залива, об открытии железнодорожного сообщения с Ираном, ведь с него сняли международные санкции, и украинские предприятия имеют шансы выйти на его рынок со своей продукцией.

Фото в заголовке с сайта Министерства инфраструктуры Украины