По мнению специалистов, при реставрации памятника архитектуры необходимо сохранить не только его внешний облик, но и внутреннюю отделку
Узнав из прессы о предстоящей реконструкции Речного вокзала в Киеве и о том, что там случился пожар, сотрудники «Украинского кризисного медиа центра» через социальные сети попытались привлечь внимание общественности к проблеме сохранения памятника архитектуры. «Многие годы не было доступа в помещения вокзала, — рассказали на пресс-конференции сотрудники центра. — Но искусствоведам, защитникам памятников архитектуры и реставраторам удалось, договорившись с новыми собственниками, осмотреть их и оценить состояние мозаик, украшающих залы. Предварительные выводы такие: восемь монументальных работ находятся в удовлетворительном состоянии, росписи фризов — в плохом из-за сквозных дыр в стенах. Также реставраторы заметили, что за мозаиками есть отсыревшие места. Ранее новые собственники Речного вокзала гарантировали, что его внешний облик не изменится».
*Споры вызвала мозаика «Жовтень» из-за красного флага с надписью: «Вся влада Радам!»
— Мозаики Речного вокзала, созданные в 1961 году, открыли новый этап в украинском монументальном искусстве советского периода, — объясняет искусствовед Галина Скляренко. — К сожалению, сейчас по всей стране при реконструкциях уничтожается множество подобных работ. Но дело в том, что именно с этих произведений в стиле конструктивизма начался этап оформления общественных зданий в Украине (и во всем бывшем СССР) работами монументального и декоративно-прикладного искусства — мозаиками, росписями, керамическими и ткаными панно, витражами. Это важная часть нашего культурного наследия. Уникальность работ, созданных художниками Иваном Литовченко, Эрнстом Катковым, Валерием Ламахом, состоит в том, что они использовали для мозаик керамическую плитку и цветные цементы. Ранее такие материалы не применяли.
*Огромные мозаики из керамической плитки, например «Богдан Хмельницкий», неплохо сохранились, и их необходимо реставрировать
— Здание Речного вокзала охраняется государством, а вот его интерьеры — пока нет, — объясняет сотрудница фонда «Изоляция» Евгения Моляр. — Фонд сделал запрос в Министерство культуры Украины с требованием включить их в реестр памятников, охраняемых государством.
Восемь работ, украшающих стены Речного вокзала, посвящены истории Украины — это и путь по Днепру из варяг в греки, и Богдан Хмельницкий… Есть и мозаика «Жовтень», на которой изображен красноармеец с оружием и красным знаменем с надписью: «Вся влада Радам!». Возник вопрос, как быть с этим произведением сейчас, когда действует закон о декоммунизации. Искусствоведы выступают за полное сохранение работы, ссылаясь на закон об авторских правах. Юристы фонда «Изоляция» предлагают два варианта: частично убрать элементы коммунистической пропаганды (знамя с надписью) или добиваться внесения целостного мозаичного комплекса Речного вокзала в реестр памятников. Но это долгий путь, а действующие законы следует исполнять. Тем более что собственник здания скоро приступит к внутренним работам.
— Композиция, конечно, спорная, но в законе записано, что ликвидации подлежат красные звезды, знамена и флаги, серпы и молоты, — говорит дочь художника Ивана Литовченко Наталья. — Поэтому «Жовтень» можно было бы и оставить. Сейчас мы вместе с фондом «Изоляция» боремся за сохранение многих монументальных композиций в Киеве. Например, на станции метро «Шулявская» есть работа моих родителей. Ее с большой вероятностью удастся сохранить: в ней нет ничего яро коммунистического. А на станции метро «Лыбедская» произведение Эрнста Каткова содержит много звезд, но без серпов и молотов. И что делать? Временный компромисс удалось найти на станции «Палац Україна» — там прикрыли листами панно с изображением красноармейца. Нам всем нужно научиться «чувствовать» закон о декоммунизации, чтобы не перестараться.
Речному вокзалу необходимы реставрация и ремонт помещений. Плохо, что из-за одной работы мы можем потерять целостность комплекса. А ведь произведения моего отца уничтожались и раньше: в 1962 году по требованию райкома партии убрали его панно в ресторане «Крещатик».
Кроме мозаик, в помещении вокзала ценен рельеф известного скульптора Инны Коломиец, светильники, кованые ограды и перила, облицовка инкерманским камнем (к сожалению, он закрашен). Считаю, что интерьер, созданный в едином стиле, нужно сберечь и не ставить перегородки, разделяющие композиции. А то, что в здании вокзала будут рестораны, — «хай живе и дихає»! Поддерживаю мысль коллег о том, что следует установить в помещении таблички «Зберігається державою». Иметь в частном заведении произведения искусства весьма респектабельно.
— Мы планируем начать ремонт помещений Речного вокзала уже весной, — говорит пиар-директор ресторанной галереи «Річ Порт» Антон Фридлянд. — К тому времени будет готова визуальная концепция интерьеров. Хотим к лету открыть доступ к нижним этажам. В целом идея такая: вернуть Речному вокзалу туристическое значение, создать единое пространство с Почтовой площадью, открытое для всех. Здесь разместятся 15 ресторанов, ночной клуб, туристический центр, в котором можно будет купить билеты на прогулочные катера, а в будущем, если восстановится регулярное судоходство, и на пассажирские суда, курсирующие по Днепру. Планируем также создать в помещении общественное арт-пространство и ресторан-музей истории речного транспорта и Днепра.
Фото в заголовке Игоря Емельяненко, «ФАКТЫ»