Ровно год назад был задержан 64-летний житель Луганщины, угостивший на блокпосту украинских бойцов банкой меда, в которой была «бомба». В результате взрыва двое солдат погибли, еще двое получили ранения. Вскоре дело было передано в суд, но, увы, до сих пор еще не рассмотрено.
Как стало известно «ФАКТАМ» из достоверных источников в управлении СБУ в Луганской области, подобных «зависших» дел в отношении задержанных сепаратистов, террористов и их пособников в местных судах уже более 50-ти, а сами фигуранты все это время сидят в Старобельском следственном изоляторе, в том числе и дед-диверсант, получивший прозвище «Пасечник».
Напомним, 16 января 2015 года около 14.00 на блокпост, расположенный в крайней точке Станицы Луганской у берега Северского Донца, который разделяет территории, контролируемые украинскими войсками и террористами, пришел пожилой мужчина. Он представился местным жителем, поблагодарил бойцов за службу и вручил им в знак признательности трехлитровую банку меда. Наши воины были тронуты вниманием, но подарок брать не хотели: «Время тяжелое, вам самим пригодится». Однако старик настоял на своем, оставил пакет с банкой и ушел. Когда же солдаты решили попробовать угощение и стали открывать полиэтиленовую крышку, прогремел взрыв…
На месте погиб 36-летний Александр Суслопаров (в то время отец четверых детей, пятый ребенок вскоре появился на свет). Трое его товарищей были тяжело ранены. Один из них умер в больнице.
Как выяснилось, диверсию совершил 64-летний Алексей Стельмах (имя изменено), житель одного из сел Станично-Луганского района. Сам он фермер, причем весьма зажиточный. Его два больших дома и хозяйство находятся на территории, оккупированной боевиками. По словам людей, знающих Стельмаха, человек он жадный и хитрый.
— В конце октября 2014 года через знакомых боевиков из «ЛНР» к Стельмаху обратились сотрудники ГРУ Генштаба Минобороны России, — рассказывал «ФАКТАМ» сотрудник СБУ Андрей. — Установив контакт, проводили с ним регулярные конфиденциальные встречи на территории Станично-Луганского района и в самом Луганске. В ходе этих инструктажей «грушники» ставили Стельмаху задачи по получению данных о количестве украинских военных, местах их расположения и перемещениях на территории района. Кроме того, они готовили «Пасечника» к выполнению террористических актов против наших солдат.
Параллельно Стельмах корректировал работу «Градов» и гаубиц боевиков. В благодарность за сотрудничество террористы, кроме материального вознаграждения, гарантировали фермеру неприкосновенность имущества. А это для него было самое важное.
— На основании материалов, собранных оперативниками СБУ, «Пасечник» был задержан милицией и бойцами батальона «Чернигов», когда пересекал блокпост, — продолжает Андрей. — Он направлялся к расположению украинских войск, чтобы осуществить новый теракт. Пенсионер встроил бомбу с большим количеством взрывчатки и поражающих элементов в колесо автомобиля «Волга». Этот смертоносный «подарочек» Стельмах планировал принести на выездной блокпост в поселке Станица Луганская. Привести бомбу в действие должны были с помощью мобильного устройства.
Данный блокпост «Пасечник» выбрал не случайно — в то время фактически только через него можно было выехать или въехать в оккупированный Луганск. Движение на трассе очень интенсивное, постоянно курсируют легковые машины и автобусы. Если бы взрывчатка сработала, количество жертв исчислялось бы десятками, среди них были бы мирные жители. К счастью, злоумышленнику этого сделать не удалось. На блокпосту его задержали.
К слову, в тот же день у диверсанта в планах было еще одно важное дело, которое он намеревался выполнить позже, — зайти в отделение Пенсионного фонда на территории, контролируемой Украиной, и… получить пенсию.
На российских и сепаратистских сайтах весь год с момента теракта идет героизация «деда партизана», который «совершил подвиг против карателей». На этой пропагандистской волне боевики «ЛНР» и представители Российской Федерации постоянно включают «Пасечника» в списки на обмен, чем еще раз подтверждают его преступление против Украины.
Между тем «героический дед» после задержания тут же сдал своих российских кураторов и стал предлагать украинским правоохранителям: «Хотите, я теперь для вас что-нибудь взорву у „элэнэровцев“? А вы меня за это обменяете…»
— Общественности известны уже сотни фактов раскрытия и задержания террористов и их помощников, — отмечает один из сотрудников украинской спецслужбы. — Но много ли вы слышали о вынесенных приговорах? Я, к сожалению, нет. Прикрываясь различными бюрократическими проволочками, судьи Сватовского районного суда не рассматривают дела не только «Пасечника», но и других пособников террористов. И это не только в Луганской области. Из нескольких сотен таких уголовных производств на территории всей Украины вынесено лишь несколько приговоров. А на Луганщине и вовсе ни одного.
— Я неоднократно говорил о том, что реформу правоохранительной системы мы начали не с той стороны, — заявил председатель Луганской областной военно-гражданской администрации Георгий Тука. — Начинать надо было именно с обезвреживания «судейской мафии». Это самое большое зло в правоохранительной системе Украины. Что бы ни делали милиция, прокуратура или СБУ, но окончательное решение выносит суд.