Сегодня, 24 февраля, международная экспертная группа Bellingcat опубликовала доклад под заголовком «MH17: предполагаемые подозреваемые и свидетели из 53-й зенитно-ракетной бригады». С помощью информации, находящейся в открытом доступе, гражданским экспертам удалось восстановить перемещения бригады в летние месяцы 2014 года, ее состав и командную структуру. Выявлены личности тех российских военных, которые с большой долей вероятности непосредственно отдавали приказ на транспортировку зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) «Бук» на территорию Украины и на пуск ракеты, сбившей в июле 2014 года лайнер «Малайзийских авиалиний» в небе над Донбассом.
Bellingcat отмечает, что стандартный экипаж «Бука» состоит из оператора установки и водителя, а также сержанта и лейтенанта. При этом решение о пуске ракеты принимает лейтенант как офицер. Авторы отчета сумели определить личности десяти офицеров 2-го батальона 53-й зенитно-ракетной бригады, один из которых и мог отдать приказ. Однако кто именно это сделал, эксперты сказать не могут, поэтому в отчете указаны лишь их имена и первые буквы фамилий, а лица на фотографиях намеренно размыты.
Точный состав экипажа должен быть известен командиру батальона и командиру бригады, так как именно они отбирали солдат и офицеров для управления ЗРК. Bellingcat удалось установить, что должность командира батальона в тот период занимал Дмитрий Трунин. В свою очередь, его начальником, командиром 53-й зенитно-ракетной бригады был Сергей Мучкаев. Авторы расследования предполагают, что Мучкаев отдавал приказы о перемещениях 2-го батальона и, в частности, о транспортировке «Бука» на украинскую территорию. Однако Мучкаев едва ли самостоятельно принимал такое решение. Оно находилось в компетенции более высокого командования.
Следовательно, опосредованную ответственность за гибель пассажиров и экипажа рейсаMH17 несут высшие чины российской армии. В частности, командир зенитного ракетного соединения Западного военного округа (ЗВО) Алексей Золотов, командующие 20-й гвардейской общевойсковой армии ЗВО Александр Лапин (до 8 июля 2014 года) и Александр Чайко (с 8 июля 2014 года), начальник войск противовоздушной обороны (ПВО) и авиации ЗВО Андрей Коханов, командующий войсками ПВО Сухопутных войск Вооруженных Сил (ВС) РФ Александр Леонов, командующий войсками Западного военного округа Анатолий Сидоров, главнокомандующий сухопутными войсками РФ Олег Салюков.
Во главе списка находятся министр обороны России Сергей Шойгу с двумя его первыми заместителями Валерием Герасимовым и Аркадием Бахиным, а также президент России Владимир Путин, который по конституции является еще верховным главнокомандующим Вооруженных сил Российской Федерации. Все эти люди были задействованы в принятии или исполнении решения о переброске военной техники к российско-украинской границе и на территорию Украину, убеждены авторы расследования.
«В соответствии с вероятным выводом о том, что российский «Бук» сбил MH17, главную ответственность за крушение самолета «Малайзийских авиалиний» несет Министерство обороны РФ совместно с военным командованием и лидерами самопровозглашенных «ДНР» и «ЛНР», — говорится в отчете Bellingcat.
Основатель экспертной группы Элиот Хиггинс объяснил журналистам, что данный отчет — укороченная и цензурированная версия того доклада, который был передан прокуратуре Нидерландов в декабре 2015 года. В частности, в варианте для следователей указаны полные имена и фамилии подозреваемых военнослужащих 53-й зенитно-ракетной бригады, а их лица на фотографиях не размыты. Кроме того, в публичную версию отчета не вошла информация, которая, по мнению аналитиков Bellingcat, имеется «в недостаточном объеме для публикации, но при этом потенциально релевантна для следствия».
В данный момент доклад доступен только на английском языке. Сейчас над его переводом на русский язык трудится команда волонтеров, сообщил Хиггинс. Он выразил надежду, что русскоязычная версия доклада будет готова «через несколько недель».