Известные соотечественники продолжают рассказывать, как на их жизни отразился кризис
В одном из киевских супермаркетов при покупке товаров на определенную сумму клиентам предлагают накопительную карточку. Стоящая передо мной в очереди женщина на вопрос кассира «Вам выдать карточку?» поинтересовалась: «Это бесплатно?» На следующий день такой же вопрос продавцу задал мужчина Судя по всему, первые уроки кризиса наши соотечественники усвоили неплохо. Люди становятся более осторожными и осмотрительными.
Интересно, а какие уроки извлекли из сложившейся ситуации украинские знаменитости?
- Ну, у меня случились два кризиса одновременно. Экономический и среднего возраста, — улыбается актер комик-труппы «Маски» Борис Барский. — Я, как в анекдоте, на девушек смотрю и бегаю, но начинаю забывать, зачем. Похожая ситуация и с деньгами.
- Вы кредиты брали?
- Нет. Как учили Ильф и Петров, играть в азартные игры с государством опасно.
- То есть урок усвоили хорошо?
- Нас очень долго воспитывали. Наверно, только дурак может наступить на грабли дважды. А я как «профессиональный дурак» — академик Международной академии дураков, эти грабли обхожу. Но наступаю на другие.
- Что за академия такая?
- Ее основал Вячеслав Полунин. Входят в нее Роман Карцев, Михаил Жванецкий, Валентин Гафт.
- Говорят, что в депрессивные времена у юмористов работы прибавляется — людям нужны положительные эмоции
- По-разному. Случается, что работа есть, но не получаешь за нее деньги. Хотя они в любом случае тебя потом догонят.
- На чем экономите?
- На чем? Раньше у меня была одна нычка, где я прятал от жены деньги, а теперь несколько (смеется).
- А себе в покупках отказываете?
- Я и раньше в магазины ходил раз или два раза в год. Когда снашивается любимая рубашка до дыр, иду конкретно за рубашкой. Когда брюки — за брюками.
- В какой валюте предпочитаете хранить деньги?
- Какая разница — лишь бы они вообще были!
- Ну не скажите! Некоторые так следят за финансовыми прогнозами, что даже на берегу океана, чему я как-то была свидетельницей, не расстаются с ноутбуком.
- Есть такие. Я знаю человека, который, чтобы поменять десять долларов на российские рубли по хорошему курсу, прогнал такси через всю Москву! По-моему, он так и не понял, что потратил намного больше, чем выиграл
- Проза приносит деньги?
- Денег немного пока, больше — удовольствие.
- Какой кризис страшнее — 1990-х годов или нынешний?
- Я тогда кризиса не боялся и сейчас не боюсь! Тогда — потому что был молод, беспечен, глуп, а сейчас — потому что поумнел (улыбается). Есть проблемы посерьезнее, чем кризис.
- Юмор вам помогает выживать в нынешнее нелегкое время?
- Когда его печатают и платят за это гонорары, то, конечно, помогает (смеется).
- Сегодня многим не до смеха. И все же, над чем смеетесь?
- Есть над чем! Например, над тем, что у нас все стали списывать на кризис. Я по этому поводу даже написал недавно стихотворение, где сюжет таков: кризис общается с нашим правительством и говорит, мол, ставьте мне магарыч, потому что если бы меня не было, пришлось бы вам расплачиваться за весь этот бардак
- Ну, я, в принципе, всегда жил так, как живется, — признается художник Александр Ройтбурд, чья картина «Прощай, Караваджо!» недавно установила на лондонском аукционе современного искусства ценовой рекорд — была продана за 97 тысяч долларов! — Поэтому в этом смысле кризис в моей жизни не изменил ничего. Единственное, в результате паники как-то стало больше пессимизма. Но на качестве моего досуга кризис не отразился: я пишу картины, пью вино и люблю красивых женщин
- И в разгар кризиса продаете свои картины на мировых аукционах по рекордным ценам.
- Работу продавал не я, а галерея. Художники редко выставляют сами свои работы на аукцион.
- Неужели из полученных за продажу денег вы ничего не получили?
- Не то чтобы совсем ничего, но это очень, очень и очень скромная сумма по сравнению с той, за которую картину купили. Я не миллионер.
- Вы кредиты какие-то отдаете?
- Нет, никогда в жизни не брал, не беру и не буду брать кредитов. Обычно одалживаю деньги у друзей и потом им возвращаю. А с государством ни в какие игры не играю.
- На чем экономите?
- На водке — я ее не пью. Предпочитаю вино. И еще очень экономлю на одежде. Одеваюсь исключительно в одном квартале Нью-Йорка. Я там единственный белый покупатель. Там продаются по оптовым ценам джинсы и футболки, которые мне очень нравятся. Прихожу туда и покупаю столько одежды, сколько могу унести — и это стоит долларов 200.
- Скажите, а краски подорожали?
- Конечно. Кроме того, я пишу таким толстым слоем, что и до подорожания они мне обходились недешево.
- Какой кризис, по-вашему, страшнее — 1990-х годов или нынешний?
- Тот, что сейчас. Потому что в 1990-е годы я еще не был ни седым, ни лысым и зубов было больше.
- В мире в связи с кризисом многое кардинально меняется. Какие картины, по вашему мнению, в ближайшее время будут продаваться дороже всего?
- Хорошие!
- На что брали кредит?
- На землю под строительство дома. К счастью, на Новый год мы въехали в новую квартиру, планировали ее обставить, однако до сих пор живем без мебели. А вообще я вам скажу: кризис мне очень помог в жизни. Когда мы заканчивали в квартире ремонт, у меня намечалась большая рекламная кампания. Но неожиданно все отменилось!
- Что ж тут хорошего?
- Вы знаете, я в тот момент так зазналась, что даже мужу начала говорить: мол, вот я больше тебя зарабатываю, сейчас обставлю квартиру взмахом левой руки. Кризис поставил меня на место. Конечно же, вся финансовая часть держится на моем муже. Я счастлива, что кризис мне дал возможность не зазвездиться окончательно. Иначе я бы смотрела на свой новый диван и приходила в восторг от самой себя, но неизвестно, выдержал бы все это мой супруг (улыбается).
- Вы ведете кулинарную передачу. Как кризис отразился на отечественном ресторанном бизнесе?
- По-разному. У тех, кто не повысил цены и предлагает хорошее качество еды, дела идут неплохо. Сегодня нужно быть гибким, чтобы выжить.
- Вы уже отдохнули?
- В этом году провели отпуск скромно. Гостили по два-три дня у друзей в Крыму, в Херсоне, в Одессе. Друзей у нас много — если бы не кризис, откладывали бы встречи и откладывали.
- Наверняка вы знаете, как можно питаться вкусно, полезно и экономно.
- Вместо колбасных изделий купите на базаре мясо и запеките в духовке. И дешевле получится, и полезнее, и не менее вкусно. А еще готовьте столько, сколько можете съесть.
- Мало кто задумывается: выбрасывая несъеденное, в мусорное ведро вы выбрасываете свои же деньги
- Не стоит покупать лишнего: сахар, гречку — мешками, макароны — тоннами (смеется). Кроме того, думаю, всем понятно, что кушать дома выгоднее, чем в ресторане.
- Один ресторатор недавно сказал мне, что раньше люди читали в меню перечень блюд, а сейчас наоборот — сначала смотрят на цены и по ним выбирают блюда. А в ресторане можно сэкономить?
- Можно. Например, час назад мы с сестрой, племянником и моим сыном пообедали в ресторане, а на десерт хотели себе заказать кофе-гляссе. И вдруг я вспомнила, что дома у нас есть и кофе, и мороженое. Так вот сэкономили.
- Какой у вас рецепт против плохого настроения?
- Знаете, у меня в марте умерла мама, у мужа месяц назад — папа. Это нельзя сравнить с тем кризисом, о котором мы говорим. Нет ничего важнее, чем здоровье и человеческие отношения. Не стоит так паниковать из-за финансового кризиса. Ведь мы дети Чернобыля, и не думаю, что может быть что-то хуже этого. А вообще, мой муж считает, что кризис задевает тех, кто в него верит. Так оно, наверное, и есть.