70-летний поляк Эдмунд Криза, гигантские шедевры которого зафиксированы в Книге рекордов Гиннесса, не получает за свои уникальные изделия ни копейки
Семидесятилетний Эдмунд Криза — один из самых знаменитых людей в Поль-ше. О нем наперебой пишут газеты и снимают сюжеты телеканалы, его фамилия встречается в нескольких книгах и документальных сборниках. И это не удивительно. Имя пана Эдмунда пять(!) раз упоминается на страницах Книги рекордов Гиннесса — как автора поражающих воображение уникальных изделий. Гигантская женская туфелька длиной около двух метров, трехметровые бутсы, футбольный мяч диаметром более четырех метров, чашка для чая вместимостью шесть с половиной тысяч литров, пивная банка высотой шесть метров — творения его рук. А еще он легенда польского футбола — голкипер, которого в 70-х годах прошлого века болельщики за высокое мастерство и необычный стиль игры любовно прозвали Черной Пантерой
- С чего началось ваше столь необычное увлечение?
- Сорок лет — с 1956 по 1996 годы — я проработал на обувной фабрике в своем родном городе Радоме, — говорит Эдмунд Криза. — Долгое время занимал должность главного технолога. Выйдя на пенсию, прочитал в Книге рекордов Гиннесса, что некий японец изготовил огромную туфлю длиной сто семьдесят шесть сантиметров. Я решил его рекорд побить. С этого все и началось. Мое первое гигантское изделие — женская туфелька из натуральной итальянской кожи. Ее длина — сто восемьдесят четыре сантиметра, высота — сто двадцать два сантиметра, вес — тридцать килограммов. Себестоимость изделия — около двух тысяч долларов
Обычная туфля, пусть даже и самая большая в мире, показалась пану Эдмунду недостаточно интересной, и он решил ее усовершенствовать: приспособил колеса, чтобы, сидя в ней, можно было ездить, а также спустил на воду в качестве лодки. Один молодой человек с помощью весел проплыл в туфельке-амфибии триста километров за неделю. Это еще один рекорд.
- В 1997 году я сделал банку для пива высотой шесть метров и диаметром два с половиной метра, — рассказывает Эдмунд Криза. — В качестве материала использовал обычные пустые баночки из-под пива. Насобирал их более четырех тысяч. Презентация банки-гиганта была приурочена ко Дню города. В мае-июне 1998 года по просьбе одного из польских производителей пива я сделал еще шесть таких же банок. Все они с рекламной целью выставлены в пивных барах и ресторанах.
- А 13 ноября 1998 года отец презентовал в Варшаве самую большую чашку для чая, — присоединяется к разговору дочь Эдмунда Кризы Беата. — К тому времени он уже стал знаменитостью. Одна из всемирно известных фирм — производителей чая обратилась к папе с предложением сделать гигантскую чашечку с их логотипом. Все расходы рекламодатель взял на себя. Чашка изготовлена из металла и пластмассы и покрыта блестящим лаком. Ее высота — два метра пятьдесят пять сантиметров, диаметр — два с половиной метра, вес — двести пятьдесят килограммов, вместимость — шесть с половиной тысяч литров. В чашечке можно заварить чаю на двадцать шесть тысяч обычных стаканов.
Но на этом Эдмунд Криза не успокоился.
- В 2000 году я сделал самый большой в мире футбольный мяч, — продолжает пан Криза. — Его диаметр — четыре с половиной метра, вес — сорок килограммов. Пошит мячик из 32 черно-белых элементов. На его изготовление пошло 65 квадратных метров специального кожзаменителя, по прочности и качеству ничем не уступающего натуральной коже.
- Бутсы, мяч Чувствуется, что футбол занимает в вашей жизни далеко не последнее место.
- Так ведь папа — известный в прошлом футболист! — улыбается Беата. — С 1953 по 1973 годы он выступал за клуб высшего польского дивизиона «Радомяк». Был вратарем. За высокое мастерство и необычный стиль игры болельщики дали ему прозвище Черная Пантера. Кстати, несколько лет назад отец изготовил логотип клуба. Материал он использовал весьма неожиданный — донышки баночек из-под пива. Логотип площадью 16 квадратных метров установлен на городском стадионе. Это изделие, как и все предыдущие, не имеет аналогов в мире, но в Книгу рекордов Гиннесса отец его не подавал, поскольку сделал этот логотип исключительно в знак любви к родной команде.
Также не ради славы, а в рамках экологической акции Эдмунд Криза построил корабль из пустых пластиковых бутылок. Впрочем, несмотря на то, что данное плавательное средство не упоминается в Книге рекордов, оно является уникальным — нигде в мире второго такого не существует. Длина корабля — девять метров, ширина — три. Пан Эдмунд лично насобирал для его постройки три с половиной тысячи использованных бутылок. Склеив и скрепив их по им же подготовленным чертежам, разрисовал и расписал борта так, чтобы привлечь внимание в первую очередь молодежи, показать им пример, как можно рационально применить использованную тару, да и многие другие продукты жизнедеятельности человека. Окончив работу, Эдмунд Криза в июле 1999 года торжественно спустил корабль на воду водохранилища неподалеку от Радома. Участниками первого рейса стали двадцать человек.
- Особое отношение у отца к еще одному его детищу — гигантской памятной книге, посвященной памяти Папы Римского Иоанна Павла II, — говорит Беата. — Высота книжки — два метра пятнадцать сантиметров, в ней 365 страниц, вес — 250 килограммов. Отец выставлял ее под стенами костела в Радоме, возил на родину покойного Папы, во многие другие польские города. Люди охотно оставляют на огромных страницах строки, посвященные Иоанну Павлу II. Сейчас книга находится в одном из костелов Варшавы. На сегодняшний день в ней расписались полмиллиона человек со всех уголков земного шара. Книжка эта — самая большая в мире. Несмотря на это, отец не захотел подавать ее в Книгу рекордов Гиннесса. Он создал ее за свои личные средства в память об Иоанне Павле II. Более того, он готов передать книгу на хранение в Рим, причем совершенно бесплатно.
- Пан Эдмунд, где хранятся изделия-рекордсмены?
- В музее самых больших вещей, который находится в городе Рабка.
- Необычное хобби приносит, наверное, немалую прибыль?
- Ничего подобного! За счет спонсоров были изготовлены только шестиметровая пивная баночка и чашка для чая. Все остальное я делал за собственные деньги. Да и Книга рекордов Гиннесса не платит ни копейки. Быть представленным на ее страницах — это исключительно моральное удовлетворение, престиж.