Культура та мистецтво

Анатолий Мокренко: "Песню "Два кольори" мы с Билашом исполняли на концертах на свой страх и риск"

7:45 — 5 березня 2016 eye 3277

Известному украинскому композитору Александру Билашу исполнилось бы 85 лет

В пятнадцать лет будущего композитора Александра Билаша не приняли в Полтавское музыкальное училище. Строгий преподаватель, послушав мальчика, заявил, что у него нет музыкального слуха. А уже через десять лет Билаш блестяще закончил Киевскую консерваторию по классу композиции. За полувековую творческую биографию он стал автором более 500 песен. Создал четыре оперы, написал музыку к опереттам и кинофильмам. Творчество Александра Билаша вошло в золотой фонд украинской культуры, а его песня «Два кольори» до сих пор остается одним из символов нашей страны.

Ровесники Александр Билаш и Анатолий Мокренко практически одновременно начали свой творческий путь. Анатолий Юрьевич исполнил огромное количество произведений Билаша. Он помнит триумф песни «Два кольори» в Варшаве, а также, как в Чехословакии тепло принимали «Яблуневу осінь», которую Мокренко пел с ансамблем «Мрія». Анатолий Юрьевич признается, что некоторые песни стали для него в прямом смысле слова родными. Именно благодаря его голосу они отправились в народ: «Два кольори», «Ой висока та гора», «Скажи мені правду», «Сплять хлоп’ята», «Чорногора», «Їхав я по гравію», «Цвітуть осінні тихі небеса».

— Я счастлив, что судьба подарила мне встречу с Сашком, — ласково называет Александра Билаша его друг и коллега, народный артист Украины Анатолий Мокренко. — По сути, мы шли параллельно с ним всю нашу творческую жизнь. Часто непростую, но насыщенную событиями — ее мы не променяли бы ни на какие блага. Познакомились с Билашем, когда я уже пел на сцене Национального оперного театра. Имя композитора Александра Билаша уже было известно. Популярность ему принес фильм «Роман и Франческа», к которому он написал музыку. Это был мощный дебют, все заговорили о молодом талантливом авторе. Мы встретились в театре и быстро сдружились. Сашко был удивительно обаятельным, улыбчивым человеком. Эмоциональным, как все творческие люди. Он даже внешне был заметен — с копной вьющихся волос, лучезарной улыбкой. Первая песня Билаша, которую я исполнил, была «Ясени». Ой, какой же популярной она стала во всем Советском Союзе! Причем моментально.

*"Я счастлив, что судьба подарила мне встречу с Сашком", — говорит Анатолий Мокренко (фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»)

— Вы пели ее на радио?

— И на радио, и по телевизору, и на концертах. Знаете, тогда очень активно велась работа в массах. Мы постоянно ездили с концертами по всему Советскому Союзу. Тогда в Союзе композиторов работала группа артистов и композиторов, которую мы в шутку называли «севастопольской». Это из-за того, что часто приходилось выступать на военных кораблях. В нее входили Александр Билаш, Платон Майборода, я. Такая боевая группа. Честно говоря, сейчас я сам удивляюсь, где мы брали силы, чтобы давать каждый день по многочасовому концерту в разных городах.

— Наверное, за это и платили соответствующе.

— Не всегда. Сотню концертов мы провели абсолютно бесплатно. Саша нам аккомпанировал, а в перерывах между номерами общался с публикой. Билаш был потрясающим рассказчиком! У него была простая украинская речь с искрометным юмором. Любил вспоминать свое детство. Помню, рассказывал, что первым инструментом, на котором он играл, был… веник. Маленький Билаш представлял себе, что на самом деле это гитара. Позже уже сельский мастер смастерил ему гармонику. Он мог зачаровать своей игрой любое количество зрителей в зале. Кстати, мы часто выступали в селах прямо на току. Честно говоря, сегодня артисты могут только мечтать о такой гастрольной деятельности. Поэтому в то время композиторы очень быстро становились известными. То же случилось и с Платоном Майбородой, Владимиром Верменичем, Игорем Покладом, Игорем Шамо. Я твердо убежден, что расцвет авторской украинской песни пришелся на вторую половину ХХ столетия.

— Вы были одним из первых исполнителей знаменитой песни Билаша «Два кольори».

— Именно я был первым. В то время Саша уже жил на улице Пушкинской. Помню, как-то звонит и говорит: «Срочно зайди ко мне». Прихожу, на рояле лежит пачка нот с готовыми песнями. Обычно он показывал мне все, а я уже решал, беру себе песню или нет. Надо сказать, мне подходило не все. Билаш не обижался, а просто говорил: «Ну и хорошо, ее споет кто-то другой». В тот раз было видно, что Саша очень волнуется. Я понял, что у него получилось что-то особенное. Он сел к роялю и начал играть, напевая: «Два кольори мої, два кольори…» Я аж замер! Музыка на стихи Дмитрия Павлычко была просто совершенством! Говорю: «Сашко, я хочу это исполнить!»

В то время лучшим началом для песни была запись ее на радио. Но для этого композицию сначала должен был принять художественный совет. Вот мы с Сашей и отправились на сдачу. Приходим в студию на Крещатике, где размещалось радио. За столом восседает комиссия из пяти человек. Саша садится к роялю, я пою «Два кольори». Жюри нас послушало и молчит, не демонстрируя никаких эмоций. Затем слово взял композитор Всеволод Рыбальченко и сказал: «Песня хорошая, но текст не везде приемлемый». Вот что это: «Мені війнула в очі сивина, та я нічого не везу додому…» И спрашивает: «Чего это он ничего не везет?! Он что, из тюрьмы возвращается? Как нам понять?!» И художественный совет нам в записи отказал. Мы с Билашем были просто в шоке. Но спорить с худсоветом было невозможно, поэтому решили на свой страх и риск исполнять песню на концертах без разрешения. А зрители ее сразу полюбили, и вопрос о разрешении уже не стоял. Потом на радио «Два кольори» записали и я, и Дмитрий Гнатюк.

— Без изменений?

— Конечно. Саша сразу сказал: «Ничего менять не собираюсь!» А когда песня уже была подхвачена народом, никто не посмел ее запрещать. Пожалуй, это единственный случай, когда произведение Билаша не было сразу принято на ура. У Саши довольно успешно складывалась творческая карьера. Он много сочинял и в результате стал председателем правления Киевской организации Союза композиторов Украины. У него был большой авторитет. Песни Билаша любили и в Москве. Когда собирались ехать на очередной партийный концерт или Декаду украинской культуры, обязательно включали в репертуар его песни.

Недавно я подсчитал, что был первым исполнителем тридцати песен Александра Билаша. На мне он, так сказать, проверял все свои сочинения. Даже не могу сказать, какая из песен моя самая любимая. Помню, как однажды сам предложил ему сделать дуэт с Ларисой Остапенко — супругой Билаша. Однажды Саша пригласил меня к себе домой. Говорит, написал песню и хочу, чтобы ты ее исполнил. Я слушаю и понимаю, что это композиция явно не для солиста, а для дуэта. «Это же о мужчине и женщине», — отвечаю Билашу. Он, вижу, немного огорчился. Сказал, что ему нужно время, чтобы подумать.

Надо признать, Саша ценил так называемое чутье певца. Я пришел домой, написал второй голос, позвонил Билашу и сказал: «Давай мы споем эту песню вместе с Ларисой!» Она была певицей, обладавшей прекрасным голосом. Саша нехотя согласился, но композиция быстро стала популярной и он как-то признался: «А ведь ты был прав…» Так родилась: «Дзвенить у зорях небо чисте…»

— Известно, что в своем родном селе Градижск Александр Иванович даже организовал музыкальный конкурс.

— Он очень любил это место. Говорил, что именно там, в Градижске, его корни. Саша часто ездил домой, ведь в селе жили его родители. Часто мы бывали там вместе. Много лет назад он учредил фестиваль среди хоровых сельских коллективов. Саша гордился этим своим детищем, опекал его. По-моему, фестиваль продолжает существовать до сих пор. Помню, когда приезжали к нему в гости, нас тепло принимала Сашина мама. Его родители были простыми сельскими людьми. Впрочем, как и мои. Никто не имел профессионального музыкального образования, но занимался музыкой на аматорском уровне. У Сашиной мамы был прекрасный голос, а его отец блестяще играл на гитаре. Они безмерно гордились своим сыном. Кстати, он, как и я, пережил войну. После победы советской армии у нас, мальчишек, был большой пиетет перед военными. После школы я поступил в военное училище, а вот Саша не прошел. Только я оттуда удрал и до сих пор счастлив, что сделал это. Время тогда было сложное, трудно было найти себя.

— Рассказывают, что в доме Билаша в восьмидесятые годы собирался весь цвет украинской музыки.

— Саша и его жена Лариса были очень гостеприимными людьми. Особенно, когда переселились в большую квартиру, расположенную в центре города. В гостиной стоял огромный черный рояль композитора, за которым он работал. Когда приходили гости, в доме всегда звучала музыка. Накрывался большой стол, как по волшебству, появлялись изысканные блюда. Весь дом был на Ларисе. Саша бытовыми вопросами не занимался. Как только появилась возможность, Билаш купил себе автомобиль и стал заядлым водителем.

Часто приезжал ко мне в родительский дом в село Терны. Еще с давних времен у нас остались прекрасные княжеские пруды. Кстати, заядлым рыболовом был Платон Майборода, а вот Билаш был охотником. У него имелось в наличии все необходимое снаряжение. Саша ходил на охоту вместе с моим отцом. В окрестностях нашего села водилось много зайцев и лисиц. Но Билаш частенько говорил: «Для меня главное — не подстрелить дичь, а побывать на природе. Только здесь чувствую себя свободно…»