Україна

Волонтер Михаил Светлицкий: "Мы назвали наш банно-прачечный автомобиль "Бешеный укр" (фото, видео)

8:45 — 18 березня 2016 eye 6762

Начались испытания бытового комплекса на колесах, создание которого обошлось волонтерам в миллион гривен

— После выхода на телеканалах сюжетов о презентации нашего передвижного банно-прачечного комплекса мне позвонили с оккупированной территории с самонадеянным обещанием захватить эту машину, когда она прибудет на фронт, — говорит волонтер из Киева 38-летний Михаил Светлицкий. — Сепаратисты вычислили мой номер телефона еще в первый год войны и периодически названивают с угрозами. Их бесит, что мы с друзьями переделали для условий фронта и отправили на передовую уже порядка 50 различных автомобилей. Впрочем, самый запоминающийся звонок, связанный с войной, был не от сепаратистов, а из Сибири от бывшей одноклассницы. Тут следует сказать, что после Чернобыля моего отца направили работать в Россию, поэтому я заканчивал школу там. Одноклассница, с которой сидел за одной партой, приезжала ко мне в гости в 2013 году со своим 18-летним сыном. Они были в восторге от Киева. И вот спустя год она позвонила мне с вопросом: «Ты где сейчас?» — «Возле донецкого аэропорта», — отвечаю. «Моего сына забрали в армию и отправили в Ростов. Значит, он у вас. Ты же его в лицо помнишь? Если увидишь в прицел, пожалуйста, не убивай»…

«На экран транслируется все, что происходит вокруг машины»

— Мы взяли большого размера подержанный автомобильный рефрижератор и сделали в нем банно-прачечный комплекс на колесах, дав ему шуточное название «Бешеный укр», — продолжает Михаил Светлицкий. — Проходите внутрь и сами все увидите. Смотрите, сразу возле входа мы разместили пирамиду для автоматов. К стене прикреплен экран, на который транслируется все, что происходит вокруг машины: чтобы противник не смог неожиданно напасть на моющихся бойцов. Бюджет у нас был ограниченный, поэтому мы просили предприятия, фирмы отпускать по патриотической цене то, что нам было необходимо для постройки и оборудования этого комплекса. Представительство компании «Gorenje» предоставило нам три дорогостоящие стиральные и три сушильные машины бесплатно. Достоинство сушилок в том, что вещи достаешь уже выглаженными — глажка происходит автоматически с помощью пара. А компания «Saturn» подарила телевизор (комплекс оснащен спутниковой антенной), электронагреватель, фены, машинки для стрижки и бритья.


*В кабине стоят специальные стекла, которые выдерживают попадание пули из снайперской винтовки Драгунова с расстояния 10 метров. От осколков стекла защищены бронелистами с прорезями для обзора


*Михаил Светлицкий: «Машина берет на борт четыре тонны воды. Дизельные установки нагревают ее до 50 градусов за полтора часа» (фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»

Мы установили в комплексе десять душевых кабин и столько же умывальников. На стенах прикрепили шкафы, в которые положили изрядный запас мыла, бритвенных станков, зубных паст и щеток, шампуня. Студентки-художницы расписали интерьеры орнаментами и картинами. Изготовленные специально для этого комплекса мыльницы украшены трезубцами. Мы также отпечатали и наклеили на стены фотообои, на которых изображены детские рисунки и письма, снимки симпатичных девушек.


*Студентки-художницы расписали интерьеры орнаментами и картинами

Комплекс оснащен емкостями, в которые закачивается четыре тонны воды. Она нагревается от нуля до 50 градусов с помощью мощных дизельных установок за полтора часа. Тягач «КрАЗ» для этого комплекса мы купили на гранитном карьере. Сделали капитальный ремонт. В водительской кабине установили пуленепробиваемые окна украинского производства толщиной 45 миллиметров. Они выдерживают попадание пули из снайперской винтовки Драгунова, выпущенной чуть ли не в упор — с расстояния 10 метров. Нам эти стекла продали по себестоимости. Чтобы защитить стекла от осколков, предусмотрены бронированные «шторы» с прорезями для обзора. Они выдерживают попадание из пистолета Макарова с расстояния десять метров. Двери и некоторые другие конструктивные элементы обшиты бронелистами, из которых делают инкассаторские микроавтобусы.


*Помещение разделено на два блока: в одном установлены стиральные и сушильные машины, в другом — десять душевых кабин

Известно, что на фронте опасно ездить в темное время суток с включенными фарами, поскольку свет позволяет противнику обнаружить транспорт и прицельно его обстрелять. Поэтому мы оснастили машину двумя инфракрасными прожекторами. Человеческий глаз не видит инфракрасное излучение, зато аппаратура, которой мы оснастили автомобиль, их улавливает. Она передает «картинку» на установленный в кабине экран, и водитель видит ночью дорогу примерно на 150 метров вперед.

— Как пришла идея создать такой комплекс?

— Задумка построить банно-прачечную машину появилась у меня еще до войны. Хотел сделать ее для моих рабочих (я тогда занимался строительным бизнесом). Начался Майдан, я стал активистом, поэтому отложил идею на более спокойное время. Вернулся к ней после первых поездок на фронт. Волонтерскую деятельность начал с друзьями с доставки в АТО медикаментов, которые в большом количестве остались после победы Революции достоинства (из здания киевской мэрии вывезли порядка двадцати «газелей» с лекарствами). Это было очень важно, ведь в первые месяцы войны на передовой недоставало даже бинтов и жгутов. Единственное, чем с первых дней войны Министерство обороны хорошо обеспечивало армию, — боеприпасами и топливом. Все остальное приходилось возить волонтерам.

«Деньгами нам помогали Святослав Вакарчук и другие известные музыканты»

— Ощущалась сильнейшая нехватка медицинских и других автомобилей, — продолжает Михаил Светлицкий. — В начале лета 2014 года я поехал в Польшу и купил для фронта три подержанных джипа. У нас собралась команда патриотов (около 60 человек), которые выкраивали время для того, чтобы ремонтировать, переделывать машины. Один из самых активных — владелец магазина автозапчастей Владислав Бродич — чуть ли не каждый день приходил после работы и трудился до девяти-десяти часов вечера. Мы с ним занимались инженерными вопросами, ведь я имею опыт автомеханика — у меня есть небольшая коллекция раритетных авто, которые я восстанавливал своими руками.

Как я уже говорил, в общей сложности мы отремонтировали и приспособили для военных условий почти полсотни машин. Закупали их в Польше, Германии (в этой стране приобрели несколько карет «скорой»), Литве. Свои авто жертвовали жители нашей страны. Особенно меня взволновал подарок одной пожилой женщины из города Белая Церковь Киевской области. Ее муж был председателем колхоза, ездил на служебном «УАЗике» 1971 года выпуска, потом его выкупил. После смерти мужа женщина рассчитывала продать старенький вездеход, чтобы была копейка на черный день. Но когда узнала, что волонтеры ищут машины для фронта, отдала «УАЗик» нам.

Очень много людей, в том числе известных (Святослав Вакарчук и другие участники коллектива «Океан Эльзы», их коллеги из групп «Козак Систем», «Скай», «ТаРута»), жертвовали деньги.

В середине лета 2014 года я вернулся к идее создать банно-прачечный автомобиль. О том, что такая машина необходима на фронте, знал из собственного опыта: много времени проводил в зоне АТО, в тот год исколесил по ней 65 тысяч километров. Постоянно сталкивался там с тем, что негде помыться и постирать вещи. Мы рассчитывали, что Министерство обороны Украины поможет нам с финансированием этого проекта, подали на рассмотрение чертежи. За инициативу нас поблагодарили, но денег не дали. И мы стали воплощать задумку своими силами.

Поначалу дело шло хорошо, мы рассчитывали, что в начале осени 2015 года автомобиль будет готов. Однако, когда в феврале 2015 года были подписаны Минские договоренности и установилось относительное перемирие, люди стали жертвовать гораздо меньше денег. Поэтому завершить работы удалось только сейчас. Комплекс обошелся примерно в миллион гривен, и это при том, что люди работали бесплатно — мы только организовывали питание для них.

Сейчас автомобиль проходит испытания на армейском полигоне в условиях, приближенных к боевым. Если обнаружатся недостатки, мы их устраним, а затем отправим машину на фронт.