Україна

Водители маршруток обязаны перевозить участников АТО бесплатно

8:00 — 23 березня 2016 eye 34566

Закон не ограничивает количество льготников в салоне

Периодически в СМИ появляются сообщения о том, что водитель маршрутки отказался бесплатно везти участника боевых действий. Да и многие ветераны АТО стесняются пользоваться своими льготами: мол, я с виду здоровый, крепкий мужчина и как-то неловко размахивать своим удостоверением. Тем более что государство, предоставив бойцам льготу на бесплатный проезд в городском транспорте, не позаботилось о том, чтобы компенсировать перевозчикам эти расходы. Но, как показывает практика, при желании можно найти цивилизованные пути решения проблемы, не унижая при этом достоинство ветеранов АТО.

Киевлянин Олег Назарчук демобилизовался в 2015 году, получил удостоверение участника боевых действий, но стесняется пользоваться льготами.

— Каждый раз в метро втягиваю голову в плечи, показывая свое удостоверение участника АТО, — признается ветеран. — Бывает, контролерши ворчат: мол, накупили себе «корочек», а сами здоровые лбы, могли бы и заплатить… Хотя сослуживец недавно рассказал, что, наоборот, проходя через турникет в метро, несколько раз слышал слова благодарности.

Но если при междугородних перевозках боец берет в автобусной или железнодорожной кассе так называемый нулевой билет по удостоверению участника АТО, то с проездом в маршрутках, водители которых зачастую не выдают пассажирам билеты, все намного сложнее. Причем отношение водителей ко всем льготникам довольно враждебное.

— Отказ водителя автобуса или маршрутного такси бесплатно перевозить пассажиров льготных категорий — это нарушение законодательства, — утверждает кандидат юридических наук, эксперт-криминолог Анна Маляр. — Участники АТО имеют право на бесплатный проезд во всех видах городского общественного транспорта с июня 2014 года. Водители не должны отказываться перевозить ни их, ни других пассажиров льготных категорий, согласно пункту 7 части 1 статьи 12 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты». При входе в транспорт льготник обязан предъявить удостоверение, дающее ему право на бесплатный проезд.

Иногда водители отказывают ветерану АТО, ссылаясь на якобы имеющуюся норму перевозки пассажиров льготных категорий. Одни говорят, что не могут перевозить более одного льготника за один рейс, другие не берут такого пассажира, если в салоне уже есть хоть один пенсионер… Это нарушение. Законом такое ограничение не предусмотрено. Если же «норму» устанавливают сами перевозчики, значит, они нарушают действующее законодательство.

Подать жалобу на водителя, отказавшегося везти пассажира льготной категории, имеет право не только сам льготник, но и любой очевидец такой ситуации. В первую очередь отказ надо зафиксировать. Желательно, чтобы были свидетели среди пассажиров, которые подтвердят этот факт. Либо можно использовать аудио- или видеозапись нарушения, например, записать разговор с водителем на мобильный телефон.

По словам юриста, пожаловаться можно перевозчику, который является работодателем водителя.

— В любом маршрутном такси, согласно Закону «Об автомобильном транспорте» и правилам предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта, обязательно должна быть информация о перевозчике, — поясняет Анна Маляр. — Нормативные акты не обязывают сообщать фамилию водителя, поэтому для жалобы надо зафиксировать номер автобуса, остановку или место, где он находился, по какому шел маршруту и в какую сторону, а также дату и время суток, когда произошел отказ. Все это нужно, чтобы работодатель мог точно установить фамилию водителя.

Именно перевозчик несет ответственность за то, чтобы водитель соблюдал законы и права пассажиров. Работодатель обязан применить к нарушителю меры дисциплинарного взыскания: объявить выговор, вынести предупреждение или лишить премии.

— С жалобами на действия водителя и перевозчика можно обращаться в Государственную службу Украины по безопасности на транспорте и Государственную инспекцию по вопросам защиты прав потребителей, — продолжает юрист. — Кроме того, киевляне могут позвонить в контакт-центр столицы по телефону 15−51.

К сожалению, пассажиры не знают своих прав, поэтому водители маршруток давно перешли границы не только вежливого поведения, но и требований закона. Если жалобы от людей будут поступать массово, в итоге мы можем прийти к желаемому результату — услуги по перевозкам станут качественными.

Анна Маляр говорит, что лично написала жалобу в четыре адреса, когда стала свидетелем того, как водитель киевской маршрутки отказался бесплатно перевозить участника АТО.

— В ситуации, с которой я столкнулась, информация о перевозчике была заклеена рекламой, — говорит юрист. — В таком случае можно пожаловаться не только на несоблюдение прав, допустим, участника АТО или другого льготника, но и на то, что информация о перевозчике недоступна для пассажиров. На мою жалобу в течение месяца ответили три адресата — все, кроме перевозчика, который тем самым нарушил еще и закон об обращении граждан.

Самый эффективный и быстрый ответ дал контактный центр Киева. Там установили фамилию водителя (значит, провели расследование), по отношению к которому пообещали принять дисциплинарные меры. Кроме того, в ответе из контактного центра написали, что сообщили перевозчику о нарушении и будут принимать меры, чтобы подобное не повторилось.

Инспекция по защите прав потребителей прислала отписку. То есть жалоба туда оказалась неэффективной. А Госслужба безопасности на транспорте сообщила, что финансирование льготных перевозок пассажиров предусмотрено Бюджетным кодексом: траты на эти расходы должны выделяться местным бюджетам из государственного. Но в законе о госбюджете на 2016 год не предусмотрены компенсационные выплаты за льготный проезд отдельных категорий граждан. Фактически государство льготу назначило, но деньги на нее не выделило.

Но при желании найти средства в местных бюджетах можно. Так, в Броварской райгосадминистрации (Киевская область) придумали, как решить проблему. В Броварах есть как минимум одна воинская часть, куда довольно часто вынуждены ездить как военнослужащие, так и ветераны АТО. В каждой маршрутке Киев — Бровары над входными дверями установлены видеокамеры. Боец АТО или любой другой льготник при входе показывает на видеокамеру свое удостоверение и бесплатно едет к месту назначения. А затем перевозчик предоставляет властям отчет о количестве перевезенных льготников и получает компенсацию. Все просто и без скандалов.

В каждой маршрутке на видном месте размещены телефоны райадминистрации, позвонив по которым, можно пожаловаться на конкретного водителя. Или поблагодарить его.

Фото в заголовке Игоря Емельяненко, «ФАКТЫ»