Клуб потребителей

"Укрзалізниця" уволила чиновников из-за грязного постельного белья в поезде Ивано-Франковск — Киев

7:00 — 30 марта 2016 eye 3152
Иван РЫБАЛКО, «ФАКТЫ»

Добиться соблюдения своих прав в последнее время потребители зачастую могут лишь через СМИ. Так, пассажиры поездов, идущих в западном направлении, часто жаловались на качество постельного белья, на которое не то чтобы лечь, а даже смотреть неприятно. Люди уже давно терпят влажные, серые и изношенные наволочки и простыни, но следы сапог на якобы чистом и запакованном комплекте — это уже перебор.

После того как один из украинских каналов на всю страну показал сюжет о том, что в поезде № 44 сообщением Ивано-Франковск — Киев пассажирам выдают упакованное постельное белье, по которому будто топтались, в «Укрзалізниці» приняли кардинальное решение — уволить виновных.

Постельное белье в наших поездах и раньше не отличалось кристальной белизной, но хотя бы в купейных и спальных (СВ) вагонах было сносным на вид. При этом особо брезгливые пассажиры плацкартных мест могли заставить проводника поменять серые простыни на более качественные в вагоне классом повыше. Но в последнее время проводники лишь разводят руками: мол, нам перед рейсом выдают мешки с запакованными комплектами и все они одинаково страшненькие.

Начальник поезда № 44 Ивано-Франковск — Киев, показывая журналистам имеющееся в наличии постельное белье, только пожал плечами. Он бы и рад его поменять, да выбрать не из чего.

После скандального сюжета на телевидении пресс-служба «Укрзалізниці» сообщила, что случаи с выдачей некачественного белья были расследованы. К дисциплинарной ответственности привлечены 11 должностных лиц, в том числе и ряд руководителей регионального филиала Львовской железной дороги, из-за небрежного отношения которых к процессу подготовки и контролю за качеством постельных принадлежностей стал возможным такой скандал.

За допущенные нарушения уволены начальник вагонного депо, в котором формировался состав Ивано-Франковск — Киев, и начальник цеха, отвечающий за обеспечение вагонов бельевыми комплектами.

Полная проверка всех этапов подготовки постельного белья была проведена в Черновицком пассажирском вагонном депо, а на всей сети железных дорог Украины усилен контроль за подготовкой пассажирских поездов в рейс.

Далее в сообщении говорится, что «Укрзалізниця» приносит извинения пассажирам за причиненные неудобства и просит о любых недостатках в процессе обслуживания сообщать на горячую линию «Качество и сервис»: 0800−503−111.

В сентябре прошлого года «ФАКТЫ» писали о том, что на той же Львовской железной дороге львовянин Виталий Чиж во время поездки в поезде № 142, ехавшем из столицы Галичины, столкнулся сразу с несколькими грубыми нарушениями потребительских прав. В том числе и с выдачей грязного постельного белья. Неприятности начались еще до посадки, когда Виталий пытался показать в своем смартфоне QR-код (штрих-код, содержащий информацию о купленном через Интернет билете. — Авт.) электронного посадочного билета, однако у проводницы не оказалось при себе сканера. Парню пришлось искать проводника, у которого такой сканер был, но код все равно не считывался. Пассажира уже направили в кассу за распечаткой билета, хотя он рисковал опоздать на поезд. К счастью, в процессе препирательств сканер все-таки сработал.

Когда дошло до раздачи постельных принадлежностей, Виталию достался надорванный пакет. «Нам такие выдают», — объяснила проводница. Виталий посоветовал ей не принимать подобные комплекты и попросил заменить белье. К его просьбе присоединился еще один пассажир, тоже пожелавший поменять пакет с бельем на герметичный. Увы, в оставшихся наборах были пятна на простынях — выбирать не из чего. Требовательные пассажиры решили вызвать начальника поезда, который внимательно выслушал претензии и со всем согласился. В итоге проводница принесла качественное постельное белье из спального вагона.

«Утром проводница зашла в купе со словами: „Доброе утро! Вы выспались?“ При этом она смотрела только в нашу сторону, словно других пассажиров не существует, — написал Виталий Чиж в соцсети. — Соседи по купе спали во время моей борьбы за качество. Утром их поразили наши белоснежные комплекты белья, особенно два хороших полотенца разного цвета. Когда же проводница сказала, что сама соберет постель, в купе воцарилась полная тишина, нарушаемая лишь стуком колес».

Пост Виталия с описанием своих злоключений имел настолько большой резонанс, что пассажир на свою электронную жалобу в администрацию «Укрзалізниці» получил ответ с извинениями. Ему сообщили, что во львовском пассажирском вагонном депо проведено разбирательство. Выяснилось, что на 15 вагонов в рейс было выдано семь мобильных терминалов контроля документов, все были в исправном состоянии. У проводника вагона № 20 действительно не имелось устройства для считывания электронных проездных документов, однако это не дает оснований направлять пассажира в другой вагон для их проверки.

Что касается качества постели, то «в связи с нестабильной экономической ситуацией с прошлого года Львовская железная дорога недополучила запланированные поставки постельного белья». Поэтому комплекты с законченным сроком действия заменяют по мере поступления новых.

Провинившуюся проводницу привлекли к дисциплинарной ответственности, а комплектовщицу постельного белья на месяц лишили премии за некачественную сортировку.

«Надеюсь, на украинской железной дороге произойдут изменения к лучшему, и пассажиры будут ездить в комфортных условиях», — написал после этого Виталий Чиж.

С тех пор прошло полгода, а постельное белье стало еще худшего качества. И опять лишь после заявлений пассажиров и скандала в СМИ железнодорожникам пришлось зашевелиться. На этот раз должностей лишились ответственные лица. Следовательно наши с вами жалобы с требованием соблюдать права потребителей все-таки действуют. Вопрос в том, изменится ли что-то после громких увольнений.

Итак, пожаловаться на некачественное обслуживание в поездах и электричках можно на сайте «Укрзалізниці». В разделе «Горячие линии. Качество и сервис» есть форма электронного обращения, где следует указать свои фамилию и имя, контактный телефон, электронный адрес и, собственно, изложить предложение или жалобу. Помните, что официальные органы, как правило, не реагируют на анонимки. Желательно также четко указывать дату происшествия, номер поезда, фамилию проводника или начальника состава. На сайте размещен и электронный адрес для жалоб (service@uz.gov.ua), а также номер телефона 0800−503−111, по которому можно получить справку.

А с учетом того, что в скоростных поездах уже подключили Wi-Fi (обещали, что в ближайшее время беспроводной Интернет должен появиться и в электричках), электронную жалобу можно отправить прямо в присутствии проводников, которые вам хамят. Есть еще один ресурс, с которого можно пожаловаться на работу железной дороги: http://poizdka.org. На этом сайте нарушения прав пассажиров отсортированы по разделам, в которых даются ссылки на законодательство.

Помните, если мы сами не будем требовать соблюдения наших прав, никто за нас это не сделает. Обязательно пишите жалобы, все они фиксируются.

Права пассажиров железнодорожного транспорта

Фото в заголовке Сергея Даценко, «ФАКТЫ»