Гроші

Директор департамента Минсоцполитики Виталий Музыченко: "Никаких налогов с суммы субсидии платить не придется"

6:30 — 30 березня 2016 eye 4237

Людей, которые случайно допустили ошибки при оформлении документов на получение государственной помощи, штрафовать не будут

Несмотря на определенные шероховатости, новая программа жилищно-коммунальных субсидий продолжает действовать и развиваться — к весне 2016 года ею уже воспользовались более пяти миллионов украинских семей. И поток желающих существенно не уменьшается.

В прошлом году процедура подачи заявления на субсидию была упрощена: сейчас одному из членов семьи достаточно написать заявление и заполнить несложную декларацию. Теперь в ней следует указывать только вид дохода, а не его размер. Проще говоря: человеку нужно только внести в перечень, какие именно виды доходов (пенсию, зарплату, социальную помощь, стипендию и так далее) получает он и члены его семьи, а также организацию, где выплачивают эти средства (Пенсионный фонд, название вуза или предприятия). А уж сам размер выплат социальные службы берут из баз данных — как собственной (что касается социальных выплат), так и фискальной службы, Пенсионного фонда, вузов, училищ и так далее.

Прошлой весной, когда хлынул основной поток заявлений, выяснилось, что наши сограждане не готовы декларировать свои доходы. Было допущено много арифметических ошибок, причем в основном по незнанию. Штрафовать людей за такие помарки никто не стал, их попросили просто заново заполнить декларации. Однако из-за этого процедура оформления субсидии затянулась. Поэтому еще летом прошлого года правительство приняло решение освободить людей от сложных подсчетов.

Еще один бонус: при оформлении субсидии не нужно предоставлять никаких дополнительных бумаг, касающихся состава семьи, объема и стоимости жилищно-коммунальных услуг. Сведения, необходимые для назначения помощи, поступают управлениям социальной защиты непосредственно от организаций, предоставляющих услуги. Например, о составе семьи, площади квартиры, размере квартплаты — от жэков. О стоимости электроэнергии и отопления — от облэнерго, газа — от облгазов.

Кроме того, с октября 2015 года можно предварительно подать документы в электронном виде через сайт subsidii.mlsp.gov.ua (есть ссылка на сайте Минсоцполитики) и по результатам их рассмотрения получить на электронную почту ответ о возможности получения субсидии.

И все же, несмотря на максимально упрощенный режим предоставления этого вида государственной помощи, вопросов у наших сограждан остается превеликое множество. Поэтому мы решили собрать воедино все слухи, домыслы и проблемы и попросили прокомментировать их директора департамента государственной социальной помощи Министерства социальной политики Виталия Музыченко.

— Говорят, если семья получает субсидию, то ей потом придется то ли подавать декларацию, то ли платить с этой субсидии налог.

— Это абсурд! Субсидия является одним из видов государственной помощи и существует в нашей стране вот уже более 20 лет. Все вопросы налогообложения таких выплат урегулированы давно, так что могу заверить, что никаких налогов с суммы субсидии платить не нужно.

— Правда ли, что сумма субсидии учитывается при предоставлении других видов социальной помощи? Например, выплат одиноким матерям?

— Это тоже неправда. В соответствующей методике расчета совокупного дохода семьи для предоставления всех видов социальной помощи четко прописано, что суммы субсидии не принимаются во внимание при определении среднемесячного дохода семьи.

— Тогда такой вопрос: правда ли, что семью могут лишить субсидии, если она не использует то количество воды, газа, электроэнергии, которое предусмотрено социальными нормами?

— Нет. Это очень вредные слухи, из-за которых наши сограждане стараются использовать больше воды, газа или электроэнергии, чем им нужно. На самом деле, если семья использует газа меньше нормы, то это ей выгодно.

— Как это — выгодно?

— Программа субсидий позволяет зачислить в счет оплаты в будущих расчетных периодах те средства, которые не были использованы семьей в результате экономного потребления услуг.

Еще раз повторю: деньги на субсидии выделяются в рамках установленных социальных норм и не зависят от фактических объемов потребления.

Если семья потребляет газа, воды, электроэнергии больше нормы, субсидия ей будет назначена, однако все расходы на потребление услуг свыше нормативов она должна заплатить самостоятельно и в полном объеме. Например, если семья из двух человек использовала 5 кубометров горячей воды при норме 1,6 кубометра на человека, то для оплаты стоимости 3,2 кубометра ей будет предоставлена субсидия. А за 1,8 кубометра сверх нормы семье придется платить самой.

А вот если люди пользовались ресурсами бережно и не использовали всю норму на семью, тогда сэкономленные средства могут быть зачислены на погашение обязательной части платежа в будущем. Или для оплаты сверхнормативного потребления, если в следующем периоде потребление газа, тепла или электроэнергии значительно возрастет.

Например, при норме 3,2 кубометра горячей воды семья использовала только 2 кубометра. Значит, деньги за 1,2 неиспользованного кубометра будут засчитаны на следующий период.

— Правда ли, что людей штрафуют за ошибки в декларации для получения субсидии.

— Неправда. Такие мифы и страшные истории сопровождают систему субсидий с самого начала ее введения. Но они не имеют под собой реальной почвы. Никаких штрафов за ошибки в декларациях не будет, если только человек сознательно не утаил часть важной информации.

— Говорят, что если человек совершит крупную покупку в течение предыдущих 12 месяцев и не укажет это в декларации, то ему субсидию отменят, а уже выплаченные суммы заставят вернуть.

— Когда мы внедрили новый механизм назначения субсидии, были сняты почти все имущественные ограничения, которые мешали людям оформлять помощь.

Например, раньше субсидия не полагалась семье, которая владела двумя жилыми помещениями. Теперь же на государственную помощь могут претендовать граждане, имеющие в собственности любое количество квартир. Однако субсидию получат только на одну из них — по зарегистрированному месту жительства. Но если свою вторую или третью квартиру семья сдает, доходы от сдачи в аренду должны быть отображены в декларации.

Существовали также ограничения для людей, владеющих земельным паем, а также двумя и более автомобилями. Сейчас эти ограничения сняты, и такие семьи тоже имеют право на государственную помощь.

Теперь вернемся к вашему вопросу. Раньше людям не начисляли субсидию в том случае, если они на протяжении последних 12 месяцев совершили покупку на сумму свыше десяти прожиточных минимумов (около 12 тысяч гривен). Теперь стоимость покупки увеличили до 50 тысяч гривен. При этом семье, совершившей такую покупку, в назначении субсидии не откажут. Просто решение о выделении государственной дотации будет приниматься не автоматически, а специальной комиссией.

Но если покупка на сумму более 50 тысяч гривен не будет отражена в декларации, тогда семью действительно лишат субсидии и заставят вернуть все ранее начисленные суммы.

Или, предположим, семья, владеющая двумя квартирами, одну из них сдает, но не указывает доход от аренды в декларации. Если орган социальной защиты населения выяснит это, получив, к примеру, данные от фискальной службы, то будет произведен перерасчет суммы назначенной субсидии с учетом дополнительных доходов. И тогда неправомерно полученные суммы (разницу) придется вернуть.

— Предположим, у человека есть депозит в банке. Нужно ли указывать это в декларации о доходах? И как управление соцзащиты узнает, какие проценты гражданин получает от этого депозита, если такая информация составляет банковскую тайну?

— С июля 2015 года доходы, полученные от размещения депозитов в банках, не учитываются при назначении субсидии.

— Правда ли, что семьи погибших участников АТО не могут оформить субсидию из-за того, что получают от государства значительную компенсацию — 609 тысяч гривен. Это ведь увеличивает их доход.

— Действительно, единожды полученная крупная сумма могла существенно повлиять на будущий размер субсидии — уменьшить ее, а то и вовсе лишить семью государственной поддержки. Поэтому правительство еще в прошлом году приняло решение не включать в совокупный доход семьи некоторые виды выплат, в том числе помощь, которую получает семья воина, погибшего в зоне АТО, а также единовременные выплаты семьям из местных бюджетов, благотворительную помощь (от местных органов власти, фондов и так далее) и другие.

— Какие именно единовременные выплаты?

— Например, ветеранам ко Дню Победы, выплаты при рождении ребенка, на оздоровление, матерям-героиням, на погребение.

Кроме того, при подсчете не учитываются доходы (денежное обеспечение) военнослужащих, задействованных в АТО.

— То есть, если человек участвует в АТО и получает все предусмотренные законом выплаты, то они в общий доход его семьи не включаются?

— Именно так.

— Предположим, гражданин получал высокую зарплату, а потом его уволили по сокращению. Доходы прекратились. Но подать документы на субсидию человек не может, потому что в предыдущем году у него была зарплата, и немалая.

— Всем понятно, что экономическая ситуация пока остается напряженной. Поэтому было решено рассчитывать размер субсидии, исходя из актуальных показателей. Так что семья имеет право указывать доходы не за год или полгода, а за три предыдущих месяца.

А для пенсионеров этот период вообще сократили до одного месяца — ведь их доходы обычно стабильны.

Важный момент: доходы безработных трудоспособных членов семьи учитываются в размере одного прожиточного минимума (1 тысяча 378 гривен).

— Значит, если один из трудоспособных членов семьи не работает, она все равно может претендовать на субсидию?

— Да. Раньше такая семья могла получить субсидию только по решению комиссии. Теперь доход безработного просто учитывается на уровне прожиточного минимума.

Мы существенно расширили полномочия местных комиссий. Ведь, как показала практика, при назначении субсидий возникает множество нестандартных ситуаций. И вместо того, чтобы каждый раз принимать новое постановление, правительство наделило комиссии при местных органах власти большей самостоятельностью. Но мы настаиваем на том, чтобы в спорных ситуациях комиссии принимали решения в пользу семей.

— Люди жалуются, что процесс назначения субсидий затягивается. Например, семья подала документы в январе, сейчас конец марта, а уведомление о назначении помощи не пришло. Что делать? Оплачивать коммунальные услуги полностью? Так на это нет денег… Не платить вообще? Но тогда могут оштрафовать.

— Установлен пятидневный срок для получения ответа на запрос социальной службы относительно информации, необходимой для назначения субсидии. Но, к сожалению, учреждения сроков не придерживаются, и данные не всегда приходят вовремя. Например, так поступают некоторые предприятия, предоставляющие жилищно-коммунальные услуги. Но мы уже передали перечень таких предприятий Минтопэнерго и Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг, для принятия соответствующих мер. Будем надеяться, что в ближайшем будущем этот вопрос будет решен.

По возможности лучше платить за коммунальные услуги самостоятельно. Потом, поскольку субсидия назначается с месяца обращения, им сделают перерасчет. Если платить нечем, надо уведомить предприятия ЖКХ о том, что семьей уже поданы документы на назначение субсидии. В этом случае у предприятий есть указание не применять санкции к потребителям в связи с отсутствием платежей.

Напоминаем, что получить ответы на все интересующие вопросы, в том числе о порядке назначения субсидии, можно, позвонив на правительственную горячую линию по номеру 0−800−507−309 (звонки со стационарных телефонов в пределах Украины бесплатные).

Кроме того, правительство разработало онлайн-калькулятор, который поможет людям сориентироваться в том, сколько им придется платить с учетом субсидии. Баннер с калькулятором также размещен на сайте Кабинета министров.

Социальные нормативы площади жилья, а также потребления газа, электроэнергии, холодной и горячей воды

Для субсидии на квартплату

13,65 квадратного метра на человека + 35,22 квадратного метра на семью

Для субсидий по оплате природного газа

Если газ используется для отопления жилья

(в отопительный период)

7 кубических метров на кв. м площади

(региональный коэффициент)

Если используется только газовая плита

при наличии централизованного

горячего водоснабжения

6 кубических метров газа

на человека в месяц

Если используется газовая плита

и нет централизованного горячего водоснабжения

и газового водонагревателя

9 кубических метров

на человека в месяц

Если используются и газовая плита,

и газовый водонагреватель

18 кубических метров

на человека в месяц

Для субсидий по оплате электроэнергии

На отопление жилья (в отопительный период)

65 кВт/час на кв. м площади

(региональный коэффициент)

В домах, оборудованных стационарными электроплитами

(при наличии горячего водоснабжения)

130 кВт/час на одного-двух человек

+ 30 кВт/час

на каждого последующего

В домах, оборудованных стационарными электроплитами

(при отсутствии горячего водоснабжения)

150 кВт/час на одного-двух человек

+ 30 кВт/час

на каждого последующего

В домах, не оборудованных стационарными электроплитами

(при наличии горячего водоснабжения)

90 кВт/час на одного-двух человек

+ 30 кВт/час

на каждого последующего

В домах, не оборудованных

стационарными электроплитами

(при отсутствии горячего водоснабжения)

120 кВт/час на одного-двух человек

+ 30 кВт/час

на каждого последующего

Для субсидий по оплате централизованного холодного и горячего водоснабжения

(кубических метров на человека в месяц)

Централизованное холодное водоснабжение

2,4 кубического метра

Централизованное горячее водоснабжение

1,6 кубического метра

Централизованное холодное водоснабжение

(при отсутствии горячего водоснабжения)

4 кубических метра

Централизованный водоотвод

4 кубических метра

Фото в заголовке Игоря Емельяненко, «ФАКТЫ»