А после того как средства рефинансирования «растворились», НБУ принял решение ликвидировать банки «Европейский» и «Национальный стандарт»
Слухи о том, что банк «Европейский» вскоре может прекратить свое существование, циркулировали еще с середины лета. Проблемы у этой структуры начались зимой, когда вкладчикам перестали возвращать депозиты и проценты по вкладам. В мае этого года в банк была введена временная администрация и установлен полугодовой мораторий на выплату депозитов. Обычно временную администрацию вводят для того, чтобы специалисты, проанализировав финансовое состояние банка, сделали заключение: сколько средств нужно для того, чтобы финансовую структуру перестало лихорадить.
Если же владельцы не в состоянии привлечь необходимые средства и нет инвесторов, заинтересованных в покупке банка, НБУ может принять решение о ликвидации финучреждения. Тогда вкладчики получают надежду на возвращение депозитов за счет Фонда гарантирования вкладов. Так, летом этого года процедура ликвидации была начата в отношении банка «Причерноморье» и «Одесса-Банка». А на днях стало известно, что такая же судьба ожидает еще два банка — «Европейский» и «Национальный стандарт». Говорят, что решение по этим финучреждениям планировалось принять еще 30 июля. Однако тогда НБУ отложил рассмотрение вопроса. А незадолго до этого в интернет-издании «Украинская правда» (»УП») появилась статья «Деньги МВФ закопали в землю под Киевом». Ее автор, Матвей Никитин, изложил данные собственного журналистского расследования деятельности двух упомянутых банков.
«ФАКТЫ» предлагают читателям познакомиться с результатами этого расследования, а также с комментариями НБУ и Генпрокуратуры, которые удалось получить нашей редакции.
«В течение октября-декабря прошлого года на рефинансирование украинских банков ушло 105,4 миллиарда гривен. Это — 62,2 процента всех кредитов, предоставленных банкам в 2008 году, и в десятки раз больше объема рефинансирования 2007 года. Такие масштабы не могли не заинтересовать любителей мошеннических схем. По существу, это едва ли не единственные по-настоящему крупные финансовые потоки, доступные в период экономической катастрофы. Рефинансирование получили более ста финансовых учреждений, многие из них — с нарушениями: одни банки не были зарегистрированы в форме ОАО с уставным капиталом не менее полмиллиарда гривен, другие тут же направили полученные деньги на приобретение валюты, что способствовало понижению курса гривни. Мы исследовали ситуацию с банками «Европейский» и «Национальный стандарт».
Акционерами обоих финансовых учреждений являются десятки юридических и тысячи физических лиц. Однако банкиры, участники рынка и открытые источники в СМИ утверждают, что реально за обоими банками стоит один человек — племянник Генпрокурора Александра Медведько Павел Борулько. На самом деле он муж племянницы жены Медведько, но в банковских кругах его иначе как «племянник Генпрокурора» не называют.
В самый разгар кризиса, с октября по декабрь прошлого года, «Европейский» получил из фонда рефинансирования 350 миллионов гривен. Для НБУ ситуация в банке не могла быть секретом: на тот момент сумма кредитов, выданных частным и юридическим лицам — 1 миллиард 590 миллионов гривен — уже в два раза превышала сумму депозитов — 735 миллионов гривен. Иначе говоря, «Европейский» выдал в два раза больше денег, чем привлек от вкладчиков. Почему НБУ принял решение влить многомиллионные средства в заведомо «мертвый» банк — уже вопрос. Весной выяснилось, что подавляющее большинство заемщиков банка неплатежеспособны, однако Нацбанк продолжил выделять «Европейскому» миллионные средства. Возникло подозрение: а не стоит ли за этим некая хорошо продуманная схема обналичивания стабилизационных средств?
В марте этого года корреспонденту «Украинской правды» удалось ознакомиться с копиями нескольких кредитных договоров банка «Европейский», которые впоследствии легли в основу процедуры рефинансирования. Это договоры кредитования между банком и частными лицами. Именно упомянутые там залоги позже стали залогами под рефинансирование. Сходство этих документов поразительное. Все они заключались в период с июня по август прошлого года, и все — под залог земли в Обуховском районе Киевской области.
Эти места называют «украинским Беверли-Хиллз». Жить там престижно, а земля стоит порой дороже, чем в крупных городах, поэтому поначалу предмет залога сомнений не вызывал. Странным показалось другое: землю закладывали жители сельской глубинки и малоизвестные частные компании. Например, 27 августа 2008 года банк «Европейский» заключил договор с 20-летней жительницей села Новопетривка Одесской области. Девушке выдали кредит на сумму 5 миллионов гривен под 23 процента годовых. Возврат кредита, согласно договору, обеспечен имущественной ипотекой — это 10 гектаров земли, принадлежащей некоему ООО. И таких договоров о выдаче сельским жителям по 5-7 миллионов только в распоряжении автора статьи в «Украинской правде» больше десятка.
В некоторых случаях кредиты в банках брали юридические лица, заручаясь договором ипотеки с теми же счастливыми новоиспеченными собственниками обуховских лесов и полей. То есть фирмы брали в банках кредиты под залог, предоставленный третьей стороной — землевладельцами. Так, например, некий Андрей Валентинович из Северодонецка, не дрогнув, взял на себя ответственность сразу за три общества с ограниченной ответственностью, заложив, согласно договору ипотеки, 60 гектаров земли в селе Старые Безрадичи, что рядом с дачей Виктора Ющенко. В свою очередь банк, тоже не дрогнув, доверил Андрею Валентиновичу три кредита: один на сумму 22 миллиона 30 тысяч гривен, второй — 23 миллиона 800 тысяч и третий — на сумму 23 миллиона 500 тысяч гривен.
Корреспондент «Украинской правды» без особых проблем нашел упомянутых сельских «миллионеров», якобы директоров коммерческих компаний-заемщиков, и услышал от них следующее: «Неизвестные предложили мне сто долларов, если я дам ненадолго свой паспорт. Что с ним делали — не знаю. Денег у меня нет, земли тоже».
Аналогичная ситуация с залоговыми документами и в банке «Национальный стандарт». У директора одного из ООО, заключивших кредитный договор с «Национальным стандартом», «УП» удалось взять письменные пояснения. Заемщик долго расписывал историю о том, как некая Светлана Петровна выманила у него паспорт и как в банке «Национальный стандарт» его заставляли, не читая, подписывать целую кучу документов, а завершил так: «Считаю, что стал жертвой обмана хорошо отлаженного финансового механизма». Дело в том, что собеседник корреспондента «УП», по его словам, так и не получил вознаграждения, обещанного Светланой Петровной за предоставленный паспорт, и остался в дураках. Поэтому готов давать показания в суде и сотрудничать со следствием, если таковое будет проводиться.
А тем временем стало известно, как именно обеспечивалось такое огромное количество земли для залогов.
По закону каждый гражданин Украины имеет право на земельный участок площадью до 2 гектаров для ведения сельского хозяйства. Чтобы один участок вырос до десятков гектаров, нужно сначала выдать несколько таких «законных кусочков», приватизировать, а потом скупить их. Процедура довольно сложная и трудоемкая. Когда деньги нужны срочно, она не годится. Но в данной ситуации простота действий банкиров доходит до абсурда. Залоговой земли — вы не поверите! — просто не существует.
Получив на руки копии нескольких актов на землю — документов, подтверждающих собственность заемщиков и ипотекодателей, корреспондент «Украинской правды» отправился в Обухов с целью выяснить, где находятся участки и убедиться в их реальном существовании. После общения с сотрудниками местного управления Государственного земельного кадастра выяснилось, что все предоставленные банку акты похожи на поддельные. При этом подписи и печати на них — настоящие, да и бланки тоже оригинальные. Но земли, которая упоминается в актах, не существует. По данным журналиста, на подставных лиц оформляли виртуальные земельные участки, якобы находящиеся в Обуховском районе, и оценили их в сумму порядка 5 миллиардов гривен!
Проанализировав собранные данные, автор журналистского расследования пришел к выводу, что банки показывали НБУ наличие залогового имущества в виде несуществующей земли, которая в дальнейшем использовалась в качестве залога по рефинансированию коммерческих банков. Затем, несмотря на многочисленные нарушения и отсутствие реального залога, Нацбанк перечислял деньги, которые оставалось всего лишь «отмыть».
Павел Борулько заявил корреспонденту «Украинской правды», что с конца прошлого года, когда акционеры вывели его из наблюдательного совета упомянутых банков, он не знает, что происходит в этих финансовых структурах, и не имеет к происходящему никакого отношения. Относительно рефинансирования, полученного в прошлом году (два транша: 50, а потом 110 миллионов гривен), г-н Борулько подтверждает информацию о заложенной земле: «Рефинансирование НБУ было обеспечено имущественной ипотекой, недвижимостью, землей и частично корпоративными правами акционеров банка». Однако о каких-либо проблемах с этой землей ему ничего неизвестно: «Нацбанк дает рефинансирование исключительно под обслуживаемые кредиты. Я лично следил за выплатой нашими кредиторами процентов Нацбанку». О том, что происходило с банками в этом году, и какие средства рекапитализации выделялись банкам «Европейский» и «Национальный стандарт» Павлу Борулько, по его словам, неизвестно »
«ФАКТЫ» попытались выяснить в Национальном банке Украины, кто именно принимал решение о рефинансировании «Европейского» и какие суммы были выделены для этого. В официальном комментарии, в частности, говорится: «НБУ, в соответствии с Законом Украины «О Национальном банке Украины», совершает регулирование денежно-кредитного рынка и, как кредитор последней инстанции, поддерживает краткосрочную ликвидность любого банка в границах установленных монетарных параметров, которые определены Основными принципами денежно- кредитной политики на соответствующий период. Операции по поддержанию ликвидности банков НБУ совершает в соответствии с Положением о регулировании НБУ ликвидности банков Украины, Технического порядка проведения НБУ операций с банками и Положениями о кредитной поддержке НБУ банков Украины в случае реальной угрозы стабильности их работы с применением единых правил для всех банков. Упомянутыми документами четко определена процедура принятия решения о предоставлении кредитов рефинансирования банкам. Что же касается объемов рефинансирования банка «Европейский», то в соответствии со статьей 60 Закона Украины «О банках и банковской деятельности» такая информация является банковской тайной».
А вот Генеральный прокурор Украины Александр Медведько, к которому мы обратились по поводу причастности его родственника к упомянутой ситуации с банками, тайны из информации делать не стал. «Генеральный прокурор Александр Медведько категорически отрицает то, что Павел Борулько и его супруга являются родственниками его и его жены. Прокуратурой города Киева по поручению Генерального прокурора будет проведена проверка земельных махинаций, о которых идет речь в статье «Деньги МВФ закопали в землю под Киевом». О результатах мы обязательно сообщим редакции и общественности. Ранее Генеральной прокуратурой эти факты не проверялись», — говорится в комментарии Генпрокуратуры.
Материал подготовила Ирина ГОЛОТЮК, «ФАКТЫ»