17 страховых компаний договорились о прямом урегулировании страховых случаев. Если Антимонопольный комитет даст согласие на внедрение нового механизма, автовладельцы смогут возмещать убытки, полученные при ДТП, вдвое быстрее
Запуск нового механизма страховых выплат по обязательному страхованию автогражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) — прямого урегулирования страховых случаев, в Украине откладывается. Предварительно страховщики планировали запустить этот механизм с 1 апреля. Однако выяснилось, что это невозможно без разрешения Антимонопольного комитета (АМК). На принятие решения АМК отведено 30 дней, и если оно будет положительным, прямое урегулирование заработает с начала мая. Ожидается, что благодаря его введению сроки страховых выплат (иногда превышающие год) сократятся вдвое. Впрочем, поначалу воспользоваться им смогут не все украинские водители.
28 марта 17 украинских страховых компаний — членов Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ) — подписали соглашение о прямом урегулировании страховых случаев. Желание участвовать в пилотном проекте внедрения нового механизма выразили основные игроки страхового рынка Украины: «АХА Страхование», «Арсенал Страхование», «PZU Украина», «ВУСО», «АСКА», «Оранта», «ПРОСТО-Страхование», «Уника», «Провідна», «ИНГО Украина», «Универсальная», «Международная СК», «Кредо», «Аско-Донбасс Северный», «Колоннейд Украина» (бывшая «QBE Украина»), «Брокбизнес» и СО «Ильичевское».
По словам генерального директора МТСБУ Владимира Шевченко, общая доля компаний — участников проекта составляет более половины рынка ОСАГО («автогражданки»), поэтому механизм прямого урегулирования может охватить до 25 процентов случаев ДТП. «Подписание соглашения о прямом урегулировании — историческое событие для украинского рынка ОСАГО, что свидетельствует о его зрелости и способности принимать новые вызовы для улучшения клиентского сервиса. Прямое урегулирование позволит клиенту получать выплату в компании, лояльной к нему и заинтересованной в продолжении сотрудничества. По нашим прогнозам, сроки урегулирования по новой системе сократятся минимум вдвое. Так, если в 2015 году средний срок урегулирования убытка по ОСАГО (от подачи заявления до выплаты) составлял больше трех месяцев, то по прямому урегулированию он не будет превышать полтора месяца», — прогнозирует Владимир Шевченко.
Пилотный проект позволит обкатать новый механизм, выявить его недостатки и устранить их накануне полноценного внедрения в стране. Для этого даже подготовлен законопроект № 3670, предусматривающий введение в Украине обязательного прямого урегулирования по «автогражданке». «Приятно констатировать, что многолетняя подготовка внедрения прямого урегулирования увенчалась подписанием соглашения между компаниями. Это даст нам возможность протестировать систему и отшлифовать механизм до принятия законодательных изменений, которые сделают систему обязательной», — заявил вице-президент одной из компаний-подписантов Максим Межебицкий, возглавлявший рабочую группу по разработке и внедрению прямого урегулирования при МТСБУ.
По его словам, механизм прямого урегулирования невозможно запустить без разрешения Антимонопольного комитета Украины. Ведь формально подписание соглашения — это согласованные действия участников рынка с долей, превышающей 50 процентов, которые по закону требуют урегулирования АМК. Однако участники проекта ожидают позитивный ответ, так как соглашение не нарушает антимонопольное законодательство. «Теоретически, если решение будет положительным, то мы надеемся, что прямое урегулирование заработает уже с 1 мая», — сообщил Максим Межебицкий.
Что же представляет из себя прямое урегулирование и все ли автовладельцы смогут воспользоваться новым механизмом?
Прямое урегулирование подразумевает такой способ выплат, при котором в случае ДТП пострадавший получает возмещение ущерба в той страховой компании (СК), где он покупал полис, а не у страховщика водителя-виновника ДТП (как это происходит сейчас). Поскольку это проект пилотный, то пока у пострадавшего в аварии остается возможность выбора страховщика, который будет оплачивать ремонт его автомобиля: «своя» либо «чужая» СК. Если выберут компанию, продавшую полис пострадавшему, то она проведет выплату, а затем самостоятельно станет разбираться с компанией второго участника ДТП, не втягивая в это клиента.
А чтобы страховщики не устраивали между собой разборок — кто, кому и сколько должен, все взаиморасчеты по выплатам будут проходить через уполномоченный банк, в котором все они откроют счета. Этот банк уже определен — «Укрсиббанк». На его счетах каждый страховщик разместит взнос в размере 50 процентов своей среднемесячной суммы выплат по ОСАГО. Эти средства будут гарантировать возмещение участникам «конвенции» расходов, понесенных другими страховщиками по договорам «автогражданки». Раз в месяц будет формироваться реестр встречных требований между страховщиками, совершившими выплаты, к страховщикам виновников ДТП. Регулировать и контролировать процесс станет МТСБУ как клиринговый оператор. То есть страховщикам не придется иметь дело друг с другом, а только с бюро.
«Прямое урегулирование убытков возможно в случае контактного ДТП двух транспортных средств, застрахованных в компании — участнике системы прямого урегулирования. При этом: один из водителей должен быть полностью ответственен за ДТП, у участников происшествия отсутствуют признаки алкогольного или наркотического опьянения, а сумма ущерба не превышает 100 тысяч гривен», — объяснил Владимир Шевченко «ФАКТАМ».
Все убытки разделены на три категории. Взаиморасчеты страховых компаний по случаям до 50 тысяч гривен будут проведены по средней сумме выплаты, а по случаям от 50 до 100 тысяч гривен — по фактически выплаченной сумме ущерба. Более крупные убытки будут урегулированы по стандартной схеме — возмещение выплатит страховая компания виновника ДТП. Такой принцип позволит гарантировать выполнение компанией обязательств перед страхователями-партнерами, а также выявлять компании, имеющие проблемы с платежеспособностью. Предполагается, что если страховая компания несвоевременно погасит задолженность по выплате, то сначала ее оштрафуют, а при повторном нарушении — исключат из проекта.
Пока пионеры, не дожидаясь принятия закона о введении в Украине прямого урегулирования, решили внедрять проект на основе добровольного соглашения между его участниками, другие СК решили подождать и посмотреть, как заработает новый механизм выплат. Некоторые компании, например, волнует вопрос налогообложения подобных выплат. Ведь в законе об «автогражданке» четко указано, что платить потерпевшему должна страховая компания виновника ДТП. Если же ущерб возместит «своя» компания, то есть шанс, что налоговая может признать такую выплату незаконной и она попадет под дополнительное налогообложение. Поэтому сомневающиеся участники рынка ждут официального разъяснения фискальной службы или принятия изменений в закон об ОСАГО.
В любом случае введение прямого урегулирования — важный шаг страховых компаний Украины на пути к совершенствованию качества предоставляемых услуг, который значительно упростит жизнь отечественным водителям. Такой механизм уже давно действует за рубежом, где зарекомендовал себя успешным и эффективным. Как объяснили «ФАКТАМ» в МТСБУ, для того, чтобы воспользоваться нововведением, водителям не нужно будет перезаключать договоры страхования и подписывать дополнительные соглашения. Прямое урегулирование не повлияет ни на цену полиса, ни на сумму возмещения.
Напомним, что с 19 февраля нынешнего года в Украине увеличены лимиты сумм, которые страховщики обязаны выплачивать по полисам «автогражданки». Теперь они составляют: до 100 тысяч гривен — за материальный ущерб, причиненный имуществу, и до 200 тысяч — если нанесен вред жизни и здоровью пострадавших людей. Однако на увеличенные суммы выплат имеют право рассчитывать не все, а только клиенты, заключившие свои договоры с 19 февраля текущего года. Если же полис «автогражданки» был оформлен до указанной даты, то тогда для пострадавших действуют старые лимиты — 50 тысяч гривен (за материальный ущерб) и 100 тысяч гривен (при травмировании и гибели людей).