Історія сучасності

"Кресло для Гагарина было огромным, потому что подгонялось под пассажира в скафандре"

8:30 — 12 квітня 2016 eye 2044

Ровно 55 лет назад, 12 апреля 1961 года, созданная львовянами специальная машина доставила первого космонавта на стартовую площадку космодрома Байконур

В этом году исполняется 55 лет со дня полета первого человека в космос. Тысячи предприятий Советского Союза, десятки тысяч специалистов работали над тем, чтобы осуществить старт космического корабля «Восток» с Юрием Гагариным на борту. В том числе и работники Львовского автобусного завода.

— В то время я был начальником сборочного цеха Львовского автобусного завода, — рассказывал несколько лет назад корреспонденту «ФАКТОВ» Александр Следь (ныне покойный), который почти два десятилетия руководил заводом. — Где-то за полгода до первого полета Юрия Гагарина ко мне в цех пришло руководство нашего предприятия, а с ним несколько солидных серьезных мужчин. «Мы прилетели из Москвы, — объяснили гости. — Вы должны сделать автобус для космонавтов». Немного растерявшись, спрашиваю: «А какой?» Они отвечают: «Да мы и сами не знаем какой. Приехали с вами посоветоваться. Будем делать вместе и на ходу все поправлять, продумывать».

Оказалось, часть приехавших была с космодрома Байконур, другие, как в то время полагалось, — представители КГБ. Несмотря на то что речь шла о государственной тайне, никаких подписок о «неразглашении» с рабочих не брали. Представители спецслужб лишь попросили их не распространяться по этому поводу. Впрочем, большинство людей вначале не очень-то и понимали, для кого делают машину.

— Мы тогда выпускали от 20 до 40 автобусов в день, — вспоминал Александр Следь. — Один из них — модели ЛАЗ-695Б — сняли с конвейера. И на его основе создали автобус для Байконура. Работали с энтузиазмом. Особенно хорошо было выполнено антикоррозийное покрытие. Отделку и «начинку» разработали специалисты нашего конструкторского бюро, в том числе специальное кресло для Юрия Гагарина. Оно было огромным, поскольку подгонялось под пассажира в скафандре. Из-под сиденья в скафандр шел специальный поддув. За креслом космонавта оборудовали места для врачей и других специалистов. Кроме того, для комфортности в салоне установили радио и телефон, для поддержания температурного режима — вентиляторы и кондиционеры, вмонтировали аппаратуру для видеосъемок.

Особое внимание было уделено дополнительной герметичности салона и пылесосам. Как рассказывал мне позже космонавт Береговой, самое неприятное при полете в невесомости — это пыль. Попадает пылинка космонавту в глаза, и он полностью теряет ориентацию, не говоря о весьма неприятных и болезненных ощущениях. К тому же пыль очень огнеопасна. Поэтому в «космических» автобусах большое внимание уделялось специальным пылесосам, которые должны были «обрабатывать» космонавта перед его заходом на корабль.

Когда работа над машиной подходила к концу, принимать технику приехала специальная государственная комиссия, члены которой буквально обнюхали каждую деталь и остались очень довольны.


*Впоследствии первый «космический» ЛАЗ долго служил на Байконуре. Фото ОАО «ЛАЗ»

— То, что именно на этом автобусе ехал первый космонавт Юрий Гагарин, мы узнали потом, — рассказывал Александр Следь. — Смотрим телевизионный репортаж с Байконура о первом полете человека в космос. Елки зеленые! Да это же наш ЛАЗ! Все бросились обзванивать друг друга: «Ты видел? Ты слышал?» Тогда у всего коллектива завода было невероятно приподнятое настроение. Помню, стою возле механического цеха. А тут бежит парень-рабочий и кричит, как болельщик на стадионе: «В космос полетели на нашем автобусе!» Вот только не помню, дали нам какие-то премии или нет. Уж очень много делали мы тогда спецзаказов.


*Юрий Гагарин едет к месту старта космического корабля

Вместе с первой машиной из Львова на Байконур отправился наш водитель-испытатель Степан Борим. Это был действительно ас. Кстати, в 1967 году в Ницце он на нашем ЛАЗе завоевал в автобусном ралли приз Шарля де Голля.

— Первый «космический» автобус долго служил на Байконуре, — рассказывал Александр Следь. — Заменяли его, если не ошибаюсь, лишь дважды. Первый раз — когда разбился космонавт Комаров. Космонавты, как и моряки, люди суеверные. Они никогда не взлетают в понедельник, не любят 13-е число. Вот и тогда потребовали для своего отряда новый автобус.

А еще одну машину сделали для совместного советско-американского космического полета «Союз — Аполлон». Разрабатывал ее созданный при нашем заводе Научно-исследовательский институт автобусостроения. В этом автобусе космонавт заходил сначала в первый отсек, где с него очищали всю пыль. Потом во второй — там скафандр окончательно доводили до стерильности. То есть на космический корабль человек поднимался абсолютно чистым.

Отправляли эту машину на космодром спецрейсом с военного аэродрома в Стрые. Транспортный самолет поднялся на высоту, и там все стекла в автобусе от давления лопнули. А мы такую идеальную герметичность в салоне создали! Пришлось окна снова делать. На «космический» автобус американцы смотрели сначала скептически, но потом признали его качество и опыт львовских специалистов.

Самый первый, гагаринский, автобус я случайно отыскал в Москве. В 1984 году по служебным делам поехал туда в один из научно-исследовательских институтов машиностроения. Вышел во двор, смотрю — стоит полуразваленный ЛАЗ. Присмотрелся к нему. Да это же та самая машина, которая везла Юрия Гагарина на стартовую площадку! Честное слово, чуть не прослезился. Каким образом судьба закинула этот автобус с Байконура в Москву, так и не удалось узнать. Убедил своего московского коллегу отдать эти «останки» мне на ремонт. Привез их во Львов. Мы автобус собрали, укомплектовали, покрасили. Восстановили буквально все: медицинскую аппаратуру, поддув, баллоны, кресло…

А вскоре меня перевели на другое место работы. Уходя, просил остававшихся ребят-специалистов: во что бы то ни стало сохраните автобус — это же история! Но, увы, ЛАЗ не уберегли. Вскоре приехал какой-то высокий чиновник из Москвы и забрал его. Больше о судьбе первого «космического» автобуса я ничего не слышал…

P. S. Пять лет назад представители Книги рекордов Украины вручили администрации Львовского автобусного завода два диплома: за то, что ЛАЗы перевезли самое большое количество космонавтов, и за автобус, который доставил Юрия Гагарина на стартовую площадку космического корабля.