Україна

"Отныне владельцам не придется отдавать свои машины за те деньги, на которые их "разводят" перекупщики на авторынке"

2:00 — 21 квітня 2016 eye 5876

В начале апреля Верховная Рада Украины рассмотрела два важных законопроекта, касающихся рынка подержанных автомобилей. Один из них, способствующий активизации сервиса Trade-in (обмена подержанных авто на новый с доплатой), был принят, а второй — о снижении акцизного сбора при ввозе «бэушных» автомобилей — одобрен в первом чтении и отправлен на доработку. «ФАКТЫ» разбирались, что сулят простым украинцам эти инициативы.

После принятия Закона «О внесении изменений в статью 189 Налогового кодекса Украины относительно стимулирования развития рынка бывших в употреблении товаров» эксперты авторынка ожидают активизацию продаж подержанных автомобилей через систему Trade-in.

По данным авторов законопроекта, через перекупщиков и самостоятельно автовладельцы в 2014 году продали около 300 тысяч автомобилей, вследствие чего бюджет недополучил от 500 миллионов до 1 миллиарда гривен. С принятием законопроекта ситуация должна измениться.

Суть принятых изменений глава Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко изложил на своей странице в сети Facebook: «Расскажу в доступной форме о сути принятого законопроекта 3046-д о комиссионной торговле подержанными авто. Сначала о том, как обстояли дела раньше. Автосалон либо комиссионная площадка выкупала у вас или брала на комиссию ваше старое авто, например, за $10 тыс. И при этом согласно Налоговому кодексу Украины из этой суммы необходимо было уплатить 20 процентов ($2 тыс.) НДС. Чтобы заработать, салон должен был продать ваше авто за $13 тыс. ($10 тыс. — вам, $2 тыс. — НДС бюджету и $1 тыс. — себе за предпродажную подготовку и т. д.). Это реально? Нет! Поэтому авто либо продавалось „перекупам“ на базаре, либо продавец сам его продавал в Интернете. Бюджет при этом не получал ни копейки. Как будет теперь? Автосалон берет у вас на комиссию авто за 10 тысяч долларов или выкупает его у вас. Находит покупателя за 10—11 тысяч долларов, и вы получаете всю желаемую сумму, а потом платите оговоренную комиссию автосалону (например, 500 долларов). А автосалон только со своей прибыли — маржи в 500 долларов — платит 20 процентов НДС бюджету. Вы довольны, потому что получили больше денег; покупатель доволен, потому что видит прозрачность сделки, а не „кота в мешке“ у „перекупа“ на базаре, бюджет наконец-то получает деньги, а салон — прибыль!»

При этом новый законопроект не ограничивает права автомобилистов — они получили дополнительную возможность продать или купить автомобиль через автосалон по системе Trade-in, но, как и прежде, могут продать автомобиль самостоятельно или отдать его перекупщикам. По мнению Олега Назаренко, владельцы транспорта начнут более активно пользоваться новой возможностью. «Отныне владельцам не придется отдавать автомобили за те деньги, на которые их „разводят“ перекупщик на авторынке или тот же „перекуп“, который приедет по объявлению в Интернете», — резюмировал глава ВААИД.

После того как закон подпишет глава Верховной Рады, а затем президент, документ должны опубликовать официальные СМИ, и он вступит в силу через месяц после опубликования.

Еще один важный законопроект, принятый Верховной Радой в первом чтении, — № 3251 «О внесении изменений в подраздел 5 раздела ХХ „Переходные положения“ Налогового кодекса Украины относительно стимулирования рынка подержанных транспортных средств».

Упомянутым документом предлагается временно (до 31 января 2017 года) установить ставки акцизного сбора на подержанные автомобили на том же уровне, что и на новые машины. Благодаря этому ставки снизятся от 2 до 28 раз! Наибольшее снижение ставки акцизного сбора предусмотрено для автомобилей с двигателями объемом от 1 до 1,5 литра — до 0,063 евро за 1 кубический сантиметр объема двигателя.

Напоминаем, что с нового года в Украину разрешен ввоз только тех автомобилей, двигатели которых соответствуют Евро 5 — то есть фактически выпущенные не ранее конца 2009 года. Таким образом, даже после возможного снижения акцизного сбора украинцы не смогут ввезти дешевые иномарки стоимостью две-три тысячи долларов, так как шестилетние автомобили даже за рубежом стоят дороже.

По расчетам экспертов украинского авторынка, с принятием этого закона растаможка подержанных автомобилей существенно подешевеет. Например, акцизный сбор и его составляющая в финальном НДС с автомобиля, оснащенного двигателем объемом 1,5 литра, составит всего 110—115 евро против нынешних 3160 евро! Таким образом, подержанную Skoda Octavia 2010 года выпуска с мотором 1,6 литра, которая сейчас в Украине стоит около 12 тысяч долларов, можно будет купить всего за 7,5 тысячи, 2,0-литровую Honda Accord 2010 года — за 11,5 тысячи долларов (сейчас стоит 16 тысяч), а 2,5-литровый BMW 525 2010 года — за 14 тысяч долларов (сейчас — 17 тысяч) и так далее.

Хотя есть и оборотная сторона медали. Как заявил директор по маркетингу Группы компаний «АИС» Сергей Боровик, с принятием законопроекта пострадают около пяти миллионов украинских автомобилистов, которые покупали автомобили в течении последних десяти лет. После того как снизятся акцизы на импорт подержанных автомобилей и в Украину попадут первые «бэушки», цены на внутреннем авторынке тут же упадут. И все эти миллионы автомобилей подешевеют от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов. По мнению Сергея Боровика, если прогнозируемая общая емкость авторынка в 2016 году (новые + б/у) составит где-то 100 тысяч штук и депутаты так стараются ради этих 100 тысяч человек, то остальные пять миллионов потенциальных продавцов этот закон зацепит непроизвольно.

По мнению одного из автодилеров Андрея Нестеренко, лоббирование снижения акцизов на импорт подержанных машин направлено на передел автомобильного рынка страны. Если законопроект № 3251 примут, из Украины могут уйти официальные представительства иностранных автомобильных компаний. Но потенциальная емкость рынка останется. Поэтому вместо официальных поставщиков продавать у нас автомобили будут другие фирмы, к которым и перейдет этот бизнес.

Впрочем, особо надеяться, что упомянутый законопроект таки примут, не стоит. При подготовке к рассмотрению во втором чтении в него могут вноситься правки и предложения, что в итоге приведет к существенному изменению документа. Более того, заложенная в нем норма может не позволить закону заработать — ведь предусмотрено, что акцизы снижаются временно, до 31 января 2017 года, хотя согласно действующему законодательству любые изменения в Налоговый кодекс должны вноситься не позднее, чем за полгода до начала нового налогового периода. То есть если его не примут до середины года, документ окажется недееспособным.

Некоторые эксперты авторынка вообще считают этот законопроект популистским. «Я на сто процентов уверен, что никто его не примет и что все это „развод и манипуляции“, чтобы отвлечь людей от подорожания ЖКХ, электроэнергии, лекарств и грядущего подорожания продуктов после отмены льгот по НДС для агросектора», — считает Олег Назаренко.

Фото в заголовке Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»