Події

«чудовищны дни, когда с повязкой на глазах ждешь результата. А вдруг все зря? Боль, муки, надежды… »

0:00 — 28 серпня 2009 eye 1335

«ФАКТЫ» продолжают сбор средств на операцию для теряющей зрение Алексии Юхименко, которая в нынешнем году стала лауреатом национальной премии «Гордєсть країни»

С 16-летней Алексией Юхименко ровно год назад меня познакомила николаевская журналистка Татьяна Делик. Она прочитала в интернете дневничок девочки, которая рассказала всему миру о своем несчастье. Возвращаясь вечером домой после урока английского, в темном подъезде Алексия столкнулась с грабителем. Он с такой силой ударил школьницу по голове, что несколько суток врачи не могли ответить на вопрос: будет она жить или нет?

Когда Аля пришла в себя, оказалось, что она ослепла. За год в Украине ей сделали шесть операций, но удалось лишь чуть-чуть восстановить зрение, к тому же оно с каждым днем ухудшалось. «Я хочу с вами попрощаться, — однажды написала Алексия в интернет-блоге друзьям, — потому что доживаю свои последние дни в инете. Пока еще хоть каплю вижу и могу «слепить» два-три слова, глупо не воспользоваться этим».

«Каждый даст по гривне, и одной несчастной судьбой станет меньше»

- Дневник Алексии Юхименко был настолько пронзительным, так тронул душу, — вспоминает Татьяна Делик.  — Исколотая с головы до ног уколами девочка писала, что родители набрали кредитов на операции почти во всех банках, но результат — вот он: слепота. «Почему меня не убили в том подъезде, оставили мучиться? — спрашивала девочка.  — Дома все молчат, но эта горестная тишина давит. Книги на книжной полке я еще узнаю на ощупь, мягкие игрушки, с которыми любила засыпать, тоже, но скоро забуду, абонемент в темноту у меня бессрочный».

И дальше: «Мрачное и черное засасывает, боюсь его. «Так нельзя, доця, встряхнись! Я рядом, мы будем бороться», — голос у мамы такой теплый… Ах, мамочка, думаешь, не слышу, как ты по ночам плачешь на кухне?.. Зачем мучить всех? У вас с папой еще две маленькие дочки, они-то в чем виноваты? Из-за меня не живем, а существуем. Если все лекарства из ампул, шприцов и капельниц, которыми меня спасали, слить в одну емкость, получится маленький водоемчик, туда можно запустить белых лебедей, а потом попросить их, чтобы унесли меня отсюда далеко-далеко. Завтра так и сделаю».

Попытка не удалась: «У меня ничего не получилось: руки дрожали, порезы вышли неглубокими, нож тупой, — неправильно резала, потому что не видела, где вены».

Тогда Алексия выбрала другой способ: «Три секунды полета, и все кончено… Первые две недели после предыдущей попытки за мной следили, не оставляли одну ни на миг. Но как-то хлынул такой ливень! Я выскользнула за порог, добралась до соседней высотки, вскарабкалась на 16-й этаж, и — о ужас! — дверь на чердак заперта. Как раненый зверь, царапала доски, выревелась и побрела домой. Дождь кончился, и вдруг в луже я своим ослабленным зрением разглядела радугу. И подумала, что это разноцветный мостик от горя к счастью. Кто бросил мне его под ноги? Кто запер ту дверь на чердаке? Может, там, на небе, кто-то хотел, чтобы я жила?»

И Алексия стала бороться. В интернете нашла информацию о том, что во Всероссийском центре глазной и пластической хирургии профессор Эрнст Мулдашев создал на основе стволовых клеток биоматериал аллоплант. Он вводится непосредственно в глаз, и в атрофированном зрительном нерве умершие клетки сами восстанавливаются. Как раз Алькин случай! Операция не из дешевых, стоит 20 тысяч долларов.

- Я пообещала Але, что расшибусь, но эту сумму соберем, — продолжает Татьяна Делик.  — Оклеили объявлениями о сборе средств весь Николаев. Пенсионерки в многоэтажках обходили жильцов: «Каждый даст по гривне, и одной несчастной судьбой станет меньше». В газете, где работаю, вышла большая статья о семье Юхименко.

Вскоре журналистке удалось собрать 10 тысяч долларов. «Похоже, мой ресурс исчерпан, — обратилась она тогда к коллегам из «ФАКТОВ».  — Не могли бы вы подставить плечо?» Так 29 августа прошлого года в нашей газете появилась первая публикация о николаевской девочке. Тысячи незнакомых людей слали деньги, волновались, писали и звонили в редакцию, чтобы поинтересоваться, уехала школьница на лечение в Россию или нет? Уехала. 7 сентября минувшего года Алексии в Уфе сделали две первые операции.

- Нас в Украине офтальмологи отговаривали от поездки: дескать, эксперименты следует проводить на мышах, а вы родную дочку неизвестно куда везете, — рассказывала Катерина, мама Алексии.  — Гнало отчаяние — дочь не хотела смириться с участью инвалида. Слава Богу, не ошиблись: ослепший глаз после операции стал реагировать на свет. Это был захватывающий результат!

Прямо на операционном столе на 3 минуты и 27 секунд у девочки остановилось сердце

Впрочем, восторги Алексиной мамы сошли на нет, когда хирург, прооперировавший девочку, объяснил: Але потребуется еще как минимум три такие же парные операции, стоимость каждой — все те же 20 тысяч долларов. «Ждем вас в начале 2009-го», — попрощались с Юхименко в Уфе. «Мы никуда не едем, — грустно сообщила мне в январе Алексия.  — Денег нет. Сейчас кризис, у людей своих проблем по уши».

Готовя очередную публикацию, мы, признаться, и сами в чудо верили мало. А зря! Потому что читателям «ФАКТОВ» удалось еще раз собрать деньги для Али — кризис не коснулся милосердия. Одним из первых откликнулся пожилой мужчина из Одессы. Они с женой откладывали доллары на черный день и даже родной внучке, у которой возникли трудности с возвратом кредита, отказались помочь. А незнакомой девочке из Николаева моментально отправили пять тысяч долларов.

Буквально по копеечке собирали наши читатели на вторую Алину поездку в Уфу. «Мы уже в пути, — с дороги позвонила в редакцию Катерина.  — Всем-всем огромное спасибо!»

Второй раз из России Аля прилетела окрыленная: еще две операции, и опять удачные. Она впервые вышла на улицу без мамы: «Вокруг белый туман. Поднимешь руку — кажется, перед тобой веер. Но все равно это уже не кромешная темнота. Восстановление — целых шесть процентов!» О том, что во время одной из операций она чуть не умерла, Аля расскажет только через три месяца. Прямо на операционном столе на 3 минуты и 27 секунд у девочки остановилось сердце.

«Все эти рассказы про туннель — правда, — напишет она в своем интернет-дневнике.  — Я тоже по нему шла. Двери с двух сторон, лечу, а они открываются, и за каждой — я… маленькая, потом постарше, уже в школе. И голос велит идти к свету, который где-то далеко впереди. А идти трудно, заплакала. Вдруг разряд молнии, влетаю в яркий свет, открываю глаза — надо мной врачи…

Знаете, что самое страшное? Сначала переодеваешься перед операцией, потом идешь делать метку зеленкой под глазом, который нужно сегодня резать, а потом вообще ужас — взяться за ручку двери в операционной! Хотя нет, еще чудовищней дни, когда с повязкой на глазах ждешь результата. А вдруг все зря? Боль, муки, надежды. Ведь так уже было много раз»…

Столько сердец, столько дверей открылось перед Алькиной бедой! Поэтому ни для кого не стало неожиданностью, что учредители общенациональной премии «Гордєсть країни» впервые за время ее существования ввели специальную номинацию — «Всем миром», а лауреатом ее стала наша Алексия.

Кроме денежного эквивалента этой премии, в копилку будущей очередной поездки в Уфу пять тысяч гривен положил солист группы «Друга рїка» Валерий Харчишин. Еще пять тысяч долларов пожертвовал редактор одного очень популярного украинского еженедельника. Словом, нам казалось, что проблем у Юхименко в этот раз не будет.

«Правда жизни: у кого есть деньги, тот и красавица!»

- Когда-то давно, еще до травмы, наша знакомая-фотохудожник сделала несколько снимков Али, — рассказывает Катерина.  — Они оказались настолько удачными, что сразу были куплены рекламной фирмой. Дочке пророчили будущее модели, но ее это интересовало мало, манила другая мечта — стать психологом. После больниц, операций, депрессий и отчаяния один доктор мне посоветовал: лекарства лекарствами, но нужно придумать что-то такое, что подняло бы Але настроение, отвлекло от грустных мыслей.

Я вспомнила о тех фотографиях и на последние деньги устроила дочке фотосессию. Несколько снимков она потом поставила на свою страничку в интернете, что впоследствии и привело Алю к участию в самом популярном конкурсе красоты в сети, который называется «Бриллиантовая корона».

Через месяц она уже стала его фавориткой. Поклонники, которые голосуют за приглянувшуюся девушку, платят деньги: один голос — 1 доллар. Аля принесла создателям сайта приличный барыш, собрав за год 120 тысяч голосов! Такого в истории этого конкурса еще не было. 17 мая состоялся финал, мы ехали на него, не сомневаясь, что главный приз — пять тысяч долларов — у нас уже в кармане. Это была именно та сумма, которой не хватало на очередную поездку в клинику.

Но Алексия неожиданно заняла… последнее место. «Правда жизни: у кого есть деньги, тот и красавица», — напишет она в своем дневнике.

- Лето выдалось такое тяжелое! — качает головой Алексия.  — Хотя после победы в конкурсе «Гордєсть країни» для дурных ожиданий не было ни малейших причин. Началось с того, что разошлись мои родители. Мы с мамой и сестричками вынуждены были уйти из дому, снять квартиру. Из-за этих неприятностей, а потом из-за жары глаза опухли. Месяцами лежала, накрыв лицо мокрым полотенцем, — такой компресс снимал немного боль. Мама звонила профессору Мулдашеву, он торопил с приездом: без запланированных операций полученный уже результат закрепить не удастся. Мои друзья открыли в интернете sms-копилку, но смогли собрать всего 600 российских рублей, да и те невозможно получить на руки раньше нового года.

- Алина мама обратилась в мэрию Николаева, — рассказывает Антон Любимов, друг Алексии.  — Ведь не каждый день люди в этом городе становятся гордостью страны! Там выделили 500 гривен, да и то со скрипом. Мы опять расклеили по городу две тысячи листовок, но за все лето удалось собрать всего тысячу долларов. Алька в депрессии. Как-то говорил с ней по телефону, вдруг она прошептала: «Что-то мне плохо», а в следующую секунду слышу звук падения. Я, конечно, знал про ее слабое сердце, но не думал, что это так страшно. Катерину, Алину маму, с сердечным приступом накануне тоже увезли в больницу, я растерялся: что делать?

Слава Богу, у них в Николаеве есть два ангела — таксисты одного из городских автопарков, взявшего шефство над этой семьей. В любое время суток им можно позвонить, приедут через три минуты. А вот журналистам, очевидно, Алина история уже надоела. Платите, говорят, мы напечатаем все, что угодно. Одна из местных газет и вообще удивила, сообщив своим читателям, что некий житель города корабелов Алексей Юхименко получил национальную премию за то, что помог деньгами 16-летней слепнущей девушке.

Половинка Алиного сердца поражена отчаянием: на очередную операцию не хватает четырех тысяч долларов, этих денег нет и, не исключено, уже не будет. Но ведь другая половинка еще ждет чуда. Может быть, у судьбы в очередной раз припасен маленький сюрприз для нее?

Впрочем, случались летом и приятные моменты. Аля с бабушкой и сестричками поехала в Одессу, и на набережной столкнулась лицом к лицу с туристами из Турции. Увидев Алексию, они обступили ее и стали что-то на англо-русско-турецком объяснять.

- Оказалось, — смеется Алексия, — что в Турции продаются кофейные чашки… с моим изображением! «Мы каждый день кофе пьем вместе с тобой», — похлопывали меня по плечу незнакомые люди. Не зря интернет называют всемирной паутиной!

«Сама не знаю, зачем пишу свой дневник, кому пишу? Но все в себе невозможно носить. По ночам брожу по звездам — перепрыгиваю с одной на другую, будто по камушкам на берегу. Похожу так немножко и сажусь писать стихи. Легко сказать: сажусь писать. Когда они льются потоком, бужу маму, чтобы записывала. Она сонно спрашивает: «Ты не могла бы попросить свою музу, чтобы она приходила утром?» Бедная моя мамочка! А еще у меня есть младшая сестричка, она перешла во второй класс. Рассказывает, что их учительница делает дома бутерброды и подкармливает всех своих учеников: сейчас кризис, многие родители без зарплат, дети элементарно хотят есть.

Да, нужно научиться видеть мир сердцем, даже если стопроцентное зрение. Вчера получила письмо от незнакомого человека: «Певица Диана Гурцкая тоже слепая, и ничего — весела и счастлива. Зачем ты рвешься?» Нет, совет не для меня. Попытаться что-то сделать — все равно лучше, чем бессильно опустить руки. Но в этот раз, похоже, ситуацию изменить не удастся. Денег нет, надеяться не на что. Может быть, так Боженька захотел?»

Поздний звонок от Али, грустный-грустный голос: «Скажите мне что-нибудь хорошее… »

Написать отзыв о статье