В Чистый четверг наши предки наводили порядок в доме, пекли куличи и приносили из церкви зажженную свечу, в пятницу соблюдали строгий пост и готовили творожные блюда, а в субботу красили яйца и запекали мясо
Страстная неделя подходит к завершению. Через три дня, 1 мая, мы будем отмечать величайший праздник — Светлое Воскресение Христово. Поскольку к Пасхе полагалось готовиться основательно, то последние семь дней перед праздником наши предки проводили в хлопотах по хозяйству: белили хаты и деревья в саду, убирали в доме, перестирывали белье, купали и стригли детей, готовили традиционные блюда, красили яйца и пекли паски. Наверное, поэтому Страстную неделю часто называли Белой и Чистой.
Каждый день недели перед Пасхой связан с последними днями земной жизни Иисуса Христа. Поста в это время придерживаются так же строго, как и в течение первой седмицы. Сегодня, в Великий четверг (Чистый, Живный), христиане вспоминают Тайную вечерю Сына Божьего с апостолами, а также предательство Иудой Спасителя.
Традиционно к четвергу люди старались всюду навести порядок. Еще до восхода солнца сжигали прошлогодние листья в саду, убирали в доме, купали детей. Наши предки особенно верили в магию четверговой воды, ведь она должна была избавить от болезней, сглаза и дурных мыслей.
Всей семьей ходили в церковь, чтобы отстоять утреннюю службу, на которой вспоминается Тайная вечеря. Отправлялись в храм и на особую вечернюю, когда читаются 12 отрывков из Евангелия, описывающие страдания Спасителя. Согласно традиции, слушая слова Нового Завета, люди зажигали свечу и становились на колени. По прочтении каждого отрывка делали отметку на свечке. После службы ее не гасили, а старались донести огонек домой, чтобы копотью нарисовать крест на воротах, над дверями дома и хлева. От страстной свечи также зажигали лампадку, которая должна была гореть всю Светлую неделю. Сберегали свечку до следующего Чистого четверга.
А еще в Живный четверг обжигали соль для пасхального застолья. Ее заворачивали в холстинку и клали в печь, а когда тряпочка полностью сгорала, соль доставали и припрятывали до Светлого праздника, чтобы освятить в церкви. Четверговую соль также добавляли в корм коровам и овцам, чтобы ведьма скот не сглазила.
С этого же дня хозяйки начинали печь паски (пасхи, бабы, куличи). Надев чистую сорочку и перекрестившись со словами: «Господи, благослови! Бог святий з нами», приступали к таинству. В старину пекли много куличей, чтобы угостить кумовьев, принести в церковь, раздать нуждающимся, взять с собой на панихиду и на кладбище…
Печь паски нужно с молитвой на устах и в тишине. От шума и суеты тесто может сесть, в выпечке образуются полости, а это считалось недоброй приметой. Разложив тесто по формам, хозяйка ставила куличи подходить на пол, но не на доски или землю, а на подушку, застеленную чистой простыней. Если в доме были девчата на выданье, то перед тем, как помещать паски в печку, мать трижды крестила ее лопатой и приговаривала: «Паски в пiч, а ви, дiвчата, не сидiть, а замiж iдiть». Вместе с бабами выпекали калачи, булки, пироги с мясом, печенкой и сыром, а также особую просфору с отпечатком крестика, который хозяйка носит на шее. Готовые бабы ставили в корзинки и накрывали рушниками. Их оставалось только освятить в церкви. Самую большую паску хранили до поминальных выходных.
Кулич праздничный
Для приготовления потребуется: 1 кг муки, 2 стакана молока, 10 желтков, 100 г дрожжей, 200 г сливочного масла, 200 г сахара, 100 г изюма, 0,5 ч. ложки соли, цедра половины лимона.
Дрожжи развести теплым молоком, добавить 1 столовую ложку сахара и 3 столовые ложки муки. Поставить в теплое место. Когда на поверхности появится пена, смесь влить в посуду с мукой, добавить растертые с сахаром желтки, цедру, посолить и замесить тесто. Месить до появления пузырей, затем влить растопленный жир и снова месить. Положить промытый изюм, еще раз перемешать, накрыть и поставить подниматься. Когда объем теста увеличится вдвое, часть его выложить в форму, дно которой выстлано промасленной бумагой для выпечки. Тесто должно заполнить форму на треть. Снова поставить подходить. Как только форма заполнится, смазать тесто яйцом и печь в горячей духовке (190—200 0С) 45 минут.
Страстная пятница — день наиболее строгого поста. Около трех часов дня в церквах выносят и кладут посередине храма плащаницу — полотно с изображением тела Иисуса Христа. Во многих регионах Украины плащаницу трижды обносят вокруг церкви. До этого момента постящиеся не едят, а в старину некоторые благочестивые люди отказывались от пищи и воды до заката солнца. Видимо, чтобы верующие всецело посвятили себя молитве, в Страшну п`ятницю не полагалось шить, прясть, колоть дрова и выполнять другую тяжелую работу.
Вернувшись из церкви, хозяйки могли заниматься только куличами. Те, кто не успел испечь их в четверг, делали это в пятницу. А еще в этот день ставили под пресс творожную паску. Брали лучший творог, сливки, масло, сахар, изюм, цукаты и, смешав все, помещали массу в специальную деревянную форму в виде пирамиды с усеченным верхом.
Великая суббота посвящалась приготовлению мясных блюд и окрашиванию яиц. Считалось, что субботние крашенки дольше сберегаются. Существует немало легенд, объясняющих происхождение обычая красить яйца на Пасху. Одна из них такая. Человек, который помог Спасителю нести крест на Голгофу, оставил свою корзинку с яйцами у дороги. А когда вернулся, увидел, что они превратились в крашенки.
Кстати, по старинной традиции окрашенные яйца выкладывали на пророслину — проросшую зелень овса или пшеницы, а иногда — на листья салата.
Пропустить пасхальную службу считалось большим грехом — дома оставались только немощные старики и больные люди. Говорили: «Хто засне святкової ночi, той проспить своє щастя». К церкви шли с большими корзинами или же ехали на телегах, заполненных снедью.
Мясной рулет по-черкасски
Для приготовления потребуется: 800 г свинины, 25 г шпика, 1 яйцо, чеснок, соль, перец.
Подготовленную свинину нарезать, пропустить через мясорубку, добавить немного молока или воды, очищенный измельченный чеснок, соль, перец, хорошо перемешать. Выложить массу на мокрую полотняную салфетку, разровнять, разложить мелко порезанное сало-шпик, соединить края салфетки, придавая мясу форму рулета. Переложить его на смазанный маслом противень, помазать взбитым с водой яйцом и запечь. Перед подачей на стол полить растопленным сливочным маслом.
Правда, встречались и такие люди, которые утверждали, что Пасха не имеет никакого отношения к Воскресению Христа. Мол, это просто самый длинный день в году (Великдень) и этим нужно воспользоваться, чтобы успеть переделать всю накопившуюся работу. В доказательство своей правоты они отправлялись не в церковь, а… в поле пахать. Между тем в народе говорили, что таких грешников ждет страшная участь: пропадут вместе с волами, будто сквозь землю провалятся.
По народным поверьям, в пасхальную ночь Бог показывает людям, где спрятаны клады. Только вот увидеть сокровища могут лишь чистые сердцем малые дети. Однако много и вполне зрелых смельчаков в эту ночь пытались отыскать клад: парубки бегали за село и смотрели, не сверкают ли там огнями драгоценности.
С пасхальной службой у наших предков тоже были связаны особые верования. Так, считалось, что именно в эту ночь умершие родственники воскресают. Согласно легенде, когда под звон колоколов совершается крестный ход вокруг храма (его двери в это время запирают), мертвые собираются в церкви. Но как только запоют «Христос воскрес!» и двери откроют, умершие выходят на улицу. После службы они невидимо следуют за родственниками и остаются с ними аж до Поминального понедельника.
Услышав первое «Христос воскрес!», парни на площади возле церкви стреляли из ружей и самодельных «пушек». Считалось, что таким образом они убивают чертей.
С окончанием пасхальной всенощной люди начинали христосоваться. Согласно обычаю при этом дарили друг другу писанки и крашенки.
Вернувшись из церкви утром Светлого воскресенья, семья садилась разговляться. Хозяин брал в руки тарелку с освященной паской и яйцами и трижды обходил стол. Затем, повернувшись к иконам, разрезал на тарелке несколько крашенок и кулич и раздавал всем по кусочку со словами: «Дай, Боже, ще й на той рiк дочекатися свята Воскреcіння Христового в щастi i здоров'ї». К слову, пасхальный стол отличался особой пышностью: зажиточные люди подавали 48 разных блюд — по числу дней прошедшего поста. Были на столе и спиртные напитки, однако все знали меру, ведь «перебрать» в Пасху считалось большим грехом. «П'яницю Бог покарає!» — говорили старики.
После трапезы взрослые и дети спешили на улицу, где их ожидали пасхальные забавы: игры, песни и танцы. Во что играли? Например, в «битки» («цокання», «товкання»): нужно было стукаться носиками яиц. Чье разбилось, тот проиграл и отдает свою крашенку победителю. Кстати, некоторые хитрецы для достижения успеха подменивали настоящую писанку деревянной. Была еще одна забава — «хованка». Крашенку прятали в одежде. Кто сразу угадывал, где она, забирал трофей себе. Ну, а если показывал на пустой карман, отдавал свое яйцо. Также детишки играли в «битки», соревнуясь, чей отец сильнее. А старые люди говорили: чье яйцо разобьется первым, тот раньше умрет. Кстати, человека, умершего на Пасху, считали очень счастливым, ведь именно в этот день ворота рая открыты, поэтому душа сразу попадает туда.
На Пасху дети ходили поздравлять крестных родителей. Малыши трижды говорили «Христос Воскрес!» — и за это получали крашенку. Тому, кто рассказывал еще и стихи о празднике, давали сладости и мелкие деньги. В Светлое воскресенье принято было навещать раненых воинов, больных, немощных, заключенных, а также щедро одаривать нуждающихся.
Всю неделю после Пасхи называют Светлой. В Поливальный понедельник молодежь выходила на улицу с ведрами и обливала друг друга водой. Позже появился обычай обрызгивать девушек духами. Девчата могли откупиться от обливания определенным количеством писанок. Кстати, девчатам разрешалось обливать парней во вторник, и те не должны были обижаться.
А люди семейные во вторник и среду ходили поздравлять священника и матушку. В подарок несли крашенки, калачи и рушники.
В этом году на пятницу Светлой недели (6 мая) выпадает день памяти великомученика Георгия Победоносца. Согласно верованиям, на Юрия весна полностью вступает в свои права, теперь она настоящая хозяйка на земле. С этого дня соловей начинает петь, кукушка — куковать. Святой Юрий открывает небо и землю, выпускает на волю все растения и росу, которая в праздник имеет целительные свойства: слепому зрение возвращает, девушке дарит красоту.
Следующая неделя после пасхальной в народе называется Гробки, Могилки, Проводы. Полагается помянуть умерших, привести в порядок могилы. Причем в старину люди, придя на кладбище, обращали внимание на могилы не только своих родственников. Парни и девушки обходили погост и смотрели, чтобы нигде не осталось заброшенных и неухоженных могил, чтобы ни о ком не забыли.
В Поминальное воскресенье на кладбище шли всей семьей. С собой несли яйца, паски. После панихиды люди обедали, щедро одаривали нищих. В некоторых областях был обычай повязывать на кресты рушники.
С культом предков связывают и «рахманскую» Пасху, которая когда-то отмечалась в первые среду и четверг после Пасхи. По народным поверьям, рахмане — народ, который живет в подземном царстве, поэтому не знает счет времени. Чтобы сообщить им о приходе Светлого Воскресения, бросали в речку скорлупу пасхальных яиц.