Планируя популярные сейчас совместные поездки с незнакомыми людьми на автомобиле, важно учесть все риски и соблюсти ряд правил безопасности
В последнее время совместные поездки незнакомых людей на автомобиле с целью удешевления расходов на дорогу становятся все популярнее не только за рубежом, но и у нас в стране. Сегодня в Украине насчитывается около десятка интернет-ресурсов, позволяющих водителю и попутчикам организовать коллективное путешествие. С началом теплого времени года и летних отпусков активность подобных поездок заметно оживляется. Впрочем, после резонансного исчезновения Тараса Познякова, который с помощью популярного сервиса BlaBlaCar нашел себе попутчиков для поездки из Львова в Киев и, не доехав тридцать километров к конечному пункту, бесследно исчез, желание разделить затраты на дорогу у многих поубавилось. «ФАКТЫ» выясняли, какие выгоды приносят общие поездки и как можно обезопасить себя от возможных неприятностей.
Карпулинг (с англ. сar — машина и pool — объединение), совместное использование транспортного средства его водителем и незнакомыми пассажирами для удешевления стоимости поездки, существует уже несколько десятилетий. Принято считать, что сначала он появился в Западной Европе. Например, в Германии задолго до Интернета существовали особые места, где можно было по телефонам или лично получить информацию, дать объявление о планируемой поездке и количестве свободных посадочных мест в автомобиле. Первый интернет-сайт для организации общих поездок был создан в начале 2000-х годов тремя студентами, испытывавшими трудности с поиском дешевых поездок: железнодорожные билеты были для них дорогими, автомобилей они не имели. Вот так более 10 лет назад появилась международная платформа carpooling.com. Вскоре она стала интернет-холдингом: появились такие же порталы отдельно для Великобритании, Испании, Франции, Италии, Греции, Германии и других стран.
Важное преимущество карпулинга перед автостопом — возможность заранее спланировать свою поездку, выбрав для этого наиболее подходящее время, маршрут следования, машину, водителя и попутчика. Тогда как голосование на трассе непредсказуемо — может длиться не один час, при этом ни у водителя, ни у пассажира нет никакой информации друг о друге, а дорога в конечную точку путешествия для попутчика может состоять из нескольких этапов (если водитель едет по своему маршруту).
О растущей популярности совместных поездок в Украине свидетельствует тот факт, что у нас появляется все больше сайтов, где можно найти попутчика. На сегодня их насчитывается около десятка — например, BlaBlaCar.com.ua, avtostop.ua, poputka.ua, podvezu.com.ua, givemealift.net, а также соответствующие разделы на досках объявлений olx.ua, ukrgo. com и другие.
Принцип совместного планирования поездок в целом достаточно прост и похож на большинство тематических интернет-ресурсов. Для начала нужно зайти на сайт и зарегистрироваться, указав, кто вы — водитель или пассажир. Далее, например, пассажир задает в поиске интересующий его маршрут (начальную точку, А и конечную Б), после чего ему предоставляется информация о всех имеющихся предложениях водителей, также собирающихся ехать по этому пути. Есть также возможность конкретизировать время путешествия по дате. В свою очередь водители, собирающиеся сэкономить на поездке, выкладывают на сайт информацию о планируемом маршруте, сроках отъезда и приезда, а также стоимости одного места для пассажира. После поездки участникам рекомендуется оставить отзыв о попутчике на сайте — для создания реноме и статуса пользователей услуги.
Одно из достоинств карпулинга — возможность выбора наиболее подходящего попутчика (на многих сайтах существуют рейтинги водителей и пассажиров). Они формируются на основании количества совершенных поездок, взаимных отзывов, времени сотрудничеств с сайтом
Главный недостаток таких поездок — сильная зависимость от человеческого фактора. Кому-то понравилось, а другим — нет. Например, скорость движения была слишком высокой, и попутчику было страшно ехать, машина в пути неожиданно поломалась, ее салон был заполнен под завязку, и выдержать дальнюю дорогу было сложно. Ну и никто, конечно, не застрахован от опасности, как случилось с львовянином Тарасом Позняковым. Напомним: он нашел себе попутчика через популярный сервис BlaBlaCar и, выехав из Львова утром 4 апреля, не доехал тридцать километров до Киева и пропал. Его след оборвался в поселке Бобрица. В ходе тщательных розыскных мероприятий спустя неделю полиции удалось найти машину парня. Audi A6 обнаружили в одном из боксов гаражно-строительного кооператива в селе Новоселки Киево-Святошинского района. По неофициальной информации, в автомобиле найдены следы от пуль и есть подозрения, что в ней произошло убийство. При этом самого Тараса Познякова до сих пор найти не удалось. После этого резонансного случая у многих попутчиков поубавилось желание делить затраты на дорогу. Как же можно обезопасить себя от возможных неприятностей при пользовании услугами карпулинга?
За советами «ФАКТЫ» обратились к людям, которые уже давно практикуют подобные вояжи. В частности, Сергея, владельца легковушки Mitsubishi Lancer, мы расспросили, что следует учесть владельцам автомобилей, собирающимся сэкономить на топливе, взяв к себе в машину незнакомых попутчиков. Он рассказал о правилах безопасной поездки для водителя:
— Часто водители карпулинга жалуются на дисциплину пассажиров, которые нередко опаздывают, — говорит Сергей. — Поэтому при описании маршрута поездки необходимо указывать, сколько времени вы можете подождать (например, 10—15 минут) либо вообще не допускаете опозданий.
Во избежание конфликтов по дороге желательно подробно описать маршрут поездки с указанием промежуточных городов, мест остановок и конечного пункта. При этом необходимо сообщить, что какой-то населенный пункт вы проезжаете по окружной дороге и не сможете сделать крюк, например, до вокзала. Очень важно огласить минимальное время, за которое вы собираетесь преодолеть путь, чтобы попутчик не уговаривал вас разгоняться быстрее положенного. Также заранее нужно указать свои предпочтения — запрет на перевозку в салоне животных, курение, еду в машине, музыкальные вкусы и так далее.
Важно также учитывать, что пассажиры всегда берут с собой багаж, поэтому в описании поездки обязательно нужно указать, сколько реально поместится в багажник (например, по одному чемодану на человека). Еще один важный нюанс: обговорите с попутчиками требования к содержанию багажа (одно дело — вещи, другое — маркий или горючий груз).
Если к вам в машину подсаживаются два-три попутчика, лучше всего назначить единое место сбора в определенное время. Так как чем больше попутчиков из разных точек города, тем выше шансы, что кто-то может опоздать и в результате выбьет из графика всех остальных.
В целях безопасности в дальнюю дорогу лучше брать несколько не знакомых друг с другом попутчиков, тогда как один мужчина, а тем более общая компания таковых может оказаться опасной.
Планируя поездку, нужно обязательно сообщить своим родным и близким максимум информации о своих попутчиках — их паспортные данные, контактные телефоны, фотографии, а также договориться о времени выхода на связь в каждом из промежуточных пунктов. Если есть возможность, почитайте на сайте отзывы о попутчиках. Стоит отказаться от совместной поездки с человеком, который при регистрации на сайте указал неправдивую информацию (например, повесил чужое фото) или если при встрече выяснится, что озвученные им ранее паспортные данные не совпадают с предоставленными при встрече).
В свою очередь сформировался ряд требований и у попутчиков, которые часто пользуются услугами карпулинга. Киевлянка Ольга рассказала нам о правилах безопасной поездки для пассажира:
— Водителя нужно подбирать внимательно. Обязательно учтите его статус на интернет-сайте (начальный уровень или, наоборот, экспертный), как долго он предоставляет услуги по перевозке, оцените его рейтинг и почитайте публичные отзывы от других попутчиков. Перед поездкой обязательно свяжитесь с водителем по телефону и пообщайтесь с ним, постараясь выяснить как можно больше информации о нем (имя, сферу деятельности, паспортные данные, место жительства
Важно обратить внимание и на машину. Расспросите у водителя о ее техническом состоянии. Хорошо, когда машина относительно «свежая» — старый автомобиль в дальней дороге может поломаться. Обязательно следует оговорить с водителем, что будет в случае непредвиденной поломки, чтобы потом не было обид, что пассажир отказывается скидываться на ремонт (даже если это пробитое колесо).
Собираясь в дальнюю поездку в качестве попутчика, нужно оставить близким людям максимум информации о водителе (сообщив интернет-сервис, где вы зарегистрировались, контакты водителя, паспортные данные), машине (указав марку и модель автомобиля, его госномер), а также сообщить о времени и маршруте поездки, а также времени выхода на телефонную связь. Это позволит в случае форс-мажора максимально сузить круг поиска.
Не назначайте встречу в безлюдных местах. При личном знакомстве сверьте реальную информацию с той, которую водитель предоставил вам во время телефонного общения. При несовпадении данных от совместной поездки лучше отказаться.
Обязательно нужно уточнить у водителя, сколько людей будет ехать. Если, например, полный экипаж, а автомобиль легковой, то важно знать, что втроем проехать дальнюю дорогу на заднем сиденье будет сложно и утомительно. Поэтому, если салон собираются «забить» под завязку, лучше найти другую попутку.
Пассажирам желательно выбирать для поездки автомобиль, в котором будет ехать как минимум еще один попутчик — дорога наедине с водителем также может стать опасной.
Словом, совместное использование машины для дальней поездки действительно выгодно для всех участников этого процесса. Водителям автомобилей они позволяют сэкономить на топливе, а пассажирам предоставляют более комфортную, доступную и быструю поездку, чем на автобусе, поезде или такси (см. таблицу). Как зарубежные, так и украинские сервисы карпулинга делают акцент на том, что помогают лишь экономить деньги водителю и пассажирам, но никоим образом не зарабатывать владельцам транспорта на перевозках людей.
Вместе с тем есть и оборотная сторона медали таких поездок. Путешествия с чужими людьми не всегда безопасны. Но хуже всего то, что интернет-ресурсы не несут никакой ответственности за возможные негативные последствия совместного путешествия. Другое дело — официальные перевозчики (железнодорожный транспорт или рейсовые междугородные автобусы), к которым на вполне законных основаниях можно предъявить претензии.