Політика

Арсений яценюк: «каждый миллион тонн украинского угля уносит жизни пятерых горняков»

0:00 — 29 серпня 2009 eye 306

30 августа в Украине отмечают День шахтера

Уже более полувека в последнее воскресенье августа работники угледобывающей промышленности отмечают профессиональный праздник. День шахтера был официально утвержден 10 сентября 1947 года, а впервые его отпраздновали 29 августа 1948 года. Нынешний год горняки Донбасса считают юбилейным: 20 лет назад донецкие шахтеры устроили забастовку, впервые в истории СССР предъявив политические требования руководству страны. Правда, в этом году профессиональный праздник горняков омрачен трагедией: 23 августа на макеевской шахте случилась авария, унесшая жизни восьмерых шахтеров.

Лидер «Фронта перемен» Арсений Яценюк считает, что государство всячески должно стимулировать инвестиции в реальный сектор, в том числе — отечественную угольную промышленность. Более того, политик убежден, что Украина, с ее миллиардными запасами черного золота, обречена быть угледобывающей страной Европы.

«Угольные бароны высасывают деньги из бюджета и людей»

- Арсений Петрович, нынешний День шахтера в Украине невеселый: в Макеевке погибли люди. Вам не кажется, что за годы независимости Украины наши горняки не столько приобрели, сколько потеряли?

- К сожалению, это очевидно. Официальные цифры свидетельствуют о том, что каждый миллион тонн добытого у нас угля уносит жизни более двух шахтеров, а неофициально, с учетом теневой добычи, эта статистика еще более катастрофична: речь идет о гибели четырех-пяти горнорабочих. К примеру, в США при добыче пяти миллионов тонн угля гибнет один шахтер. В 1989 году, забастовав, горняки потребовали обеспечить безопасность шахтерского труда на уровне мировых стандартов. Но даже тогда у нас этот страшный показатель был втрое ниже, чем сейчас! Аварии с групповым смертельным исходом случались, но крайне редко. Сегодня же, к сожалению, к ним привыкли. Как по мне, то, прежде чем открывать в столице военный парад в честь восемнадцатилетия независимости государства, Президенту стоило бы вспомнить о макеевской трагедии.

- Украинское руководство постоянно говорит о необходимости преобразований в угледобывающей отрасли…

- Реструктуризация угледобывающей отрасли в Украине свелась к «кавалерийской» ликвидации чуть ли не половины угольных шахт и оставила после себя лишь клубок запутанных социально-экономических и экологических проблем. Когда Маргарет Тэтчер в бытность премьер-министром Англии закрывала шахты, горнякам обеспечили новые рабочие места! У нас этого и в помине не было. Зато украинская реструктуризация позволила обогатиться чиновникам и директорам шахт. Типичная ликвидация шахты в Украине выглядит так: сначала выделяются деньги на реконструкцию неперспективной шахты, потом осваиваются деньги, выделенные уже непосредственно на ликвидацию. А еще можно было неплохо заработать на продаже металлолома и оборудования. Таким образом, при ликвидации шахты государство обманывают трижды. Как правило, в результате реструктуризации более перспективные предприятия отрасли были приватизированы, а те, которые требовали серьезных капитальных вложений, остались на балансе государства. В итоге государство взяло на себя затраты по поддержанию отрасли, а прибыль ушла в частные руки.

Угольные бароны высасывают деньги из бюджета и людей. Вот и вся арифметика. Только среди слагаемых нет шахтеров. Их жизни ничего не стоят. Зато, как только начинаешь делать что-нибудь для изменения ситуации, сразу находятся двадцать-тридцать профсоюзных лидеров, «выдающихся» шахтеров, которые моментально перестанут платить горнякам зарплату и поднимут их на бунт против власти.

«Стимулов для повышения качества и снижения себестоимости угля у нас нет»

- Тем не менее многие шахты действительно неэффективны, а себестоимость украинского угля достаточно высокая.

- Закрыть шахту, а тем более продлить срок ее эксплуатации, порой дороже, чем построить новую. Что же касается себестоимости угля, то в ее снижении никто не заинтересован. Иногда доходит до абсурда: шахта теоретически работает, а фактически — нет. Уголь из шахты не добывается, а… легализируется — тот, который добыт из копанок. Его выкупают за копейки, а продают по реальной цене. При этом разницу между ценой и себестоимостью покрывают государственные дотации. Есть вопросы и к качеству отечественной продукции. Но стимула повышать качество угля тоже нет! Ведь чем это качество ниже, тем больше угля нужно закупить для электростанций и теплоэнергетики…

Да, добыча донецких углей требует дотаций. Но эти суммы соизмеримы с затратами на экологию. Сегодня десятки миллионов гривен уходят — если не разворовываются — на защиту городов и поселков от подтопления водами остановленных шахт. Не меньше — на проветривание от метана горных выработок. А не будешь проветривать — город, в котором находится закрытая шахта, может взлететь на воздух. Выходит, что деньги все равно расходуются огромные, а энергоносители мы не получаем! Где же логика?

- Буквально на днях вы ратовали за атомную энергетику. Нет ли тут противоречия?

- Плох тот политик, который не ориентируется в мировых тенденциях развития и не ищет выгоды для своей страны в сложившихся условиях. Относительная дешевизна электричества атомных электростанций — базис для реальной реструктуризации всего энергокомплекса страны. Поэтому я и выступаю за развитие атомной энергетики. Но я также убежден в том, что Украина, с ее миллиардными запасами черного золота, обречена быть угледобывающей страной Европы.

- Но угольная отрасль Украины давно отнесена к разряду депрессивных, а денег на ее восстановление в стране, увы, недостаточно…

- Особенно когда их неэффективно используют или растаскивают по карманам правительственные чиновники. Например, госпредприятие «Донуглереструктуризация» ежегодно тратит на закрытие шахт до 400 миллионов гривен. Как минимум третья часть этих средств должна идти на создание новых рабочих мест для шахтеров. Деньги выделяются вот уже почти 15 лет подряд. Где новые предприятия в Макеевке, Горловке, Шахтерске, Енакиево? Других шахтерских городах и поселках? Да за эти средства не то что десяток заводов в Донбассе, три современные шахты можно было построить!