Події

«переполненный газовый баллон в багажнике рванул так, что в автомобиле выбило заднюю дверцу и все стекла»

0:00 — 29 серпня 2009 eye 7968

Газобаллонное оборудование при нынешних ценах позволяет вдвое сэкономить на топливе. Но если за установку берутся халтурщики, есть шанс угробить не только двигатель, но и всю машину

За пару недель бензин прибавил в цене почти гривню — теперь автомобилистам, использующим машину каждый день, приходится тратить на бензин в среднем полторы тысячи гривен в месяц! Наиболее радикальный и популярный способ снижения расходов на топливо — перевод автомобиля на газ. В самом деле, если литр 95-го бензина стоит 7,5-7,7 гривни, то пропан-бутана — 3-3,7 гривни. Правда, на ГБО (газобаллонное оборудование) сначала придется раскошелиться. С учетом работ по установке оно обходится для средней современной иномарки в 5-8 тысяч гривен, для старой машины или автомобиля устаревшей конструкции — в 2,5-3,5 тысячи. Впрочем, вложенные деньги окупятся через 10-20 тысяч километров пробега, то есть примерно в течение года. Дальше — сплошная экономия.

Тем не менее многие автолюбители относятся к газу с недоверием. Не всем, например, нравится, что в багажнике находится баллон. Но пережить это можно. Как, впрочем, и снижение мощности мотора на 3-5 процентов. А вот если приёмистость двигателя действительно серьезно падает, в салоне периодически возникает неприятный запах, расход топлива вырастает в полтора раза вместо обещанных 15-20 процентов и, наконец, мотор после эксплуатации на газе требует дорогостоящего капремонта — это уже серьезно. Впрочем, немало автомобилистов, поставивших ГБО, без проблем наездили на своих машинах по 50-100 тысяч километров и совершенно счастливы.

Почему же отзывы о «газе в автомобиле» настолько разнятся? С этим вопросом «ФАКТЫ» обратились к Роману Матвееву, главному инженеру одного из столичных автоцентров, специализирующихся на установке газобаллонного оборудования.

«Комплект из самых плохих турецких деталей обойдется на тысячу гривен дешевле. Но потом вам придется выложить в два раза больше»

- Роман, рассказы о проблемах с «газифицированными» авто — это злые сплетни?

- Проблемы с машинами, на которых установлено ГБО, есть, и их немало. Мы сталкиваемся с этим каждый день. Основная причина — непрофессионализм и безалаберность установщиков. Хотя есть претензии и к самому оборудованию. Скажем, я бы не рекомендовал использовать продукцию турецких производителей, за исключением баллонов. Конечно, попадаются и партии нормального турецкого товара, но стабильного качества не бывает почти никогда. Скажем, появились вполне приличные редукторы (важный узел ГБО, который переводит жидкий газ из баллона в газообразное состояние.  — Авт. ), а через два месяца пошли такие, что не держат давление, травят газ…

- Какое же оборудование ставить?

- Если говорить о наиболее популярном сейчас ГБО четвертого поколения, так называемом газовом инжекторе, то для ВАЗов, «Ланосов» и китайских автомобилей, которые не особенно требовательны к регулировке подачи топлива, достаточно разумный вариант — это литовская электроника плюс итальянская механика (комплект обойдется в 5-5,5 тысячи гривен.  — Авт. ). Для более серьезных иномарок можно порекомендовать итальянское оборудование (6-6,5 тысячи гривен.  — Авт. ). Но самое долговечное и надежное — голландское (15-16 тысяч гривен.  — Авт. ). Конечно, иногда на современную западную иномарку ставят самое дешевое оборудование, но тогда нет гарантии, что при всех режимах движения мотор будет работать корректно. Подбирая ГБО, следует учитывать немало нюансов: скажем, для ВАЗов или «китайцев» вполне подойдут дешевые низкоскоростные форсунки (форсунка подает в цилиндры двигателя топливную смесь.  — Авт. ), а вот для «Мицубиси Лансер» требуются более дорогие скоростные форсунки, иначе двигатель со временем может выйти из строя. Все нюансы знает только специалист. Но, бывает, автолюбители в погоне за экономией сами покупают на автобазарах оборудование. Да, выбрав самые дешевые турецкие детали, можно сэкономить тысячу гривен. Но потом это вылезет боком. Закончится все тем, что придется приехать на профессиональный сервис. Там что-то поменяют, что-то переделают, причем возьмут за такую работу, как за монтаж всего оборудования «с нуля», то есть 2-3 тысячи гривен.

- Вы говорили о безграмотности многих установщиков…

- Часто установщики идут на нарушения по просьбе владельца машины. Скажем, баллон можно заполнять лишь на 80 процентов, залить больше не позволит установленный на нем мультиклапан, ведь газу нужно пространство, чтобы расширяться при нагревании. В баллоне объемом 40 литров уместится максимум 32 литра газа. Закачаете больше — давление может резко вырасти. В этом случае сработает аварийный клапан и сбросит излишек газа «за борт» по специальной системе вентиляции. Но проблема в том, что наши кулибины делают так, чтобы в баллон входило больше газа, чем это допустимо, да еще ставят самое дешевое оборудование, не имеющее предохранительного клапана. Про систему вентиляции я вообще молчу! В итоге все может закончиться трагедией. Например, вы заправили машину вечером, когда прохладно, а на следующий день она постояла на жаре — баллон может разорвать. К нам не так давно приезжал «Фольксваген Пассат» универсал, в котором от разрыва баллона, лопнувшего именно по этой причине, выбило заднюю «багажную» дверь и все стекла. К счастью, в тот в момент никого в машине не было.

«ГБО не ставят на современные автомобили с прямым впрыском топлива»

- Немецкий журнал Autobild опубликовал список автомобилей, на которые устанавливать ГБО нежелательно, поскольку это может привести к серьезным проблемам. В список попало много японских машин, из европейских марок — Volkswagen, Skoda…

- В большинстве японских автомобилей необходимо периодически проводить определенную регулировку мотора (регулировка тепловых зазоров клапанов двигателя.  — Авт. ). Особенность езды на газе в том, что эту процедуру нужно делать в два раза чаще. Но многие владельцы об этом просто не задумываются, отчего и возникают проблемы. А вот у большинства европейских моделей такая регулировка происходит автоматически. Что касается автомобилей концерна Volkswagen (Skoda, Seat), то на его последние модели с двигателями FSI, имеющими прямой впрыск топлива, ГБО не ставят. Впрочем, некоторые фирмы выпускают для таких машин комплекты оборудования, но, как показывает практика, нормально оно не работает…

- На проблемы жалуются и владельцы европейских машин, перешедших на газ…

- Мы уже говорили: причина — некачественное оборудование и неправильная установка. Любой специалист подтвердит, что в целом работа на газу меньше изнашивает двигатель. Газ не содержит вредных примесей, например, свинец и серу, которые разрушают многие важные узлы автомобиля. Двигатель работает ровно, в нем не образуется нагара. Наконец, газ не так быстро загрязняет масло, менять которое можно реже. Да, согласен, у бензина и газа несколько разные свойства. Газ сгорает медленнее, что со временем может привести к некоторым проблемам в двигателе. Поэтому автовладельцам, которые хотят подстраховаться, мы предлагаем установить на машину прибор, корректирующий работу двигателя с учетом этой особенности газа (вариатор зажигания.  — Авт. ). С установкой он обойдется вам в 1200 гривен.

- Сколько придется потратить на обслуживание ГБО?

- Замену фильтров и диагностику оборудования мы проводим через каждые 15 тысяч километров. Стоит это 250 гривен. К слову, газобаллонное оборудование необходимо зарегистрировать в ГАИ, получив новый техпаспорт с соответствующей отметкой. Раньше на это смотрели сквозь пальцы, сейчас относятся более строго…

- А может, имеет смысл сразу перевести машину на природный газ метан?

- Оборудование для метана и дороже, и сложнее, и тяжелее. Метановых заправок в Киеве всего четыре. А по цене пропан-бутан и метан почти сравнялись. Поэтому для столичных автолюбителей переход на природный газ сейчас не столь актуален. Хотя в некоторых регионах метан пользуется популярностью.