16 мая 1931 г. Папа римский Пий XI заявил о несовместимости социализма с католицизмом.
17 мая 1846 г. Бельгийский мастер Адольф Сакс запатентовал музыкальный инструмент саксофон.
17 мая 1861 г. Туристическое бюро Томаса Кука отправило в поездку первую в мире туристическую группу (из Лондона в Париж).
17 мая 1916 г. В Англии впервые в мире был совершен переход на летнее время.
17 мая 1951 г. Львовский автомобильный завод выпустил первый электромобиль. Но из-за несовершенства конструкции их выпуск вскоре прекратили.
18 мая 1876 г. Александр ІІ подписал 2-й Эмский акт, запрещающий издание книг, театральные постановки на украинском языке.
20 мая 1506 г. В нищете и опале умер первооткрыватель Америки Христофор Колумб.
20 мая 1961 г. В Украине установлена Национальная премия имени Тараса Шевченко.
21 мая 1921 г. В Украине создана правительственная комиссия по ликвидации неграмотности.
22 мая 1861 г. На Чернечей горе в Каневе был перезахоронен прах Тараса Шевченко, перевезенный из Санкт-Петербурга.
В 1895 году между Италией и Швейцарией было подписано соглашение о строительстве Симплонского тоннеля в Альпах, связывающего швейцарский Бриг с итальянским городом Домодоссола. Граница между этими странами должна проходить посередине тоннеля, и каждая сторона имеет право блокировать тоннель в случае войны. Строительство вела компания из Гамбурга. Работали около 3 тысяч человек с каждой стороны, преимущественно итальянцы. Применялись самые современные технологии. К тому времени в распоряжении строителей уже имелся динамит, использовались гидравлические буры. Они позволяли втрое увеличить скорость проходки и практически не создавали пыли.
В сентябре 1901 года, пройдя около четырех с половиной километров, проходчики, шедшие с северной, швейцарской, стороны остановились перед препятствием: большой подземной рекой. Стройка замерла на полгода. В конце концов было решено изменить траекторию прокладки. Когда прошли половину пути, неожиданно стала повышаться температура. Стенки штольни становились горячими, в отдельных местах температура достигала 72 °C. Оказывается, за счет радиоактивных веществ. Сегодня пассажиры проносящихся через туннель поездов практически ничего не замечают, но во время строительства это очень затрудняло работы. Горячая вода просачивалась сквозь стены штольни, заливала пол. Проходчики работали по колено в воде, температура которой достигала 50 °C. Воду выкачивали насосами, но меньше ее не становилось. Тогда решили в скальные трещины под большим давлением закачивать холодную воду. И все же пришлось вести галерею выше, чтобы уйти из опасной зоны.
*Длина Симплонского тоннеля составляет 19 километров 700 метров
Параллельно основному тоннелю был проведен вспомогательный, который обеспечивал вентиляцию при проходке основного пути. Позднее этот тоннель был расширен до состояния, обеспечивающего прокладку по нему второй железнодорожной колеи. Тоннель строился 7,5 года, хотя предполагалось соорудить его за 5,5 года. Задержка была вызвана сложными горно-геологическими условиями и забастовками.
Симплонский тоннель пролег через сердце горного массива, на глубине 2 тысячи 135 метров. Движение поездов началось 19 мая 1906 года. Во время Второй мировой войны оба портала тоннеля, со швейцарской и итальянской стороны, были заминированы и подготовлены к взрыву. Немецкие войска планировали взрыв южного портала, однако взрыв был предотвращен благодаря действиям итальянских партизан, помощи двух швейцарцев и австрийского дезертира. Протяженность тоннеля составляет 19 километров 800 метров. Первоначально он был однопутным, но в 1922 году была завершена прокладка второго пути.
Самый большой действующий на сегодняшний день тоннель находится в Японии. Это Сэйкан длиной 53 тысячи 850 метров. Он проходит под водой, соединяя острова Хонсю и Хоккайдо. Под проливом Ла-Манш проложен Евротоннель, открытый в 1994 году. Благодаря ему из Парижа в Лондон можно добраться всего за 2 часа 15 минут. Железнодорожный тоннель Лечберг — один из самых современных, его открытие состоялось в 2007 году. Соединяет швейцарский кантон Вале, который славится термальными курортами, и Берн.
В настоящее время в Швейцарии строится Готардский тоннель, который станет самым длинным в мире. Его строительство ведется уже 14 лет. Он проложен под горным перевалом Сен-Готард. Протяженность — 57 километров, а если считать оба ствола и вспомогательные ходы и шахты, получится 153 километра. Планируется начать движение по тоннелю в 2017 году. Предполагается, что скорость скоростных поездов будет составлять 250 километров в час.
Подготовила Светлана ВИШНЕВСКАЯ, «ФАКТЫ»