На днях в Практическую гавань Одесского морского порта зашел самый большой отечественный плавучий кран «Захарий», чтобы поднять 150-тонную любимую яхту генсека СССР Леонида Брежнева «Буревестник», затонувшую в начале января этого года прямо у причала. Однако трос, которым зацепили судно, лопнул, и катер снова лег на грунт. В итоге «Буревестник» оттянули на мелководье, где и оставили с выступающей из воды ходовой рубкой до лучших времен. Этот некогда боевой катер, а затем — роскошная прогулочная яхта партийной верхушки пошла ко дну после многих лет стоянки, без эксплуатации.
«Буревестник» был построен в 1961 году на судоверфи в Ленинграде для Военно-Морских Сил как катер связи.
*"Буревестник" обладал отличными техническими характеристиками и мог развить скорость до 70 километров в час
— Впоследствии судно переделали под перевозку VIP-персон, — говорит капитан—директор благотворительного фонда «Буревестник» Валерий Ильенков. — Судно стало очень неплохой яхтой. Поверьте, высшие руководители Советского Союза знали толк в хорошем отдыхе и не упускали возможности прогуляться «с ветерком» по морю. Именно на «Буревестнике» любил кататься — и часто это делал — Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев. И не удивительно, если принять во внимание, что сработана эта яхта из добротного, экологически чистого материала. Корпус, например, изготовлен из дуба, сосны, лиственницы и тика. Важными критериями были бесшумность хода, отсутствие вибрации и комфорт пассажиров.
По словам военного историка Виктора Томина, «Буревестник», длина корпуса которого составляла 37 метров, обладал отличными техническими характеристиками. Два дизеля типа «Звезда» по четыре тысячи лошадиных сил каждый позволяли ему развивать скорость в 37 узлов (почти 70 километров в час). На корабле была установлена одна из самых надежных радиостанций — «Рейд-1″, система кондиционирования воздуха. В помещениях и на главной палубе стояла мебель из ценных пород дерева, а на стене десятиместной кают-компании красовалось панно на космическую тематику, инкрустированное орехом. В районе верхней прогулочной палубы оборудовали еще один салон и солярий.
*На «Буревестнике» были созданы все условия, чтобы Леонид Ильич и его гости чувствовали себя комфортно
«Буревестник» прослужил почти три десятилетия. А в начале 1990-х государство сочло нецелесообразным тратить деньги на прогулочную яхту. В 1995 году ее приобрел некий одесский бизнесмен, перегнал из Крыма в Одессу, но вернуть в рабочее состояние не смог и был вынужден перепродать. С тех пор «корабль-памятник» гнил на приколе в Практической гавани.
— «Буревестник» не раз пытались уничтожить, — утверждает Валерий Ильенков. — На судне взламывали замки, разворовали судовые системы, оборудование, испортили интерьеры внутренних помещений. Об этом сообщалось командованию ВМС Украины. Реакция отсутствовала, безобразия продолжались. Дошло до того, что экипаж «Буревестника», да и меня самого перестали пускать на борт раритетного судна.
Тем не менее, когда два года назад, в канун Дня независимости, мне позвонили и попросили разрешить использовать антенну с катера — для обеспечения связи на предстоявшем параде ВМС, я дал добро. Антенну демонтировали и установили на катер «Скадовск», однако потом не вернули…
Постепенно с корабля было вынесено все самое ценное, включая посуду и элементы меблировки салонов. Затем по распоряжению командования Западной военно-морской базы яхту переместили, установив у другого причала. В ходе отбуксировки корпус судна несколько раз «поцеловал» причал. «Буревестник» дал небольшую течь. Но причина затопления не в этом. Ведь корабль имеет девять отсеков, снабженных водонепроницаемыми дверьми, и даже при полном затоплении трех из них яхта сохраняет свои мореходные качества. А вот медные трубы — основу системы откачки воды — попросту украли. Естественно, удержаться на плаву при такой ситуации катер не мог: 8 января нынешнего года он затонул.
*Сейчас над водой видна только ходовая рубка яхты
На корню пресекаю рассуждения о том, что корабль, дескать, старый и его корпус сгнил. Замечу, что срок службы древесины для яхт составляет порядка 90 лет. Борта корпуса «Буревестника» сработаны из двух слоев высококлассной древесины, толщина каждой доски — 16 миллиметров. Между ними, для полной водонепроницаемости, проложен слой ткани, пропитанный специальной мастикой. Потому утверждать, что катер «сам ушел под воду», может только человек абсолютно некомпетентный либо пытающийся замести следы преступления.
Ильенков возмущен произошедшим и убежден: сделано это нарочно.
— Наш благотворительный фонд «Буревестник» назван в честь славной истории этого корабля, начавшего свою службу в отряде специального назначения морских погранвойск в 1961 году и окончившего в отряде судов специального назначения Черноморского ВМФ в Севастополе в 1995-м, — говорит собеседник. — В Ялте при отряде пограничных кораблей капитаном 1-го ранга Полевым был создан музей истории флота специального назначения, куда мной были переданы раритетные экспонаты. Аннексия Крыма сорвала начатую работу по возрождению истории флота. Но она продолжена в нашем славном городе Одессе — морской столице Украины. Важно спасти сохранившиеся раритеты и защитить их от вандалов.
Капитан рассказал о судьбе соседнего с «Буревестником» судна:
— Это катер «Острог», который также постигла участь разворовывания, продажи и затопления. К счастью, его сумели поднять. Сейчас курсанты морских училищ не имеют плавсредств для приобретения навыков морской практики. Я предложил восстанавливать такие суда для будущих мореходов при помощи фонда «Буревестник». Но отклика у военного руководства эта идея пока не нашла.