Законопроект Министерства социальной политики вносит ряд изменений в Кодекс законов о труде Украины и Закон «Об оплате труда»
Лето началось с громкого заявления министра социальной политики Андрея Ревы о том, что минимальную заработную плату планируют повысить в полтора раза — до 2 тысяч 175 гривен. Причем уже с 1 июля, что предусматривает подготовленный ведомством законопроект.
Однако было бы большой ошибкой рассматривать данное заявление без остальных предложений Министерства социальной политики, заложенных в законопроекте «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по минимальным размерам оплаты труда». Ведь он предлагает считать минимальной зарплатой совсем не то, что сейчас…
Сегодня минимальная зарплата определена на уровне прожиточного минимума для трудоспособных лиц и составляет 1 тысячу 450 гривен. Как пояснили в Министерстве социальной политики, было разработано несколько предложений, позволяющих установить минимальную зарплату выше прожиточного минимума.
Кроме того, нововведения дадут возможность привести понятие минимальной заработной платы в соответствие с международными нормами и европейской практикой. В частности, конвенция Международной организации труда определяет, что основной целью установления минимальной зарплаты должно быть предоставление лицам, работающим по найму, социальной защиты, соответствующей минимально допустимому уровню заработка. Например, в государствах Европы минимальная зарплата обеспечивается всеми составляющими заработной платы, кроме компенсационных выплат, и составляет 50—60 процентов средней заработной платы по стране.
А что, в Украине разве не так? — спросите вы. Нет, не так. В нашей стране в минимальную зарплату не включаются доплаты, надбавки, поощрительные и компенсационные выплаты. Это значит, что она в настоящий момент представляет собой фактически минимальную ставку. И все положенные доплаты (например, за работу в ночное время, совмещение профессий, расширение зоны обслуживания или увеличение объема работ, интенсивность труда, ученые звание или степень), а также производственные премии и компенсации должны начисляться работнику сверх этой ставки.
Выходит, если во всем мире минимальная зарплата — это наименьшая сумма, которую выплачивают работникам, то в Украине — минимальный тариф, на который потом начисляются доплаты и надбавки. Кроме того, минимальная зарплата у нас является основой формирования тарифной сетки.
Разработанный Министерством социальной политики законопроект вносит в Кодекс законов о труде Украины и Закон «Об оплате труда» ряд изменений, которые предусматривают, что минимальная заработная плата будет определяться как минимальная выплата. И будет обеспечиваться не только тарифной частью зарплаты, но и другими ее составляющими стимулирующего характера (доплаты, надбавки и премии, кроме компенсационных выплат за отклонение от нормальных условий). Так же, как и в Европе.
Если в настоящее время минимальная зарплата у нас установлена на уровне 1 тысячи 450 гривен, то после принятия законопроекта она действительно может вырасти до обещанных 2 тысяч 175 гривен. Но это не обязательно приведет к увеличению реальных зарплат работников.
Зачем же это нужно? Как заявляют разработчики, для того чтобы повысить государственные минимальные гарантии в оплате труда и легализовать около двух с половиной миллионов рабочих мест. Не секрет, что многие предприятия, нанимая людей, выплачивают им по ведомости минимальную зарплату, а остальную оговоренную сумму выдают наличными «в конверте». С минимальной зарплаты уплачиваются все налоги, а также единый социальный взнос.
Так вот, если минимальная выплата увеличится с нынешних 1 тысячи 450 до 2 тысяч 175 гривен, соответственно вырастут суммы налогов и сборов. Кроме того, именно исходя из зарплаты в 2 тысячи 175 гривен (а не 1450) будут начисляться в дальнейшем пенсии и социальные пособия. И хотя многие думают, что до пенсии им еще далеко, однако при расчете средней зарплаты для выхода на заслуженный отдых эти дополнительные 725 гривен очень даже пригодятся.
Проект закона также устанавливает доплату до размера минимальной зарплаты при начислении работодателем суммы меньше нее.
Законопроект меняет еще и порядок формирования тарифной сетки оплаты труда. В частности, предполагается, что предприятия могут самостоятельно определять и пересматривать тарифные сетки в коллективных договорах. Однако чтобы не допустить необоснованного снижения ставок и окладов, в документе фиксируется: нижняя граница тарифной ставки не может быть меньше 60 процентов размера минимальной зарплаты.
Кстати, для работников бюджетных учреждений и организаций минимальный должностной оклад (тарифную ставку), на основе которого формируются схемы окладов, будет устанавливать Кабинет министров Украины. Как и сейчас.
Фото в заголовке Игоря Емельяненко, «ФАКТЫ»