Історія сучасності

Ровно 85 лет назад в США авиаконструктор Игорь Сикорский, уроженец Киева, получил патент на изобретение вертолета

9:00 — 27 червня 2016 eye 1683

28 июня 1996 г. Верховная Рада Украины приняла новую Конституцию.

29 июня 1916 г. Состоялся первый полет самолета компании «Боинг».

30 июня 1936 г. Вышел в свет роман Маргарет Митчелл «Унесенные ветром».

30 июня 1966 г. Родился известный американский боксер, двукратный чемпион мира в супертяжелом весе Майк Тайсон.

1 июля 1911 г. Польский биохимик Казимир Функ впервые использовал слово «витамин» при описании определенных химических ингредиентов для оздоровительной диеты.

1 июля 1946 г. На атолле Бикини состоялось первое послевоенное испытание атомной бомбы.

1 июля 1961 г. Родилась принцесса Уэльская Диана, супруга принца Чарльза.

1 июля 1966 г. В Советском Союзе в колхозах впервые введена ежемесячная зарплата.

2 июля 1951 г. В газете «Правда» вышла статья, раскритиковавшая стихотворение Владимира Сосюры «Любіть Україну».

«Если вы попали в беду в труднодоступном месте, самолет может скинуть вам цветы, а вертолет зависнет в воздухе и спасет вас», — говорил Игорь Сикорский. Свой первый вертолет уроженец Киева создал в возрасте 12 лет. Это был небольшой геликоптер с резиновым моторчиком, взлетавший вверх. А настоящий вертолет он начал строить, будучи двадцатилетним студентом. С первой моделью потерпел неудачу. Игорь Сикорский понял, что при тогдашнем уровне техники, двигателей, материалов, а тем более при нехватке денежных средств и недостатке опыта ему не создать успешного геликоптера (так тогда называли вертолеты). И он принял решение заняться аэропланами с жестко закрепленным крылом.

С 1912 по 1917 год Игорь Сикорский занимал должность главного конструктора Русско-Балтийского завода в Петербурге, поставлявшего аэропланы для русской армии. Под его руководством были построены многомоторные самолеты «Русский витязь» и «Илья Муромец». Среди других самолетов, созданных Сикорским, были разведчики-монопланы, истребители, ряд модификаций «Ильи Муромца». В числе его конструкторских новинок, принятых всюду лишь в середине 1920-х, была полностью закрытая кабина для пилота и пассажиров.

Со временем Игорь Сикорский стал весьма состоятельным человеком, но лишился всего, бежав из России после революции 1917 года. В Америке ему пришлось начинать все с нуля. В марте 1919 года он прибыл в Нью-Йорк в качестве эмигранта. Сикорский с несколькими партнерами, среди которых были и бывшие российские офицеры, основал собственную компанию «Сикорски аэро инжиниринг». Они устроили мастерскую в старом амбаре на Лонг-Айленде. В 1928 году получил американское гражданство. К 1929 году его фирма стала отделением компании «Юнайтед эркрафт», а сам Сикорский — ее менеджером по конструкторским разработкам.

Идея создать более совершенный вертолет не покидала авиаконструктора. Он продолжал активно работать в этом направлении и 27 июня 1931 года получил патент на изобретение вертолета. В небо вертолет VS-300 поднялся в 1939 году и управлял им его создатель. На протяжении всей своей карьеры Игорь Сикорский всегда стоял на том, чтобы первый полет на каждом новом аппарате выполнять самому. Сикорский постоянно совершенствовал свое изобретение.

В то же время были созданы вертолеты с двумя большими несущими винтами, вращающимися в противоположных направлениях, чем обеспечивалось уравновешение реактивного момента. Но Игорь Сикорский применил в VS-300 более простую схему — с одним несущим винтом и небольшим хвостовым винтом. И в наши дни 90 процентов вертолетов во всем мире выполнены именно по такой схеме.

Активно эксплуатироваться машины начали уже ближе к концу Второй мировой войны, было построено свыше 400 таких летательных аппаратов. Это стало началом новой эпохи. Фамилия Сикорский стала синонимом современного вертолета, так же, как фамилия Форд — синонимом качественного автомобиля. Винтокрылые летательные аппараты Сикорского заполнили воздушное пространство над США, благодаря чему конструктор получил прозвище Мистер Геликоптер. Сикорский разработал около пятидесяти моделей вертолетов, в том числе двухэтажный вертолет, вертолет-амфибию, летающий кран, вертолет из прорезиненной ткани. Росло и количество премий и наград Сикорского: всего его чествовали восемьдесят девять раз, причем треть наград конструктору вручали американские президенты. Игорь Сикорский вряд ли мог в полной мере представлять себе масштабы развития техники вертикального взлета. Он смотрел на вертолет как на транспортное средство, полезное для промышленности и коммерции, но в первую очередь необходимое для спасения людей и оказания помощи тем, кто оказался застигнутым стихийным бедствием — пожаром или наводнением. Подсчитано, что благодаря вертолетам Сикорского было спасено более 50 тысяч человеческих жизней.

Подготовила Светлана ВИШНЕВСКАЯ, «ФАКТЫ»