Украинские моряки-заложники свой срок пребывания в дальнем зарубежье исчисляют уже годами
За последнее время мы достаточно наслышаны о захватах, насильственном удержании, издевательствах и даже о физической расправе над отечественными мореходами, работающими по найму на судах под иностранными флагами. Как выяснилось, заложниками поневоле можно стать даже тогда, когда вылазки сомалийских либо каких-то еще пиратов ни при чем.
В драматической ситуации оказались наши соотечественники, устроившиеся на работу на танкер «Тродос», который принадлежал кипрской компании и совершал плавания под грузинским флагом. В начале октября 2007 года теплоход вышел в рейс из порта Ильичевск (Одесская область) курсом к берегам Ливии. По прибытии к месту назначения судно практически сразу же было задержано местными властями по подозрению в контрабандном вывозе нефтепродуктов из их страны. Экипаж — восемнадцать граждан Украины — признали непричастным к предполагаемым незаконным деяниям, а потому отпустили. Как говорится, на все четыре стороны
Недавно несколько моряков с «Тродоса» обратились в редакцию «ФАКТОВ». Выражаясь морским языком, направили «SOS!», умоляя помочь в их скорейшем освобождении и возвращении на родную землю.
Мы связались по телефону с прозябающими в далекой Ливии соотечественниками.
- Благодарим за оперативный отклик и участие в нашей судьбе, — первое, что услышали от старшего помощника капитана Валерия Дмитрищука. — Честно говоря, уже утратили всякую веру. Попытаюсь максимально кратко изложить суть происходящего, хотя сделать это достаточно сложно, поскольку ливийская история с «Тродосом» тянется уже около двух лет!
Как объяснил Валерий, в процессе вынужденной стоянки в порту Мисурата периодически, по мере истечения сроков контрактов, проводилась частичная замена экипажа. При этом морякам выдавали не зарплату, а лишь справки депонента для дальнейшего полного расчета за проработанное время. Параллельно шли судебные процессы, к участию в которых привлекались ведущие адвокаты. Они стремились доказать незаконность действий ливийских чиновников при аресте судна и значительные экономические потери судовладельца. Все это, увы, безрезультатно. Между тем находившиеся на борту моряки поддерживали жизнедеятельность всех систем и механизмов теплохода — для скорейшего выхода в рейс на случай освобождения.
Однако 21 октября минувшего года на судно прибыл генеральный прокурор Ливии. Сопровождаемый вооруженными солдатами, портовыми властями, полицией и таможенниками, он приказал спустить на флагштоке «Тродоса» грузинский флаг и поднять ливийский. При этом экипажу было велено немедленно покинуть борт судна. Капитану Евгению Искрову ничего не оставалось, как исполнить приказ вооруженных правоохранителей, возложив ответственность за безопасность судна на портовые власти Мисураты. Об этом он сделал соответствующую запись в судовом журнале. Моряков разместили в местной гостинице. Через некоторое время шестеро членов экипажа вернулись домой, а еще два месяца спустя, в связи с болезнью, отбыл и сам капитан.
- В Ливии осталось трое: старший механик Геннадий Шкаленков, третий механик Дмитрий Волкович и я, — констатирует Валерий. — Нас, как наиболее опытных, оставили здесь, чтобы — в случае положительного судебного решения — в кратчайшие сроки подготовить теплоход к выходу в море. У меня пошел уже третий год(!) с момента, как ступил на борт «Тродоса», у моих коллег по несчастью срок несколько меньше — по шестнадцать месяцев. Практически в заточении, без средств к существованию
- Достаточно сказать, что хозяин отеля, которому задолжали солидную сумму за проживание, отобрал — в качестве залога — наши паспорта и грозился выселить на улицу, — дополняют Геннадий Шкаленков и Дмитрий Волкович. — Один раз этот вопрос удалось уладить: вмешательство украинского консульства как-то «подстегнуло» судовладельца оплатить наше проживание. Сейчас, правда, долг опять имеется — не десятки тысяч долларов, но все же. В консульстве уже ничем помочь не могут, лишь констатируют, что без оплаты ливийцы нас просто-напросто не выпустят из страны.
Понимая крайне обостренную обстановку, сложившуюся вокруг «Тродоса», мы пошли навстречу судовладельцу Александру Попову и согласились остаться на борту еще на один месяц. При этом знали, что наша зарплата составит лишь половину от изначально оговоренной в контракте. В течение этого срока либо освободят судно, либо нас отправят домой. Оговорили также, что вся задолженность будет выплачена нам на месте, до возвращения в Украину, где осуществить такое в сложившейся ситуации не представляется возможным.
Минуло уже восемь(!) месяцев: ни денег, ни свободы! Мы находимся в плачевном положении. До наступления весны какие-то деньги на питание давал наш агент (человек, представляющий интересы судовладельца), помогали и сотрудники украинского консульства. Сейчас агент отказался, ссылаясь на долги судовладельца ему лично, а консульство — уже не в состоянии, поскольку само лишено каких-то финансовых вливаний. На остававшиеся личные крохи мы питались весь апрель. Сейчас живем буквально впроголодь, испытываем трудности с покупкой питьевой воды (а ведь в тех широтах летом невыносимая жара!), также проблемно позвонить домой Брошенные на произвол судьбы, мы не можем «достучаться» до властей и вынуждены побираться, одалживая деньги на пропитание у граждан Ливии.
Нас не оставляет надежда на благоразумие и порядочность судовладельца, но господин Попов попросту игнорирует наши обращения. Еще 4 марта он обещал, что 8 марта прибудет в Мисурату, но свое слово не сдержал. Затем несколько раз звонил, говорил, что вот-вот вопрос с зарплатой решится. И снова исчез. А когда удается выкроить несколько долларов, чтобы позвонить, Попов просто-напросто не берет трубку.
Настораживает и то, как он поступает с бывшим капитаном «Тродоса» Евгением Искровым. 25 декабря 2008 года Евгений Владимирович был вынужден вылететь в Украину в связи с тяжелой болезнью. Потребовалось лечение в Киеве, семья понесла серьезные материальные затраты. Лечение продолжается по сегодняшний день, однако задолженность по зарплате капитану Искрову так и не выплатили.
Как пояснил в телефонной беседе сам Евгений Владимирович, хозяин не в состоянии рассчитаться с экипажем — у него нет средств. По словам Искрова, судебный процесс может затянуться на годы. При этом нужно учитывать специфику арабского правосудия, а также притязания отдельных ливийских влиятельных лиц, пожелавших завладеть неплохим танкером японской постройки. Так что, по мнению опытного морехода, дело для украинской стороны фактически бесперспективно.
Моряки и их семьи (они проживают в Одессе и Ильичевске) — в долгах, как в шелках. Причем как те, что вынужденно остались у берегов жаркой Африки, так и возвратившиеся в Украину.
- После годичной работы на «Тродосе» я вернулся домой в мае 2008 года, — рассказал «ФАКТАМ» Николай Приймачук, плававший старшим помощником капитана. — В августе того же года вернулся и опытный капитан Иван Бабец, который возглавлял экипаж в течение полутора лет. Судовладелец так и не рассчитался ни с одним из членов нашей команды. Задолженность капитану составляет 27 тысяч долларов, а мне — 18. Всего же он должен экипажу порядка 150 тысяч! Попов постоянно обещает, что вот-вот отдаст нам долги. При этом честно смотрит в глаза и пожимает руки. Но дальше обещаний дело не движется.
Нынче мы работаем во флоте Ильичевского порта. Это, конечно же, не океанские суда, не загранплавания, но что поделаешь — нужно как-то жить, семьи кормить. Скажу честно, за два десятилетия своей морской биографии, включая работу на нефтеналивных судах Новороссийского пароходства, впервые сталкиваюсь с подобным отношением к людям, которое себе позволяет Александр Попов. Ведь в морском бизнесе он не новичок: был вице-президентом Ильичевского муниципального пароходства. Затем организовал компанию «ВИЗУС», купил «Тродос», набрал людей. Взял также в аренду в Измаиле бункеровщик «Десна». Бизнес лопнул, но чем провинились нанятые на работу люди?!
Именно с этим вопросом «ФАКТЫ» обратились к самому Александру Попову. Вот что рассказал он нам в телефонной беседе:
- Судно «Тродос» конфисковано Ливийской Республикой. Сейчас продолжаются судебные разбирательства. Помимо этого мы еще отстаиваем свои интересы в Лондоне, где проходит суд с одной мальтийской компанией, также участвовавшей в нашем бизнесе, но подведшей нас.
- Разве это имеет отношение к экипажу «Тродоса»?
- В общем, да. Дело в том, что мы совместно поставляли мазут для кипрских компаний. Для этой цели, собственно, и был приобретен танкер «Тродос» (в Испании, в 2006 году. — Авт. ). Наняли экипаж, работали, но Арест, замена экипажа, окончание контрактов. Естественно, осталась задолженность, которую мы постараемся ликвидировать. Я в курсе всех вопросов, лично ими занимаюсь. Сейчас вот думаю, как забрать оттуда последних троих моряков
- Скажите, какова ситуация с Евгением Искровым?
- Евгений Владимирович для меня как родной. Он — мой первый капитан, я плавал у него механиком. Сейчас он, к сожалению, тяжело болен. Мы предпринимаем все возможное для оказания всяческой помощи его семье: например, содействовали проведению хирургической операции в киевском институте имени Шалимова. Если необходима операция в России, поможем и там.
- Мы не нуждаемся в такой «помощи», — категорично заявила Лидия Александровна, супруга капитана Искрова, с которой также удалось побеседовать. — Полагаю, что настоящий друг семьи, за которого себя выдает Александр Попов, никогда не позволит себе обращаться с коллегой подобным образом. Когда-то мой муж был капитаном на теплоходе Черноморского морского пароходства «Николай Чернышевский» и, по сути, принимал на работу третьим механиком молоденького выпускника мореходки Сашу Попова. Опыт Евгения Владимировича был нужен Попову и в дальнейших «морских» делах. Потому, вероятно, он и значился лучшим другом. Попов даже познакомил мужа с членами своей семьи. Короче, дружили домами. Вроде бы
Когда же пришла беда — болезнь супруга, этот «друг» моментально сделал вид, что его ничего не касается. Нет, он не отвернулся, не сказал, что ничего делать не будет, не хочет, не может. Напротив, внешне — сама любезность, постоянно обещает помочь. Только все это — просто красивые слова.
Несмотря на «хорошее отношение», Попов уволил мужа, когда ему исполнилось 62 года. Причем даже без заявления, втихую. Мы узнали об этом случайно, гораздо позже, обратившись за переоформлением пенсии. Также молча, «по-дружески», он не возвращает долг по зарплате — более десяти тысяч долларов. Притом отлично знает о дороговизне курсов лечения, которые принимает Евгений Владимирович, и о расходах на предстоящие операции. Ведь речь идет о достаточно дорогой клинике в Санкт-Петербурге, поскольку боль-ше нигде не берутся за такую манипуляцию.
Зная обо всем этом, Александр Дмитриевич по-прежнему не отдает заработанные мужем деньги. Он просто обещает, что «сделает все возможное». Самого же его застать или вызвонить крайне сложно. Неудивительно: он с семьей проживает на Кипре. Вот и сегодня пообщаться по телефону из больницы мой муж сумел только с отцом Попова. Тот сказал, что он в курсе дела, обязательно все передаст сыну
«Хочется отметить, что за все время нашего пребывания здесь мы всегда проявляли сдержанность, терпение и законопослушность. Хотим выразить особую благодарность Консульству Украины в Ливии — за оказание помощи во всех возникающих вопросах», — завершают свое письменное обращение в «ФАКТЫ» многострадальные моряки с «Тродоса».
Чем окончится история заложников поневоле, прогнозировать сложно. Сами они настроены решительно и «дарить» кому-то честно заработанное своим трудом, похоже, не собираются. Обращались в штаб-квартиру ITF (Международный профсоюз транспортных рабочих) в Лондоне, но получили отказ, поскольку они не являются членами этой организации. Обращались к Уполномоченному Верховной Рады по правам человека, в МИД Украины. Там ограничиваются формальными рекомендациями. Выходит, отечественных моряков некому защитить не только от вооруженных бандитов, нападающих на торговые суда, но и от произвола, творящегося непосредственно на территории Украины.
Написать отзыв о статье