Події

«обвязать женщину веревками в узком колодце нужно было так, чтобы при подъеме она не упала на меня с 25-метровой высоты. Иначе мы погибли бы вдвоем», -

0:00 — 10 вересня 2009 eye 646

рассказывает спасатель Александр Сердюк, который вместе с коллегами вытаскивал из глубокого колодца 120-килограммовую женщину. Пенсионерка провела в ледяной воде восемь часов и даже не простудилась, отделавшись лишь небольшими ушибами и ссадинами

В городке Изюм Харьковской области несчастные случаи — явление нечастое. Прошлогодний взрыв газа в жилом доме, разнесший вдребезги подъезд пятиэтажки, жители городка по сей день вспоминают как самое чрезвычайное происшествие за последние десятилетия. Тогда единственную серьезно пострадавшую в результате взрыва женщину из разрушенного дома на руках вынес спасатель Александр Сердюк. Произошло это незадолго до того, как рухнула огромная железобетонная плита перекрытия.

А несколько дней назад Александр спас еще одну женщину. 60-летняя Нина Русанова упала в 25-метровый колодец, провела в ледяной воде восемь часов и… даже не простудилась, отделавшись лишь синяками и ушибами. Спасатели не могут понять, каким чудом пожилая женщина с таким немаленьким весом ухитрилась настолько благополучно «приводниться» и не утонуть. Парадоксальность ситуации заключается в том, что всеми силами держаться за бетонные стены колодца ради жизни Нина Николаевна начала после того, как попыталась… совершить самоубийство.

«Из глубины раздавались совсем тихие стоны и еле слышная просьба: «Вы меня вытащите?»

- До сих пор не можем понять, как женщина осталась жива, — недоумевает инспектор пожарной части Изюмского районного управления МЧС в Харьковской области Дмитрий Сокольцов.  — Даже знание элементарных законов физики показывает, что падение вниз тела с такой большой массой (пострадавшая весит килограммов 120, не меньше) должно было закончиться гораздо более серьезными последствиями.

Пока мы добирались на окраину Изюма, где в минувшее воскресенье произошел несчастный случай, по дороге заехали посмотреть на ставший местной достопримечательностью пятиэтажный дом, который в мае прошлого года пострадал от взрыва бытового газа. Как оказалось, почти все его жильцы остались живы благодаря каким-то мистическим совпадениям.

- Вы только представьте себе, — до сих пор удивляется Дмитрий Сокольцов, — дом взорвался в 7 часов утра 20 мая, в будний день, а почти всех его жильцов какая-то сила вытолкнула из опасных квартир. Мы долго не могли понять, почему в разрушенном ранним утром подъезде была лишь одна серьезно пострадавшая женщина. Со временем начали выясняться удивительные вещи. Например, одной супружеской пожилой паре почему-то именно в тот день ну просто срочно понадобилось сходить в гости к сыну. Это в семь часов утра, во вторник…

Еще в одной разрушенной квартире отец зачем-то пошел раньше положенного времени будить сына — захотел показать сынишке, где он оставил для него завтрак. И вот вам картина — сын встает с постели, оба идут на кухню, потом, возвращаясь в комнату, на секунду останавливаются в коридоре — и в этот самый момент на то место, где стояла кровать ребенка, обрушивается бетонная плита, а такая же вторая пробивает стену кухни. Единственным безопасным местом в квартире оказался коридор, в котором застыли отец и сын.

Такие же истории случились практически с каждым из жильцов. Одной только женщине из квартиры на пятом этаже при взрыве серьезно разбило голову — ее практически засыпало битыми осколками. Но и ее удалось спасти. И тоже благодаря мистическому совпадению. Когда наш сотрудник Александр Сердюк вынес ее на руках из разрушенного дома, то буквально через 15 минут на то место, где она лежала без сознания, рухнула бетонная плита перекрытия. Так что Саша у нас известный в городе «дамский спаситель». В прошлом году за проявленное мужество он был награжден памятным знаком «За спасение». Да и в этот раз не растерялся и благополучно справился с поставленной задачей. Хотя она оказалась тяжелой во всех смыслах этого слова.

Александр Сердюк, у которого в тот день был выходной, пришел на встречу с журналистом вместе с трехлетней дочуркой. Заглянув в колодец, из которого несколько дней назад пришлось доставать женщину, мужчина невольно изменился в лице и покрепче сжал в своей руке ладошку непоседливой малышки.

Признаюсь: когда я посмотрела вниз, мне стало не по себе — несмотря на яркий солнечный день, дна колодца не было видно.

- Саша, а как же вы опускались туда? Наверное, страшно было?

- В тот момент некогда было думать о страхе, — вспоминает начальник караула пожарной части Изюмского районного управления МЧС Украины в Харьковской области Александр Сердюк.  — Как только к нам поступило сообщение, что в колодец упала женщина, мы вчетвером — со мной еще были два спасателя и водитель — выехали на место происшествия. Оценив ситуацию, решили спускаться вниз и вытаскивать женщину с помощью специального оборудования — карабина и веревки. Скажу сразу, что раньше сталкиваться с подобными ситуациями не приходилось. Все пришлось делать впервые. Когда я посмотрел вниз, то не увидел ни воды, ни женщины — такой он был глубокий. Обнадеживало то, что упавшая в колодец была жива и находилась в сознании. Из глубины раздавались совсем тихие стоны и еле слышная просьба: «Вы меня вытащите?» Я обвязался спасательной веревкой, прицепил на пояс карабин, и ребята спустили меня вниз.

- А женщина внизу разговаривала?

- Когда я спускался к ней, она все твердила: «Вы меня достанете?»

Я старался ее успокоить, даже пытался шутить: «А зачем же я тогда сюда лезу?» Но, когда оказался в воде, понял, что поводов для шуток нет. Женщина руками упиралась в стенки колодца, она держалась из последних сил. Сначала я нырнул и попытался достать до дна колодца. Но не смог. До дна было, наверное, больше трех метров. Тогда начал обвязывать женщину веревками, чтобы ребята смогли вытащить ее на поверхность. Это было для меня самым трудным. К тому времени бабушка была уже практически неподвижна и ничем не могла мне помочь. Я же прекрасно понимал: закрепить ее нужно так, чтобы она потом не упала на меня с 25-метровой высоты. Если бы это произошло, мы погибли бы вдвоем. Увернуться в узком колодце мне было негде.

Тем временем возле колодца собрался народ. Люди пытались помочь спасателям.

- Если бы не помощь парней, справиться с женщиной нам было бы тяжело, — продолжает Дмитрий Сокольцов.  — Тащить ее вверх было нелегко, мы потратили на это примерно полчаса. Веревку, кроме спасателей, тянули еще и местные жители. Десять взрослых мужчин 15 минут осторожно поднимали женщину из колодца, а когда уже почти вытащили на поверхность, то еще минут 15 протаскивали пострадавшую через небольшой порожек, сделанный в колодце в качестве подставки для ведра.

Оказавшись на земле, бабушка тут же потеряла сознание и врачи «скорой» отвезли ее в больницу.

- Женщина поступила к нам в шоковом состоянии, — рассказывает «ФАКТАМ» заместитель главного врача Изюмской центральной районной больницы Николай Мороз.  — У пациентки было сильное переохлаждение организма, на спине и руках были ушибы. Ее госпитализировали в реанимационное отделение, однако уже через сутки перевели в травматологию и вскоре выписали домой. Мы сами удивляемся, как пожилая женщина, пробыв в ледяной воде почти восемь часов, даже насморк не подхватила! У нее не оказалось ни перелома, ни серьезной травмы головы. Что и говорить, уникальный случай.

«Как ни тяжело здесь жить, на том свете еще страшнее. Больше туда не хочу»

Во всей этой истории спасения был еще один человек, сыгравший ключевую роль в жизни Нины Русановой. Это соседка Ада Григорьевна Булава, поздним вечером услышавшая тихие стоны, доносившиеся из колодца.

- Я не знаю, что было бы со мной, если бы Нину не достали живой, — расплакалась Ада Григорьевна.  — Ведь это я виновата в том, что она провела в ледяной воде целый день… Все знают, что я услышала стоны. Только мало кому известно, что это я с утра закрыла колодец крышкой и повесила замок, даже не заглянув в него.

В то утро я пришла с базара и, когда проходила мимо колодца, увидела сидящую на скамейке женщину. Нину я не узнала — так сильно она изменилась.

Когда минут через десять вернулась за водой, возле колодца уже никого не было. Я достала ведро и обратила внимание, что вода была какой-то мутной. Тогда еще подумала: наверное, эта женщина что-то бросила в колодец. Чтобы никто больше ничего туда не выбрасывал, я пошла домой, взяла ключи и закрыла крышку колодца на замок. Господи, да разве ж знала, что Нина в то время уже была внизу. Я пошла домой, но целый день чувствовала какую-то тревогу. К вечеру не выдержала и решила полить цветы, хотя осенью огород уже не поливаю. Подошла к колодцу, открыла замок и услышала… вздох. Да такой страшный, как будто с того света. У меня с перепугу ведро из рук выпало. Я быстрее побежала к соседу, и мы вызвали милицию, спасателей и «скорую».

Через пять минут пожарные уже начали спускаться в колодец, и, слава Богу, все закончилось благополучно. Я бы не смогла спокойно жить, если бы с Ниной что-то случилось. И как только тогда у колодца не узнала ее?! Раньше она была красивой статной женщиной, за водой приходила с большой собакой. А потом, говорили соседи, у нее дома стало не все благополучно. Ходят слухи, что сын к ней не очень хорошо относится, тяжело им. Вот, наверное, и решилась на такой страшный грех.

К дому Нины Русановой мы подошли вместе с сотрудником пожарной части. На наш стук двери долго не открывали, но потом на пороге показался сын спасенной женщины Руслан:

- Мама не захочет с вами говорить, она вообще после случившегося молчит.

- Руслан, а как вы думаете, что спровоцировало попытку самоубийства?

- Да ничего не спровоцировало. У мамы эта беда началась года два назад. Настроение изменилось до неузнаваемости, все время твердит: «Я не хочу жить». Но до такой степени еще не доходило…

- А она вспоминает о том дне?

- Я боюсь ее трогать: вдруг она еще что-то надумает. После больницы ее осмотрели психиатры, сказали, что здоровая. Я и сам понимаю, что психически она здорова, а вот душа у нее болит. Она не видит смысла в жизни. Я уже так с ней намучился. А теперь вот совсем не знаю, что у нее на уме: перестала со мной разговаривать. Если не верите, пройдите в дом, убедитесь сами.

Спасенная женщина лежала на постели, отвернувшись к стене. На все наши расспросы она только качала головой. Когда мы уже направились к двери, Нина Николаевна еле слышно прошептала: «Как ни тяжело здесь жить, а на том свете еще страшнее. Я больше туда не хочу».

Фамилия пострадавшей женщины изменена.

P. S. За помощь в подготовке материала автор благодарит пресс-службу Главного управления МЧС в Харьковской области.