«ФАКТЫ» разбирались, стоит ли приобретать подержанное авто за рубежом
Горячо ожидаемый многими отечественными автомобилистами закон № 1389-VIII, которым вводятся в действие сниженные ставки акцизного сбора на ввоз подержанных автомобилей в Украину, вступает в силу в начале августа. Благодаря принятым изменениям этот налог снижается на ощутимые 10—20 процентов — в зависимости от объема двигателя транспортного средства и его типа (бензиновый или дизельный), позволяя сэкономить до трех тысяч долларов при оплате обязательных таможенных платежей (более подробно об этом можно прочитать в «ФАКТАХ» от 9 июня). Чем не повод воспользоваться такими льготными условиями и отправиться в Европу, чтобы привезти себе автомобиль, который ездил по идеальным дорогам, регулярно обслуживался на фирменном сервисе и проходил обязательный техосмотр, без чего эксплуатация транспорта в Евросоюзе запрещена… «ФАКТЫ» решили выяснить, а стоит ли игра свеч?
Для начала напомним важные аспекты принятого закона. Прежде всего отметим, что под его действие подпадают не все транспортные средства. В список исключений входят:
— автомобили, выпущенные или завозимые из страны, признанной в отношении Украины государством-оккупантом или государством-агрессором, либо с оккупированной территории нашей страны;
— машины, выпущенные до 1 января 2010 года (то есть такие авто, двигатели которых не отвечают требованиям Евро-5);
— транспорт, ввезенный резидентом нашей страны в количестве более одной единицы в год.
Еще один важный нюанс: подписывая документ, президент Украины потребовал от его авторов обязательно внести в закон несколько существенных дополнений, которые позволят исключить возможные злоупотребления. Эти предложения главы государства уже оформлены в виде законопроекта № 4905 и внесены в Верховную Раду. Документ имеет гриф «неотложный», то есть парламент должен принять его в ближайшее время. Чего же требует Петр Порошенко?
Во-первых, зафиксировать, что сниженные ставки акциза распространяются исключительно на физлиц, которые ввозят автомобиль для личного пользования и сами производят их первую регистрацию.
Во-вторых, человек имеет право ввезти по льготному налогу только один автомобиль до конца действия закона, то есть до 31 декабря 2018 года.
В-третьих, если человек, который ввез авто по сниженным ставкам акциза, решит продать его до 31 декабря 2019 года (в том числе путем оформления генеральной доверенности, дарственной или других гражданско-правовых договоров), он должен будет оплатить акцизный сбор по полной программе (по постоянным ставкам, которые задекларированы в статье 215 Налогового кодекса Украины).
Своими поправками глава государства исключил возможность ввоза бэушных машин из-за границы предприимчивыми бизнесменами-перегонщиками.
Впрочем, подобные жесткие требования вовсе не означают, что ездить на автомобиле, ввезенном описанным способом, сможет только его фактический владелец. На законных основаниях машиной смогут пользоваться его родственники и лица, которым доверяет хозяин, рассказал глава Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко на своей странице в «Фейсбуке».
«Никакие силы не могут запретить украинцу передавать техпаспорт на авто с правом управления этим авто жене, куму, свату, брату или вообще любому человеку. В том числе на авто, купленное после 1.08.2016 по льготному акцизу. Почему? Докладываю: во времена Тимошенко/Януковича успешно действовал Совет автомобилистов при Кабмине, и мы с коллегами вышли с инициативой отмены не только транспортного сбора, техосмотра, медсправок, но и доверенностей на право управления авто с временными регистрационными талонами и вписыванием родственников в техпаспорт для права управления. Все эти документы были отменены. Кому вы отдали техпаспорт личного авто — тот и может ездить без проблем! Без всяких сенсаций!» — заявил Олег Назаренко.
Действительно, на сегодняшний день для управления транспортным средством не нужно оформлять ни нотариально заверенные доверенности, ни договоры. Достаточно всего лишь передать своему родственнику, куму, свату или другу свидетельство о регистрации транспортного средства — и никакой полицейский не вправе предъявить претензий ни им, ни фактическому владельцу такого авто.
Теперь расскажем о самом интересном — стоит ли игра свеч, если автомобилист решится самостоятельно пригнать подержанную машину из Европы.
Подыскать машину за рубежом можно на специализированных сайтах по продаже транспортных средств, например Оtomoto. pl (в Польше), Mobile. de (в Германии). Кроме того, во многих европейских городах (в том числе расположенных возле нашей границы) есть множество небольших автосалонов и комиссионных площадок, а в крупных городах — большие автобазары, где также продаются машины б/у. Но интернет-сайты все-таки предпочтительнее тем, что подобрать подходящий экземпляр можно прямо в Украине, а при наличии знания соответствующего языка — обсудить покупку и поторговаться загодя перед поездкой, чтобы ехать уже за облюбованным автомобилем. Очень важный нюанс: при выборе подержанного авто обращайте внимание на обязательный техосмотр в Европе — если его действие на исходе, то велика вероятность, что заграничный владелец продает авто, не желая связываться с лишними затратами на замену изношенных деталей и узлов. Поэтому желательно останавливать свой выбор на машине, относительно недавно прошедшей обязательный ТО.
Чтобы совершить поездку за машиной, человеку необходимо иметь заграничный паспорт. Если такового нет — документ придется оформить. В среднем это делается меньше чем за месяц и в государственных организациях обходится в 845 гривен — за обычный загранпаспорт, подготовленный в течении 20 дней, и до 1168 гривен за биометрический документ — в течении семи дней.
Следующий этап — получение визы, без которой наших соотечественников пока не пускают в большинство стран. За ней придется обратиться в визовые центры. На сегодняшний день самая доступная стоимость гостевой шенгенской визы сроком на 14 дней при наличии приглашения — около 30 Евро (800 гривен). В среднем на ее оформление уходит от 7 до 10 дней.
После этого, в принципе, уже можно покупать билеты на поезд или автобус (авиабилеты стоят дороже) и отправляться в путь. Но «ФАКТЫ» все же не советуют этого делать! Проведя расчеты, мы убедились в том, что выгода от подобного мероприятия весьма сомнительная (см. таблицу). Действительно, в Европе подержанные автомобили стоят дешевле, чем в Украине. Хотя в бывших соцстранах, например в Литве или Польше, машины оцениваются дороже, чем в Германии, это не означает, что, отправившись покупать транспортное средство у немцев, вы приобретете его настолько выгодно, что по возвращении (с учетом расходов на дорогу и растаможку) оно обойдется вам заметно дешевле, чем автомобиль, который уже продают у нас на вторичном рынке. Основываясь на подсчетах, легко сделать вывод: ощутимую выгоду можно получить лишь при покупке, например, VW Passat 2,0 TDI, тогда как купив не менее популярные в Украине Skoda Octavia или Toyota Corolla, вы переплатите в среднем от одной до трех тысяч долларов. Это объясняется тем, что в Европе «пассаты» продаются дешевле, чем «шкоды» и «короллы», а у нас эти авто находятся примерно в одной ценовой категории. Поэтому, чтобы не попасть впросак, в любом случае мы советуем обязательно детально просчитывать целесообразность покупки каждой конкретной марки и модели.
Впрочем, при планировании подобной поездки следует учесть и целый ряд рисков. Во-первых, опасность перевозки крупной наличной суммы, чего можно избежать, положив средства на банковскую карточку. Правда, при этом следует быть готовым, что впоследствии могут возникнуть вопросы у налоговой службы — где, мол, при заявленной заработной плате вы взяли такую крупную сумму?
Во-вторых, желательно хорошо разбираться в автомобилях — для того, чтобы иметь возможность самостоятельно оценить техническое состояние понравившегося экземпляра (подкрашивался ли он вследствие кузовного ремонта, все ли узлы и агрегаты работают исправно, насколько соответствует его техсостояние пробегу и стоимости
В-третьих, в дальней поездке автомобиль может неожиданно поломаться, что потребует дополнительных средств на его ремонт. Поэтому нельзя ехать за машиной без запаса денег на оплату возможных форс-мажоров. Подводных камней хватает, и они весьма существенны.
Конечно, не исключено, что изменениями в нашем законодательстве захотят воспользоваться предприимчивые бизнесмены, которые организуют в близлежащих к украинской границе городах автоплощадки по продаже подержанных машин, куда наши водители смогут выезжать для выбора подходящего экземпляра. В таком случае возможные риски существенно снижаются по сравнению с самостоятельным поиском транспортного средства, поездкой за ним вглубь Европы и доставкой его в Украину. Пересек границу, заглянул на авторынок и если не нашел ничего интересного — повторил поездку позже. Требования льготной уплаты акциза при таком варианте будут соблюдены — понравившуюся машину в Украину будет ввозить лично владелец, а не перегонщик. Пессимисты могут, конечно, возразить, что при покупке машины на приграничных автоплощадках вы будете переплачивать бизнесменам — в отличие от покупки транспорта непосредственно у зарубежного владельца. Это, конечно, справедливо, но вспомните о возможных рисках дальней поездки, а главное — пересчитайте все возможные затраты на подобное мероприятие. Тем более что прогнозируемого обвала цен на подержанные автомобили в Украине, скорее всего, не произойдет. Ведь с учетом правок, предложенных президентом, ожидать существенного притока в нашу страну свежепригнанных машин не стоит, а значит, не будет и весомого повода для снижения цен на отечественных автобазарах.
Из всего сказанного можно сделать вывод — наиболее оптимально и безопасно приобретать подержанную машину на нашем вторичном рынке. Ведь при этом не придется совершать авантюрный вояж, а понравившийся экземпляр можно легко загнать на фирменный сервис для проведения квалифицированной диагностики. Как говорится, лучше синица в руках. Хотя кто-то, безусловно, предпочтет рискнуть — за журавлем в небе.
Расчет поездки за подержанным автомобилем в некоторые страны ЕС |
||||||
Марка/ модель |
Стоимость (в долларах) |
|||||
Год выпуска/ модификация |
Билет на автобус |
Топливо на обратный путь* |
Авто за рубежом |
Таможенные платежи |
Ввезенное и раста- моженное авто** |
Анало- гичное авто в Украине |
Польша (Варшава) |
||||||
Skoda Octavia, 2011 года выпуска, 1,8 TSI |
34 | 130 | 8800 | 3400 | 12500 | 11200 |
VW Passat, 2012 года выпуска, 2,0 TDI |
34 | 130 | 12500 | 4800 | 17600 | 19000 |
Toyota Corolla, 2012 года выпуска, 1,6i |
34 | 130 | 10500 | 3900 | 14700 | 12000 |
Литва (Вильнюс) |
||||||
Skoda Octavia, 2011 года выпуска, 1,8 TSI |
45 | 125 | 10000 | 3400 | 13800 | 11200 |
VW Passat, 2012 года выпуска, 2,0 TDI |
45 | 125 | 11500 | 4800 | 16700 | 19000 |
Toyota Corolla, 2012 года выпуска, 1,6i |
45 | 125 | 8200 | 3900 | 12500 | 12000 |
Германия (Берлин) |
||||||
Skoda Octavia, 2011 года выпуска, 1,8 TSI |
45 | 230 | 11000 | 3400 | 14800 | 11200 |
VW Passat, 2012 года выпуска, 2,0 TDI |
45 | 230 | 10000 | 4800 | 15200 | 19000 |
Toyota Corolla, 2012 года выпуска, 1,6i |
45 | 230 | 11000 | 3900 | 15300 | 12000 |
Расстояние: Киев — Варшава — 770 км, Киев — Вильнюс — 750 км, Киев — Берлин — 1400 км |
||||||
* Ориентировочная стоимость бензина — исходя из обратного километража при среднем расходе топлива 10 л на 100 км пути и стоимости топлива — 2 доллара за 1 литр. ** Стоимость ввезенного авто с учетом расходов на оформление визы, билетов на автобус, минимальных трат на еду и топлива на обратный путь. |