Власти северной страны ужесточают законодательство, которое регулирует предоставление материальной поддержки иностранцам, просящим убежища
В начале этого года в Швеции искал убежище каждый двадцатый беженец, добравшийся до Европейского Союза, осенью прошлого — каждый четвертый. Об этом свидетельствовали данные Евростата. Местные массмедиа писали, что, если так продолжится и дальше, в шведской системе приема мигрантов наметится переломная тенденция. Возможно, на это повлияют и недавно принятые парламентом решения, изменяющие правила предоставления соискателям статуса беженца права на жилье и материальную поддержку в период ожидания решения.
Нововведения коснутся тех, кто получил отказ на свое прошение — они теряют право на материальную поддержку. Это либо суточное пособие, либо право на проживание в жилье от Миграционной службы. Как только решение об отказе в предоставлении убежища вступает в силу, иностранец должен покинуть территорию Швеции.
Большинство мигрантов, ищущих сейчас свое место под солнцем в Европе, едут не только из стран, где идут вооруженные конфликты, но и из экономически неразвитых государств. О том, как обстоят дела в одном из северных регионов Швеции, нам рассказала уроженка Одесской области Анастасия. Два года назад она уехала в эту страну, где пыталась получить статус беженца, но недавно получила отказ (начало ее истории мы публиковали полтора года назад).
— Людей, обращающихся за статусом, не просто много — их уйма, — делится своими впечатлениями Анастасия. — Когда из более полусотни человек в очереди на прием в миграционной службе ты — единственное лицо европейского типа, становятся понятны масштабы потока. Прелестно смотрелась дамочка лет 45-ти, увешанная побрякушками с драгоценными камнями, которая деловито пересчитывала купоны на социальную денежную помощь. Случилось это еще до того, как Брюссель принял решение об изъятии ценностей у беженцев на период ожидания решения о предоставлении или отказе в статусе. Обходятся с ними исключительно вежливо, опасаясь оказаться обвиненными в предвзятом отношении к представителям другой нации, расы, религии.
— К жителям постсоветских республик отношение иное?
— Более строгое — ведь они едут из, скажем так, демократических стран. Кстати, видела одну беженку с Донбасса и ее дочь с явными признаками болезни Дауна. Офицер, проводивший первичный допрос прямо в зале ожидания, не мог понять, почему политические взгляды женщины помешали ей остаться у киевских родственников. Насколько я поняла, их отправили в один из лагерей для беженцев. Одновременно у соседнего столика беседовали с парнем-сомалийцем, и отношение к нему было более благосклонным.
Слышала и о таком интересном нюансе. Если вас на родине избивали в полиции, армии или службе безопасности, вы имеете шансы получить статус беженца. Но только если имеется подтверждение от тех же структур, что они оказывали на вас давление, вели слежку и иными способами «прессовали» вас в течение длительного срока. Да кто ж такую справку даст?
— Что из себя представляют места, где претенденты на статус беженца ожидают решения властей?
— Мне довелось побывать только в одном таком месте — в пригороде Умео (город в северной части Швеции. — Авт.). Там часть помещений отвели под размещение ромов из Румынии: двухъярусные кровати, по шесть — восемь человек в комнате, душ и туалет — в общем коридоре. Кстати, ромы — тоже особый случай. Несмотря на то что в нарушение административного законодательства ЕС и Швеции они занимаются попрошайничеством, их никто не торопится привлекать к ответственности. Во-первых, выдворить практически невозможно после того, как в 2015 году были сняты ограничения на длительность пребывания в других странах Евросоюза для румын и болгар. Во-вторых, очень быстро нашлись неправительственные организации, которые уверяют, что это просто традиционный уклад жизни ромов и рушить его нельзя. Так что число просящих милостыню множится месяц от месяца.
— Несмотря на отказ в предоставлении статуса беженца, ты умудрилась найти себе работу в Швеции и получить визу. Трудно ли это сделать?
— Прежде всего, вас должен хотеть нанять конкретный работодатель. И процесс этот инициирует как раз он, подав соответствующее прошение в миграционную службу. При этом заявление сопровождается подтверждением того, что объявление о вакансии публиковалось в рекрутинговом вестнике Евросоюза не менее 10 дней, регистрационным сертификатом компании, отчетом о работе компании за три месяца, гарантиями, что ваш контракт будет соответствовать всем нормам. То есть у работника будут социальные гарантии, медицинская страховка, а также установленный профсоюзом тариф оплаты труда для данной области деятельности. Миграционная служба может затребовать и иные документы.
После того как работодатель подаст все документы, вас оповестят письмом с контрольным номером запроса, к которому вы присоединяете свои заполненные формы, оплачиваете консульский сбор, отправляете все это и ждете. Получив положительное решение, вы обязаны год проработать в компании, пригласившей на работу, и еще год в той же сфере деятельности. Далее — по обстоятельствам: или вы пойдете в гору, или нужно начинать все по новой.
Работа есть, но найти ее довольно сложно. Везде требуется хотя бы минимальный уровень знания языка, поэтому большинство людей начинают с так называемой практики — бесплатной работы на занятых в программе адаптации иммигрантов предприятиях. Делается это ради общения с коренным населением и развития речи. Увы, в основном это — дорожно-ремонтные работы, озеленение, уборка мусора. Хотя реально найти работу в социальной службе, как это сделала я. Здесь работают студенты (неполный день, чтобы скопить на летний отдых), женщины, длительное время бывшие домохозяйками, а еще соискатели статуса беженца.
Больше шансов у иностранных студентов — выпускников шведских вузов, особенно если они нашли работу еще во время учебы. На это им дается еще три месяца после завершения обучения. Местные работодатели заинтересованы в талантливых ребятах — программистах, менеджерах с оригинальными идеями, дизайнерах и вообще творческих личностях.
— О создании своего бизнеса еще не задумывалась?
— Во-первых, негражданин должен владеть языком, иначе ему сложно будет справиться со всеми формальностями. Есть множество компаний, которые помогут составить бизнес-план и обосновать необходимость организации предприятия именно этого профиля в избранной вами местности. Во-вторых, нужен капитал. Причем законный, показанный в налоговой декларации и на банковском счету, а не наличные средства. Нужно не менее 200 тысяч крон (чуть больше 20 тысяч евро).
Зарегистрировать компанию можно, как и у нас, на домашний адрес, но для этого уже должен быть вид на жительство. Иначе ни контракт на аренду квартиры заключить, ни офис арендовать. Как следствие, большая часть компаний открывается при участии граждан Швеции. Причем даже формальное их участие в бизнесе избавляет предпринимателя от многих проблем. Налоги? Разные, и в зависимости от области деятельности отсрочка по их уплате может составлять до трех лет.
— Читала, что средняя зарплата в Швеции — больше 2,5 тысячи евро. Страна показалась тебе дорогой? К примеру, сколько стоит набор продуктов для приготовления трехлитровой кастрюли борща? За основу возьмем рецепт: 300 граммов мяса, по полкило картофеля и капусты, 300 граммов свеклы, 200 — помидоров, 150 граммов моркови и столько же лука, 50 граммов подсолнечного масла, а также пучок зелени. В июле такой набор в Украине стоил 46 гривен.
— Разброс цен здесь достаточно большой. Самая дешевая свинина — ошеек, прекрасно подходит для борща. Стоит 29—35 шведских крон за килограмм (одна крона примерно равна трем гривням). Обычная картошка (здесь еще продается крупная для фри или молодая для запекания в духовке) — от 5 до 14 крон. Примерно столько же стоит белокочанная капуста — 7—13 крон. Морковь и буряк — от 3 до 15. Дороже стоит молодая свекла, с ботвой, из которой можно приготовить холодный суп на основе кваса. За помидоры просят от 14 до 30 крон — в зависимости от сезона. Белый репчатый лук — 50 крон. Растительное масло (самое распространенное — рапсовое или его смесь с подсолнечным) стоит от 16 до 20 крон за литр. Зелень выгоднее всего покупать полукилограммовыми упаковками за 29 крон. На развес выйдет дороже — порядка 16 крон за 100 грамм.
Так что, произведя несложные арифметические подсчеты, можно вычислить, что за набор продуктов для трехлитровой кастрюли борща шведская хозяйка выложит от 20 до 50 крон. Хотя справедливости ради следует сказать, что вряд ли она будет это делать — местные обычно это блюдо национальной украинской кухни не готовят.
В шведском законодательстве существует масса нюансов, которые необходимо учитывать при трудоустройстве. Например, людей, получивших разрешение на работу сроком менее одного года, в этой стране не регистрируют, и, как следствие, на них не распространяются социальные гарантии. Так что иностранцу нужно самостоятельно озаботиться оформлением страховки, которая могла бы покрыть расходы в связи с болезнью или несчастным случаем.
Лицам, получившим разрешение на работу в Швеции сроком более трех месяцев, предоставляется карта с видом на жительство. Карта является свидетельством о том, что у вас имеется разрешение на пребывание в Швеции. Документ биометрический — он содержит, помимо прочих данных, отпечатки пальцев и фотографию.
В течение первых 24 месяцев иностранный гражданин должен работать исключительно на работодателя, который его трудоустроил, и только в той сфере, которая была указана при оформлении разрешения. Если же он решил найти себе новое занятие до истечения этого срока, то обязан подать ходатайство о выдаче нового разрешения на работу. Как только документ подан, можно менять место и род занятий. Единственное условие — ходатайство подается до истечения срока действия предыдущего разрешения на работу.
Если же иностранный гражданин проработал все 24 месяца и продлил разрешение, то он получает право поменять работодателя без подачи нового ходатайства. Правда, при условии, что сфера деятельности не меняется. При смене вида деятельности подавать ходатайство придется.
Причем при подаче заявления о продлении разрешения на работу нужно будет доказать, что в течение предыдущих двух лет иностранец строго выполнял условия трудоустройства. Поэтому в миграционной службе рекомендуют сохранять все спецификации о зарплате, справки с места работы и документы, подтверждающие, что работник был застрахован в течение всего срока действия разрешения.
Если же иностранец увольняется по своему желанию или же его просят уйти, он получает возможность в течение трех месяцев искать новое место работы. Правда, есть одно условие — вид на жительство должен быть действителен в течение всего этого срока. Конечно, можно подать прошение о его продлении, но к этому времени человек должен уже получить предложение от нового работодателя.