В сентябре известный режиссер отмечает два юбилея: свое 70-летие и 30-летие выхода на экраны любимой зрителями картины
У Владимира Меньшова в этом году два юбилея. 17 сентября режиссер отметит 70-летие, а его легендарному фильму «Москва слезам не верит» недавно исполнилось 30. В столичном киноклубе собралось множество гостей, именинниками были Владимир Меньшов, Вера Алентова, Ирина Муравьева, Раиса Рязанова. Алексей Баталов не смог присутствовать на вечере, но прислал видеообращение. А когда под аплодисменты собравшихся создатели фильма разрезали огромный торт в виде сталинской высотки, «хозяин» киноклуба Эльдар Рязанов сказал: «Пусть ваша жизнь будет такой прекрасной, как судьба этого фильма!» «Приятно слышать искренние слова в честь картины, — взволнованно произнес Владимир Меньшов. — «Москва слезам не верит» попала в какой-то нерв. Мое сердце и сердца всех ее создателей, оказалось, бьются в унисон с чем-то главным, важнейшим. Оно не описывается словами, но присутствует в нашей жизни. И мне это очень дорого!»
Незадолго до юбилея нам удалось побеседовать с Владимиром Меньшовым.
- Мой жизненный опыт подсказывает: что-то вроде судьбы в нашей жизни существует, — сказал Владимир Валентинович. — Я человек не религиозный, но чувствую, что есть какие-то высшие силы, они помогают. Хотя кому-то судьба — как попутный ветер в паруса, а кому-то — как встречный
Москва, которую молодой Меньшов полюбил с первого взгляда, сойдя с Астраханского поезда на Павелецком вокзале, не ответила ему взаимностью. Ее пришлось завоевывать.
- Сейчас я понимаю, что все мои провалы в поступлении в школу-студию МХАТ были закономерными, — говорит режиссер. — Сыграли роль недостаточная подготовка, провинциальность. По большому счету, я пытался втиснуться не в свой мир. Может быть, так и не избавился от провинциальности
Окончив школу с серебряной медалью, я был почти уверен, что без труда поступлю во ВГИК. Но первая попытка оказалась неудачной. Вернулся в Астрахань, пошел работать: был матросом, токарем, шахтером в Воркуте
- Никогда не забуду слова Владимира Валентиновича: «Думал ли я, лежа в шахтерском забое, что буду представлять свой фильм во Франции», — вспоминает актриса Ирина Муравьева.
- Улыбкой судьбы считаю поступление во ВГИК на курс Михаила Ромма, — говорит Владимир Меньшов. — Чтобы принять меня в свою мастерскую, Ромму пришлось ввести новую форму обучения — аспирантуру при кафедре режиссуры. Первую мою учебную работу — фильм к 50-летию ВГИКа — признали слишком крамольной и решили уничтожить — смыть с пленки. Это был какой-то чиновничий перепуг! А как бы фильм сейчас пригодился к нынешнему 90-летнему юбилею ВГИКа!
Битым Меньшов оказывался не раз. Ему доставалось и от кинокритиков, и от чиновников от культуры. Но народ все его фильмы принимал
- В этом фильме серьезно дописывалась линия героини Гурченко Раисы Захаровны, — рассказывает Владимир Меньшов. — В первоначальном варианте сценария она была прописана формально — разлучница, и все. Но мне хотелось сделать Раису Захаровну женщиной с биографией. И то, как герой Михайлова ойкает, тоже было придумано на площадке. В квартире Раисы Захаровны мы расставили кактусы, и Василий все время на них натыкался: «Ой! Ой!» Это форма существования в новой, для него не предназначенной жизни.
Фильм снимали в Карелии. Это было чудесное для Меньшова время, ведь ребенком он жил на севере, откуда отца потом перевели на работу в Астрахань.
- Северяне — особые люди, — говорит Меньшов. — На севере сохранилась русскость в чистом виде. Это места, куда не дошли татаро-монголы, не смешались с нами. Снимая «Любовь и голуби», мы душой отдыхали. Все вспоминают тот период как волшебство какое-то. Я возвращался в дом, где живут герои фильма Кузякины. Это был добротный дом, нам пришлось только деревянный настил во дворе построить, как это делают в Сибири.
С Верой Алентовой Меньшов познакомился в школе-студии МХАТ. Они очень красивая пара, хотя в их отношениях был непростой период: супруги расходились и жили отдельно друг от друга. Но испытания только укрепили их любовь.
- В 1989 году, когда отмечалось десятилетие фильма «Москва слезам не верит», я пригласил Владимира Меньшова на передачу «Камера смотрит в мир», — вспоминает журналист-международник Игорь Фесуненко. — Интервью записывали у меня дома. Помню, Владимир Валентинович как-то нервно вошел, сел. Затем спросил: «У вас есть телефон?» «Верочка, ты не волнуйся, я у журналиста Фесуненко. Сейчас поговорю и приеду», — сказал он жене по телефону. И тут же успокоился: «Все, я к вашим услугам». Когда Меньшов уехал, моя супруга сказала с горечью: «Видишь, как человек любит свою жену. Вот так надо строить семейную жизнь!»
Юлия Меньшова, дочь Веры Алентовой и Владимира Меньшова, успешная актриса, правда, снять ее в своих фильмах отец еще не успел.
- Я не отговаривал дочь от актерской профессии, — рассказывает Владимир Меньшов. — Она старалась быть самостоятельной. У детей известных людей всегда комплексы, они все время должны доказывать и другим, и себе, что не по блату, а самостоятельно могут добиться успеха. Конечно, Юле не труднее было его добиться, чем мне. Но препятствие, когда на тебя смотрят, как на блатного, тоже надо преодолеть. Ей это удалось.
- Получив от Владимира Меньшова предложение сыграть слесаря Гошу, я вначале отказался, потому что в то время не хотел больше сниматься в кино, — рассказывает Алексей Баталов. — Потом мы еще раз встретились, и Владимир Валентинович сформулировал мысль, которая мне сразу понравилась: «Физика же играл и рабочего тоже. А здесь все вместе!» Посмотрев сценарий, я понял, что требуется не чистый пролетарий, а человек со своими мыслями, чувствами, неправильными поступками. Такой рабочий выбивался из советского стандарта В результате многие замечательные эпизоды были вырезаны из фильма, а оставшиеся подверглись критике. Например, когда я выпиваю — в плаще на голое тело
- У меня было полное отчаяние, после выхода картины на экраны ее так ругали! — вспоминает Вера Алентова. — Было так горько не только за себя, но и за своего несчастного мужа. Он совсем не достоин битья, которое ему устроили.
В 1980 году Американская академия киноискусства отобрала фильм «Москва слезам не верит» в числе номинантов на премию «Оскар», но Владимира Меньшова в США не пустили.
- Уже после я узнал, что на меня писались доносы, — говорит Владимир Меньшов. — Я считался неблагонадежным и был невыездным
Во время церемонии вручения премии «Оскар» картину Меньшова объявили «Лучшим иностранным фильмом», но за статуэткой вышел чиновник из посольства СССР. Интриги и пакости чиновников и коллег режиссер вспоминает с иронией. В тот звездный год успех фильма «Москва слезам не верит» затмил все плохое.
- Если «Розыгрыш» был популярен больше среди молодежи, то «Москва слезам не верит» — это запруженные площади перед кинотеатрами, мешки писем со словами восторга и благодарности, — вспоминает Владимир Меньшов. — Все это создавало постоянное ощущение праздника.
В 1981 году Меньшов второй раз стал лауреатом Государственной премии СССР.
- Счастливым себя чувствую, как правило, задним числом, — говорит Владимир Валентинович. — Испытал подобное, когда после долгих попыток был принят в театральное училище, попал к Ромму, женился, после триумфа фильма «Москва слезам не верит». Это счастье, растянутое во времени Сам момент счастья какой-то немного размазанный: ты боишься, чтобы ничего не сорвалось и только по прошествии лет понимаешь: это была одна из самых счастливых минут в жизни.