На территории Бельского городища археологи откопали свыше трех десятков уникальных драгоценностей
За золотом скифов (древние ираноязычные племена, обитавшие в VIII веке до нашей эры -- IV веке нашей эры в степах Северного Причерноморья от Дуная до Дона) охотились с незапамятных времен. У всех народов золото является символом богатства, но у в иранской мифологии оно отождествлялось с огнем, солнцем и вечной жизнью. Поэтому курганы, где скифы имели обычай хоронить своих предков, были буквально «нашпигованы» драгоценными украшениями. Причем, не только захоронения знати, но и челяди. Умершего отправляли в загробный мир в одежде и обуви, сплошь покрытыми металлом «вечной жизни». И практически с первых захоронений скифские курганы начали грабить. Понятно, что спустя тысячелетия найти в земле скифское золото является очень большой удачей. Но именно такая удача улыбнулась 28 июля научной экспедиции музея археологии и этнографии Слободской Украины при Харьковском национальном университете им.
Кстати, залегали сокровища на глубине не более чем 30−50 сантиметров. И курган на некрополе «Скоробор», где происходили раскопки — один из многих в Бельской крепости, которая раскинулась на площади около 5 тысяч гектаров. За 110 лет, на протяжении которых ученые ведут здесь поиски артефактов, земля тут изрыта, что называется, вдоль и поперек. Но столь богатый «улов» попался именно сейчас.
Руководитель экспедиции, директор харьковского музея археологии и этнографии Ирина Шрамко, сознается, что не поверила словам старшего научного сотрудник музея Станиславу Задникову, когда он позвонил и сказал, что нашел золотую бляшку в виде козлика. Подумала, шутит. Но, тем не менее, сразу же выехала в Бельск. И, пока ехала из Харькова, информация о количестве золота радовала все больше и больше.
— В четверг под вечер археологи откопали четыре раритета, —— рассказал «ФАКТАМ» полтавский тележурналист Сергей Блавацкий, которому удалось единственному из представителей СМИ побывать на месте необычной находки и в реальном времени снять процесс золотодобычи. — В пятницу утром мы вместе с заместителем председателя областного совета Анатолием Ханко, ранее работавшим археологом, отправились в Бельское городище. По дороге нам радостно докладывали: «Уже есть десять фигурок!», «Еще добавился десяток!», «Двадцать пять, и это, похоже, не конец!». При нас члены экспедиции с помощью металлоискателя обнаружили и бережно, используя специальные инструменты, еще несколько типично скифских украшений в виде зверушек. Археологи были настолько уставшие, что работали лежа на земле.
— Ты держал изделия их знаменитого скифского золота в руках. Они тяжелые?
— Наоборот, очень легкие, тоненькие, как будто из фольги сделанные. Но, тем не менее, бесценные. Даже не верится, что эти вещи пролежали в земле свыше 2700 лет!
— У археологов не было соблазна продолжить раскопки?
— Нет, для этого уже не было оснований. При нас они забросали вырытую яму землей, разровняли ее, сфотографировали место и уехали. Находки будут храниться в музее археологии и этнографии при Харьковском национальном университете имени Каразина.
— За свою длительную практику я только раз и находил золотую бляшку, совсем маленькую, размером один на один сантиметр, — светятся счастьем глаза Станислава Задникова. — А тут настоящее богатство! Свыше трех десятков украшений, которым попросту нет цены! Такими бляшками с дырочками скифы украшали одежду, а без дырочек — обувь в виде аппликаций (их, вероятно, наклеивали на кожу). Эти изделия известны на Правобережье Днепра, в средней части Днестра, на Кавказе, а вот на Левобережье найдены впервые! Для Бельского городища они вообще уникальны.
Как полагают ученые, им посчастливилось раскопать курган, в котором произведено одно из первых захоронений древних скифов, относящееся ко второй половине VII века до нашей эры. Насыпь была небольшой, и грабители (скорее всего, сами скифы) пробили сверху яму и вошли через нее в погребение.
— Чтобы не возиться в темноте с поиском золотых украшений, злоумышленники забрали их вместе со скелетами, поэтому нельзя точно сказать, кто был захоронен в кургане — мужчина или женщина. Как и того, сколько вообще покойников там было погребено, — рассказывает руководитель экспедиции Ирина Шрамко. — Из костей обнаружен лишь один зуб. Хотя золотые украшения в виде ромашки и бисер указывает на их принадлежность особи женского пола. К тому времени, когда погребение было потревожено, нитки, которыми крепились бляшки к одежде, вероятно, перегнили, и драгоценности попросту рассыпались. Самое ценное, конечно, было забрано. Но, к счастью, что-то упало, что-то где-то зацепилось, кое-что растащили кроты… Поэтому наши поиски увенчались сегодня успехом.
Станислав Задников отмечает еще одну уникальность находки. Среди артефактов есть женская подвеска с припаянным ушком, что указывает на ее неместное происхождение -- древние скифы не знали пайки. Это подтверждает наличие торговых связей наших предков с племенами, жившими в Передней (западной и юго-западной) Азии, на Кавказе, в Урарту.
Добычей археологов стали также два наконечника, часть ножа и много керамических изделий, обнаруженных в погребении.
Фото из социальных сетей