«Иногда езжу в маршрутке на дачу по Одесской трассе. Водители при возможности стараются набить до отказа маленький автобус, включают музыку в салоне, не заботясь о том, что не у всех пассажиров есть желание слушать этот „концерт“. А еще шофер может считать деньги во время движения. Но больше всего меня поражает, как он умудряется крутить барантку и разговаривать по телефону. Ну есть же правила для водителей?! Кто-то должен их контролировать?»
Ольга Трофимовна, Киев
— Согласно пункту Правил оказания услуг пассажирского автотранспорта (утверждены постановлением Кабмина Украины от 18 февраля 1997 № 176) перевозчик обязан обеспечить соблюдение персоналом требований законодательства и защиту прав потребителей, принимать меры для безопасной и удобной поездки пассажиров и доставки багажа в соответствии с договором перевозок и расписанием движения, компенсировать ущерб здоровью и имуществу пассажира, — рассказал «ФАКТАМ» глава Госслужбы Украины по безопасности на транспорте Михаил Ноняк. — А согласно пункту 147 Правил водитель автобуса обязан опрятно одеваться, быть вежливым с пассажирами, продавать билеты до начала движения в случаях, предусмотренных законодательством. Сотрудники Укртрансбезопасности постоянно проверяют водителей и при выявлении нарушений вышеуказанных норм законодательства их привлекают к административной ответственности (применяются штрафные санкции независимо от формы собственности предприятия-перевозчика).
Если водитель разговаривает по телефону во время движения транспорта или перевозит пассажиров без посадочного места, в этом случае он нарушает Правила дорожного движения, которые контролируются Национальной полицией (согласно пункта 11 статьи 23 Закона Украины «О Национальной полиции»), и госконтроль за выполнением этих Правил возлагается на Укртрансбезопасность, органы Нацполиции и Госпотребинспекцию.
Так, свои письменные жалобы на водителей-нарушителей, которые не соблюдают правил безопасной перевозки пассажиров, можно адресовать, в частности, в Укртрансинспекцию (Киев, проспект Победы, 14).
В то же время частные автомобильные перевозчики являются самостоятельными субъектами хозяйствования и сами могут применить к своим водителям дисциплинарные меры. Достаточно набрать телефон такого перевозчика (координаты должны быть в каждом салоне транспортного средства) и высказать претензии. Между тем, как сообщили в горгосадминистрации, согласно заключенному меморандуму о сотрудничестве между Укртрансбезопасностью и столичным департаментом транспортной инфраструктуры, сейчас создаются совместные мобильные группы для проверки легальности работы пригородных маршруток. Будут контролировать также, где они останавливаются и согласовывают ли въезд в город с профильным департаментом. Заставляя перевозчиков работать в рамках правового поля, столичные власти хотят обеспечить безопасность движения и улучшить качество транспортных услуг.
Задайте свой вопрос «ФАКТАМ»: vopros@fakty.ua